2а-987/2018 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
17 июля 2018 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Дубовиковой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Рябцову Антону Борисовичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась в суд с иском к Рябцову А.Б. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 гг. в размере 2700 руб. и пеней в размере 1709 руб. 15 коп., ссылаясь на то, что ответчик в указанный период являлся собственником транспортного средства: ВАЗ 2106, г.р.н. Р846ОР47, однако в установленные сроки соответствующие налоги не оплатил.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы судебного приказа Тундрового судебного участка № 2а-3582/2017, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили, мотоциклы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Законом Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате сумм налогов пенями, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 указанной статьи начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
При этом пени могут взыскиваться только в том случае, если были приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих налогов. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Согласно п. 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
По сведениям Управления ГИБДД России, за ответчиком зарегистрированы транспортные средства: с 31.03.2012 по настоящее время КИА SLS, г.р.з. У993СК47, с 11.03.2009 по настоящее время ВАЗ2106, г.р.з. Р846ОР47.
С учетом сведений об объектах права собственности ИФНС сформированы налоговые уведомления: № 346759 от 17.04.2015, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 01.10.2015 транспортный налог за 2014 год по ВАЗ2106 – 1350 руб., по КИА SLS – 5250 руб.; №107354715 от 12.09.2016, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 01.12.2016 транспортный налог за 2015 год в сумме 1350 руб.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений НК РФ, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ, действующей с 03 января 2011 года до 04 апреля 2013 года, содержала аналогичные положения, за исключением того, что установленная законом сумма составляла не 3 000 рублей, а 1 500 рублей.
Анализ положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Как установлено судом, требованием № 151837 от 11.11.2015 Рябцову А.Б. предложено в срок не позднее 23.12.2015 уплатить: транспортный налог за 2014 год, по сроку уплаты 01.10.2015, исчисленный в связи с наличием в собственности транспортного средства ВАЗ2106, в сумме 1350 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 11,16 руб.
Требованием № 7900 от 09.11.2016 Рябцову А.Б. предложено в срок не позднее 20.12.2016 уплатить пени по транспортному налогу в сумме 1692,61 руб.
Требованием № 15453 от 14.12.2016 Рябцову А.Б. предложено в срок не позднее 10.05.2017 уплатить транспортный налог за 2015 год, по сроку уплаты 01.12.2016, исчисленный в связи с наличием в собственности транспортного средства ВАЗ2106, в сумме 1350 руб.; пени по транспортному налогу в сумме 5,40 руб.
Общая сумма транспортного налога и пеней, подлежащая взысканию с физического лица по недоимке за 2014 год, исчисленной в связи с нахождением в собственности транспортного средства ВАЗ2106, по ранее направленному требованию № 151837 от 11.11.2015 составила 1361,16 руб., не превышала 3 000 руб., срок уплаты по данному истекал 23.12.2015.
Задолженность по уплате пени по транспортному налогу в размере 1692,61 руб., указанная в требовании № 7900 от 09.11.2016, в установленный срок (20.12.2016) не оплачена.
Задолженность по транспортному налогу и пени в размере 1355,40 руб., указанная в требовании № 15453 от 14.12.2016, в установленный срок (10.05.2017) не оплачена.
Общая сумма по транспортному налогу по требованиям №151837 от 11.11.2015, № 7900 от 09.11.2016 и №15453 от 14.12.2016 составила 4409,17 руб. (налог 1350 руб. за налоговый период 2014 год + 11,16 пени по недоимке за 2014 год + 1692,61 руб. пени по недоимке за 2013-2014 гг.+ налог 1350 руб. за налоговый период 2015 год + 5,40 руб. пени по недоимке за 2015 год).
Таким образом, общая сумма недоимки по транспортному налогу превысила 3 000 рублей по истечении срока исполнения требования N 7900 об уплате пени по недоимке за 2013-2014 гг., т.е. с 20.12.2016 и это превышение произошло в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования N 151837 об уплате транспортного налога за 2014 год и пени, со сроком исполнения до 23.12.2015.
В этой связи, при исчислении срока на обращение в суд с заявлением о взыскании подлежат применению положения абзаца 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, с учетом которых налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда общая сумма недоимки по транспортному налогу и пени превысила 3 000 рублей, т.е. до 20.06.2017.
Однако ИФНС России по г.Воркуте обратилась к мировому судье Тундрового судебного участка г.Воркуты с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Рябцова А.Б. недоимки по транспортному налогу и пени за 2014-2015 гг. – 20.10.2017, т.е. с пропуском срока.
Уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренные законом сроки обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а в последующем с административным исковым заявлением, не имелось. Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, не представлено.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республике Коми к Рябцову Антону Борисовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 2 700 руб. и пеней в размере 1 709 руб. 15 коп. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |