Решение по делу № 2а-1413/2019 от 19.03.2019

                                                                            Административное дело № ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

             16 апреля 2019 года                                                                                 г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ РБ Усольцева Л.А.,

при секретаре    Гулгеновой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах несовершеннолетнего И. к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании действий незаконными, обязании зарегистрировать И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций г. Улан-Удэ с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетнего И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., прокурор Советского района г. Улан-Удэ просил признать действия МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» незаконными по отказу в принятии несовершеннолетнего И. на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования в целях зачисления в дошкольные образовательные организации г. Улан-Удэ, обязать МКУ зарегистрировать И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций г. Улан-Удэ с даты первоначального обращения – с ДД.ММ.ГГГГ в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ было рассмотрено обращение Горчаковой Л.В. о неправомерных действиях Комитета по образованию г. Улан-Удэ, выразившихся в отказе в принятии ее сына, И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования в целях зачисления в дошкольные образовательные организации.

Прокурор обращается в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов малолетнего И., ДД.ММ.ГГГГ.р., поскольку в силу своего возраста он не в состоянии самостоятельно защитить свои права и интересы и нуждается в особой государственной защите. ДД.ММ.ГГГГ Горчакова Л.В. через ГБУ «...........» обратилась в МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» с заявлением о регистрации ребенка в реестре будущих воспитанников образовательных организаций, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования. Комитетом по образованию г. Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в принятии на учет И. из-за неподтверждения факта проживания ребенка в г. Улан-Удэ. До настоящего времени ребенок Горчаковой не поставлен в очередь для получения места в образовательных организациях, реализующих программу дошкольного образования. Действия ответчика являются незаконными, так как, Федеральным законом «Об образовании в РФ» гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», утвержден постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98. В момент обращения Горчаковой Л.В. действовала редакция от 04.10.2016. Согласно абз. 6 п. 2.7 указанного порядка заявителю отказывается в постановке ребенка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в случае, если ребенок не проживает на территории городского округа «город Улан-Удэ». В соответствии с п. 1.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет, формирование очередности и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, (детские сады) городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 02.09.2015 № 240, заявителями являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по воспитанию детей в возрасте от рождения до 7 лет (родители, опекуны или иные законные представители ребенка), проживающие на территории городского округа «Город Улан-Удэ». Действующее законодательство постановку на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, связывает с местом жительства ребенка, а не с местом его регистрации. В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации. В силу ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года № 4-П, раскрывая конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах. Регистрация является предусмотренным федеральным законодательством способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Статьей 5 вышеуказанного закона от 25.06.1993 г. № 5242-1 закреплено право гражданина Российской Федерации не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации. Малолетний сын Горчаковой Л.В. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном в .... Однако фактически ребенок вместе с родителями проживает в ... с рождения по настоящее время в арендуемом жилом помещении, что подтверждается следующими обстоятельствами. В свидетельстве о рождении ребенка И. его местом рождения указан .... С ДД.ММ.ГГГГ семья Г проживает по адресу: ..., согласно договора найма жилого помещения, заключенного с С. С ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени ребенок обслуживается в ГБУЗ «........... Отец ребенка работает в ... у индивидуального предпринимателя Я. (место работы – ...). Отсутствовали законные основания у ответчика для отказа в регистрации малолетнего Г в реестре будущих воспитанников образовательных организаций .... Незаконный отказ органа местного самоуправления препятствует реализации права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное образование.

Определением суда от 22.03.2019 г. постановлено о рассмотрении требований прокурора в порядке, установленном КАС РФ ( л.д. 1-3).

В судебном заседании представитель административного истца Прокурора Советского района г. Улан-Удэ по доверенности Юрьева М.Н. иск поддержала по доводам искового заявления в полном объеме. Она настаивала на его удовлетворении, ссылалась на незаконность действий Комитета, необходимость устранения допущенных Комитетом нарушений прав ребенка на доступное бесплатное дошкольное образование.

Административный истец Горчакова Л.В., являющаяся законным представителем несовершеннолетнего И., просила удовлетворить иск прокурора, заявленный в интересах ее ребенка по ее обращению к прокурору. Она настаивает на том, что фактически проживает с супругом и двумя детьми в арендованном жилом помещении в г. Улан-Удэ, договор найма она предоставила. В перечне требуемых документов по постановке ребенка на учет для получения места в детском саду не были указаны документы о регистрации ребенка. Договор найма она предоставляла на личном приеме сотруднику Комитета по образованию Дымчиковой О., но та не стала принимать документ и выдала отказ в постановке ребенка на учет в реестре будущих воспитанников образовательных организаций города, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.

Представитель административного ответчика по доверенности Донаканян И.Г. не согласилась с требованиями прокурора, просила учесть письменные возражения, отказать в удовлетворении заявленных требований. Она ссылалась на то, что административное исковое заявление подано прокурором, которому не предоставлено такое право федеральным законодательством, поскольку, в соответствии со ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, осуществляется родителями. Отсутствуют основания для признании незаконными действия Администрации г. Улан-Удэ по отказу в принятии на учет Горчакова И.В. по следующим основаниям. Согласно статье 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. В целях учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования и закрепления муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98 утвержден Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ» (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 2.4. Порядка (в редакции действующей в спорный период) основанием для внесения данных о ребенке в реестр будущих воспитанников является подача заявителем или его представителем (далее -заявитель) заявления (приложение N 1 к настоящему Порядку) в электронном виде через Интернет-портал "Единый портал государственных услуг" (www.gosuslugi.ru) (далее - ЕПГУ), а также при личном обращении в образовательную организацию, в ГБУ "Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг". Согласно пункту 2.5 Порядка с заявлением заявители предоставляют следующие документы:- документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законного представителя);- оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка). Гражданин вправе предоставить документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории г. Улан-Удэ: свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или выписку из лицевого счета жилого помещения. Если заявитель не представил по собственной инициативе данные документы, Комитет запрашивает сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия. Пунктом 2.4.1. Порядка предусмотрено, что подача заявления в электронном виде представляет собой заполнение заявителями электронной формы заявления через ЕПГУ. К электронной форме заявления заявители прилагают сканированные копии и/или фотографии документов в соответствии с п. 2.5 настоящего Порядка. Специалист Комитета, ответственный за прием документов, в течение 3 рабочих дней проверяет наличие документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, удостоверяясь, что:фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства ребенка заявителя и/или заявителя написаны полностью; сканированные копии и/или фотографии документов не имеют серьезных повреждений и/или исправлений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание. В случае необходимости специалист, ответственный за прием документов, запрашивает подтверждение документов через систему межведомственного взаимодействия. Горчаковой Л.В. через ЕПГУ были поданы сканы паспорта и свидетельства о рождении. При этом в заявлении был указан адрес проживания: .... Поскольку заявителем документы, подтверждающие проживание по указанному адресу, не были предоставлены, Комитетом через систему межведомственного запроса (далее - СМВЗ) был сделан запрос. Однако в ответе на запрос было указано, что И. по указанному адресу не значится. В соответствии с пунктом 2.7. Порядка заявителю отказывается в постановке ребенка на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в случае:- обращения с заявлением лица, не являющегося родителем ребенка (его законным представителем); - если возраст ребенка превышает 7 лет; - наличия ребенка в электронном реестре будущих воспитанников образовательных организаций; -если ребенок не проживает на территории городского округа "Город Улан -Удэ". Аналогичные положения также предусмотрены Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, постановка на учет, формирование очередности и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), городского округа "...", утвержденное Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 02.09.2015 N 240 (далее-Административный регламент). Поскольку документов, подтверждающих проживание ребенка на территории городского округа «Город Улан-Удэ», заявителем представлено не было, а также указанное не подтвердилось в ответе на запрос через СМВЗ, то у Комитета отсутствовали основания для постановки на учет И. Отказ Комитета по образованию в постановке И. на учет детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), городского округа "Город Улан-Удэ» является законным, поскольку полностью соответствует требованиям, предусмотренным Порядком и Административным регламентом. При подаче заявления в Комитет по образованию Горчаковой Л.В. документы, которые представлены в суд, представлены не были. Комитет при рассмотрении заявления оценки данным документам не давал. Указанное свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны истца, что в силу статьи 10 Гражданского кодекса РФ не подлежит судебной защите. Необоснованным находит требование прокурора об обязании Комитета по образованию зарегистрировать И. в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций с даты первоначального обращения. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского Кодекса РФ). В соответствии с положениями Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; местом жительства несовершеннолетнего И. является .... Представленный договор найма не может являться доказательством места жительства Г, поскольку является незаключенным в соответствии с п. 2 ст. 674 ГК РФ, так как, заключенный на срок более года ( до ДД.ММ.ГГГГ), подлежал государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Не является доказательством места жительства ребенка закрепление его за поликлиникой г.Улан-Удэ в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», поскольку, медицинское страхование возможно получить как временно, так и постоянно на всей территории РФ, следовательно, не свидетельствует о постоянном проживании на территории городского округа «город Улан-Удэ». Решение о постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, принимается органом местного самоуправления в административном порядке, в компетенцию суда не входит принятие указанного решения. Суд не вправе подменять собой орган, на который в силу закона, возложена обязанность решения данного вопроса.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд заявленные прокурором требования находит обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии у прокурора полномочий на подачу искового заявления в интересах И. являются безосновательными.

Полномочия прокурора в административном деле регламентированы в статье 39 КАС РФ. Как и в гражданском процессе, прокурор может участвовать в деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Прокурор вправе подать административный иск, в том числе и об оспаривании решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных организаций (ст. 218 КАС). Возможность обращения прокурора в защиту интересов гражданина обусловлена такими особенностями, когда тот по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1 ст. 39 КАС). В связи с обращением прокурора Советского района г.Улан-Удэ с иском в защиту интересов несовершеннолетнего лица И., который в силу несовершеннолетнего возраста не может сам обратиться в суд, такое обращение суд находит соответствующим положениям как ст. 49 ГПК РФ, так и ст. 39 КАС РФ, не противоречащим положениям ст. 56 СК РФ.

Суд соглашается с позицией административного истца прокурора по делу о незаконности действий МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» по отказу в принятии И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования в целях зачисления в дошкольные образовательные организации города Улан-Удэ, так как, она основана на подробном изложении правильно указанных фактических обстоятельств проживания ребенка в г. Улан-Удэ и правильном толковании положений законодательства РФ.

В письменном возражении административный ответчик утверждал со ссылкой на ст. 20 ГК РФ, что следует определить местом жительства несовершеннолетнего И.    в ... РБ, а не в г. Улан-Удэ, учитывая место жительства его законных представителей по адресу в районе республики с учетом имеющейся регистрации.

Указанные утверждения представителя административного ответчика судом не принимаются во внимание в силу неправильного толкования закона. Родители И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы в различных районах Республики Бурятии : отец ребенка Г зарегистрирован согласно сведений из его паспорта в трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ в ... РБ, ... ( л.д. 47), мать ребенка - Горчакова Л.В. в ... ( л.д. 40,44). Поэтому, отсутствуют основания согласиться с доводом ответчика о месте жительства ребенка в ... РБ.

Суд находит, что общие положения Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не могут применяться при оценке сложившихся правоотношений по реализации права ребенка на образование, поскольку, следует исходить из положений специального законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Это следует из положений ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», предусматривающей, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно    ст. 5 ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ предусмотрены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, которые заключаются в том, что в РФ гарантируется право каждого человека на образование; право на образование в РФ гарантируется независимо от таких обстоятельств, в том числе, места жительства.

Аналогично праву на медицинское обслуживание, предоставляемое на всей территории РФ вне зависимости от места проживания, подлежит реализация государственных гарантий предоставления права на образование вне зависимости от места жительства, что предусмотрено вышеуказанной нормой ст. 5 ФЗ «Об образовании в РФ».

Из буквального содержания п. 2.5 Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98, не следует, что заявитель Горчакова Л.В. при обращении с заявлением относительно постановки ребенка И. на учет в детский сад обязана была предоставить документ о регистрации ребенка на территории города Улан-Удэ, так как, в списке обязательно предоставляемых документов документ о регистрации ребенка на территории г. Улан-Удэ указан не был.

Это следует из буквального содержания абзаца 2 п. 2.5 указанного выше Порядка, предусматривающего, что « гражданин вправе предоставить документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории г. Улан-Удэ: свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания или выписку из лицевого счета.

Указанная в абзаце 2 п. 2.5 Порядка норма не носила императивного характера, так как, не была выражена в категоричной форме, соответственно, не носила обязательного для исполнения характера.

Между тем, в абзаце 3 п. 2.5 и абзаце 2 п. 2.6 предусматривается совершение действий специалиста Комитета по обязательному запросу сведений о регистрации ребенка, возможности отказа Комитета в постановке на учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в случае неподтверждения сведений по регистрации ребенка на территории ГО «Город Улан-Удэ.

Суд привел толкование вышеназванных норм Порядка, учитывая, что приведенные в нем формулировки явно свидетельствовали о фактически предъявленных требований предоставления доказательств регистрации ребенка на территории г. Улан-Удэ, поскольку, названные документы: свидетельство о регистрации, выписка из лицевого счета на жилое помещение, не могут быть получены в отношении лиц, не зарегистрированных в жилых помещениях. Названный перечень указан закрытым, так как, не указано о возможности предоставления иных документов.

В силу противоречивости формулировок в абзацах 2 и 3 п. 2.5 и абзаца 2 п. 2.6 Порядка, исходя из положений законодательства, суд исходит из положений абзаца 1 п. 2.5, не предъявлявшего к родителю требования об обязательном предоставлении документа о регистрации ребенка.

Фактически заявленное требование органа муниципального образования к родителю Горчаковой Л.В. предоставить доказательства регистрации ребенка на территории данного муниципального образования ( в г. Улан-Удэ) согласно полученного ей отказа в принятии на учет ребенка ( л.д. 24) не соответствует вышеуказанному Порядку, который в перечне необходимых документов прямо не содержит требования предоставить доказательства относительно места регистрации ребенка. Указанное фактически заявленное требование не соответствует также федеральному законодательству, и нормам международного права, так как, такие требования безосновательно создают незаконные препятствия в реализации права ребенка на образование.

Приоритет норм международного права над национальным законодательством закреплен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, являющейся основным законом государства.

В статье 19 Конституции РФ закреплено равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод. В статье 27 Конституции РФ закреплено, что каждый, законно находящийся на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться и выбирать место своего пребывания или жительства.

Положениями ст. 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Основное общее образование и муниципальные образовательные учреждения должны быть общедоступны и бесплатны. Родители должны обеспечить получение их детьми основного общего образования.

Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 13.12.2005 г. «Дело Тимишев …» (жалобы № 55762/00 и 55974/00), рассматривая обращение гражданина РФ Тимишева И.Я., которому было отказано в приеме детей в образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства, пришел к выводу о нарушении РФ статьи 2 Протокола № 1 к Конвенции, запрещающей отказ от предоставления права на образование. При этом он исходил из того, что указанное положение не имеет установленных исключений, данное право аналогично сформулированному в других международных документах – Всеобщей Декларации прав человека (ст. 26), Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13), Конвенции о правах ребенка (ст. 28).

24.07.2006 г. в письме № 01-678/07-01 « О праве детей на образование в РФ» Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обращалось внимание всех руководителей органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приеме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел, содержалась просьба принять меры по недопущению на территории РФ нарушений международного и российского законодательства, со ссылкой на имеющуюся в Европейском Суде по правам человека практику рассмотрения дел, связанных с нарушением прав детей на образование в РФ, положения международного законодательства ( ст. 2 Протокола №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод) о запрете отказа от предоставления права на образование.

Суд находит доказанным обстоятельство фактического проживания несовершеннолетнего И. по адресу..., указанному в заявлении при постановке ребенка на учет для получения места в детском саду города. Это следует из свидетельства о рождении ребенка, так как, И. родился в ... ( л.д. 13), представленной родителем ребенка медицинской документации в виде истории развития ребенка, обозренной судом, подтверждающей довод иска об обслуживании ребенка И. в ГБУЗ «........... ) по месту жительства: ... Доказано обстоятельство наличия у отца ребенка Г постоянного места работы в городе Улан-Удэ согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 46-47). Договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между С. (наймодателем) и Горчаковой Л.В. (нанимателем) подтверждает обстоятельство предоставления наймодателем нанимателю жилого помещения по адресу: ..., для проживания в нем нанимателя и членов его семьи за плату на срок с ДД.ММ.ГГГГ Поскольку, период действия настоящего договора на момент рассмотрения дела не превысил 1 года, не могут быть признаны заслуживающими внимание доводы Комитета о его незаключенности по мотиву несоблюдения требований обязательной государственной регистрации. Фактическое проживание Горчаковой Л.В. по адресу: ..., подтверждается обстоятельством получения ей по указанному адресу судебного извещения через оператора почтовой связи согласно уведомления о личном вручении ( л.д. 39).

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В п. 2 ст. 20 ГК РФ предусматривается, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Родители ребенка И. проживают фактически по адресу: ..., что не было опровергнуто представителем административного ответчика. Невозможно согласиться с позицией административного ответчика о месте жительства ребенка И. в ... РБ в силу регистрации отца в указанном районе. Никаких доказательств раздельного проживания родителей, определения места жительства ребенка с отцом предоставлено суду не было.

На основании изложенного, находя доказанным обстоятельство фактического проживания И. в г. Улан-Удэ по адресу: ..., суд находит обоснованным довод иска прокурора о возникновении у ребенка права на получение дошкольного образования по месту своего фактического проживания с родителями в г. Улан-Удэ.

Отказ административного ответчика в принятии ребенка И. на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования, в целях зачисления в дошкольные образовательные организации г. Улан-Удэ, от ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомления ( л.д. 24), суд находит незаконным на основании совокупности исследованных по делу доказательств, вышеуказанных положений закона, в связи с тем, что в принятом Порядке постановки на учет в пакете документов не предусматривалось обязательного требования о необходимости подтверждения факта проживания ребенка в г. Улан-Удэ, международное и федеральное законодательство РФ не допускает отказ в предоставлении образования по мотиву отсутствия регистрации ребенка по месту жительства, обстоятельство проживания ребенка И. в г. Улан-Удэ нашло достаточное доказательственное подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Незаконный отказ административного ответчика в принятии ребенка И. на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования, в целях зачисления в дошкольные образовательные организации г. Улан-Удэ, нарушил право ребенка на образование, поскольку, создал ему препятствия в реализации права на доступное и бесплатное образование, так как, необходимым условием получения которого в городе Улан-Удэ предусмотрен порядок постановки детей на учет в соответствии с вышеназванным Порядком, утвержденным Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98.

Не может приниматься во внимание довод представителя административного ответчика о непредоставлении Горчаковой Л.В. документального подтверждения обстоятельства проживания ребенка в городе Улан-Удэ в виде Договора найма жилого помещения, что предоставлен в суд, что, по его мнению, подтверждает законность отказа Комитета по мотиву недоказанности факта проживания ребенка в г. Улан-Удэ. Представитель административного ответчика не доказал соблюдение Комитетом положений п. 2.4.2 ( 3 и 4 абзаца) Порядка, предусматривающего обязанность сотрудника Комитета при установлении факта отсутствия каких-либо документов, информировать заявителя о содержании выявленных недостатков и предложить принять меры по их устранению.

Избранный прокурором способ защиты права ребенка в виде заявления требований об обязании Комитета по образованию зарегистрировать И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций г. Улан-Удэ с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ, суд находит соответствующим положениям ст. 12 ГК РФ, предусматривающим такой законный способ защиты права, как, восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право. Согласно положений п. 2.4.2 Порядка регламентировано, что постановка ребенка на учет осуществляется ответственным специалистом отдела дошкольного образования Комитета по дате подачи заявления родителем в ГБУ "...........". Подача родителем И. Горчаковой Л.В. заявления о постановке на учет ребенка ДД.ММ.ГГГГ подтверждается содержанием Уведомления об отказе ( л.д. 24), в ходе судебного разбирательства по делу эта дата не оспаривалась.

Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить административный иск Прокурора Советского района г. Улан-Удэ в интересах несовершеннолетнего И. к МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» о признании действий незаконными, обязании зарегистрировать И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций г. Улан-Удэ с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ

Признать незаконными действия МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», по отказу в принятии И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на учет детей, подлежащих обучению по образовательной программе дошкольного образования в целях зачисления в дошкольные образовательные организации города Улан-Удэ.

Обязать МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» зарегистрировать И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в едином реестре будущих воспитанников образовательных организаций г. Улан-Удэ с даты первоначального обращения – ДД.ММ.ГГГГ в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.

         Судья                                                                                                          Л.А.Усольцева

2а-1413/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Улан-Удэ
Горчакова Любовь Валерьевна
Информация скрыта
Ответчики
МКУ "Комитет по образованию г.Улан-Удэ"
МКУ "Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Усольцева Л.А.
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
19.03.2019Регистрация административного искового заявления
20.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2019Подготовка дела (собеседование)
02.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Регистрация административного искового заявления
23.03.2020Передача материалов судье
23.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Подготовка дела (собеседование)
23.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.03.2020Судебное заседание
23.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2019Дело оформлено
18.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее