Гр.дело № 2-411/2024
УИД 25RS0022-01-2024-000811-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Покровка 05 сентября 2024 года Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Басова Е.Н.,
при секретаре Гамий Э.С.,
с участием прокурора Антоновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Приморского края, в защиту законных прав и интересов С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Н., К.Г., Д.Е., К.Д., К.Д., Т.Е., Т.В., Т.А., Т.С., Т.К., С.Д., С.А., С.Я., П.Ю., П.В., М.Е., Н.Т., Н.Е., М.И., К.Т., Д.Е., Д.Я., Д.В., к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности обеспечить инженерной инфраструктурой – возможностью технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту интересов С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Н., К.Г., Д.Е., К.Д., К.Д., Т.Е., Т.В., Т.А., Т.С., Т.К., С.Д., С.А., С.Я., П.Ю., П.В., М.Е.., Н.Т., Н.Е., М.И., К.Т., Д.Е., Д.Я., Д.В., обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края, в обоснование которого указал следующее. В соответствии с требованиями закона Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ лицам, в интересах которых заявлены исковые требования, предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами №. Проведенной проверкой установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № не обеспечено возможностью технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, а на земельном участке с кадастровым номером № не обеспечено технологическое подключение к сетям водоотведения. Муниципальные контракты заключенные и находящиеся на исполнении в настоящее время относительно обеспечения инфраструктурой указанных земельных участков отсутствуют. Факт непринятия администрацией Октябрьского муниципального округа достаточных мер, направленных на обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, влечет грубое нарушение жилищных прав граждан на безопасные и благоприятные условия проживания, в том числе, прав несовершеннолетних членов семьей. Исходя из того, что отсутствие инфраструктуры на спорных земельных участках нарушает права и законные интересы указанных лиц, а предоставление многодетным семьям мер социальной поддержки является социально значимым обстоятельством, разумным и достаточным сроком для обеспечения земельных участков инфраструктурой является один год со дня вступления решения суда в законную силу. Просит возложить обязанность на Администрацию Октябрьского муниципального округа Приморского края в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить инженерной инфраструктурой - возможностью технологическогоподключения к сетям водоснабжения и водоотведения земельных участков скадастровыми номерами: №, возможностьютехнологического подключения к сетям водоотведения земельного участка скадастровым номером №.
В судебном заседании прокурор Антонова С.С. заявленные требования поддержала в полном объеме на основании приведенных доводов.
Истцы С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Н., К.Г., Д.Е., К.Д., Т.Е., Т.В., Т.А.,, Т.С., Т.К., С.Д., С.А., С.Я., П.Ю., П.В., М.Е.., Н.Т., Н.Е., М.И.., К.Т., Д.Е., Д.Я., Д.В. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, письменном отзыве на иск указал следующее. Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков многодетным семьям устанавливается законами субъектов РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 2 ст. 39.19, пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ). В системе действующего на уровне Российской Федерации законодательства не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки многодетных семей. Порядок обеспечения объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности, на территории Приморского края при предоставлении многодетным семьям также не установлен.
На земельном участке с кадастровым номером № расположенном в границах населённого пункта <адрес> отсутствует централизованное водоотведение. В соответствии с разд. 5.4 СТО НОСТРОИ 2.17.176-2015, жители населенных пунктов, где отсутствует центральное водоотведение, устанавливают септики на участках и используют их для очищения сточных вод, сливаемых из частных домов.
На земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных в границах населённого пункта <адрес> отсутствует центральное водоснабжение и водоотведение. На земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных в границах населённого пункта <адрес> отсутствует центральное водоснабжение и водоотведение. В 2024 году завершаются работы по муниципальному контракту, заключенному между Администрацией Октябрьского муниципального округа Приморского края и Обществом с ограниченной ответственностью «Спец Дор Строй» на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства «Реконструкция системы водоснабжения <адрес>». После сдачи работ, возможно будет обратиться в «МУП» «Покровское» за выдачей технических условий для присоединения к централизованному водоснабжению. Земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в границах населённого пункта <адрес>, предоставлен в общую долевую собственность С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Э. На основании постановления администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края от 06Л 1.2014 г. №-п, С.Л. должна обеспечить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный земельный участок в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Однако С.Л. не обеспечила регистрацию право собственности на вышеуказанный земельный участок, в связи с этим в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии сняла е кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №. В настоящее время, действий, свидетельствующих о начале строительства жилого объекта на земельных участках не установлено. Обращений граждан, получивших земельные участки, которые желают начать строительство, не поступало, разрешений на строительство на спорных земельных участках не выдавалось. Администрация Октябрьского округа понимает социальную значимость обеспечения земельных участков объектами инженерной инфраструктуры в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющих трех и более детей. В рамках муниципальной программы «Обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой на территории Октябрьского муниципального округа Приморского края на ДД.ММ.ГГГГ годы» Администрацией Октябрьского округа запланировано проведение работ по обеспечению инженерной инфраструктуры (подъездными путями, системой водоснабжения и водоотведения) спорных земельных участков. Учитывая, что Октябрьский округ является высокодотационным округом в полном объеме выделить денежные средства из бюджета на вышеуказанный объект не представляется возможным без софинансирования из краевого бюджета. В связи с этим, администрация Октябрьского округа готовит пакет документов для участия в программе со финансирования на 2024-2026 годы. В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 06.10 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Администрации Октябрьского округа полагает, что указанный в иске срок с учетом проведения конкурсных процедур, подготовки проектной документации, получения положительного заключения государственной экспертизы, а также непосредственно осуществление строительно-монтажных работ, является невыполнимым и не отвечает принципу исполнимости судебного акта. Просит увеличить срок исполнения решения суда, а именно в течении трех лет со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерной инфраструктурой - возможностью технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения спорные земельные участки.
Изучив требования истца и возражения ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии со ст. 9 Закона Приморского края от 29.12.2003 № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пунктам 4, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в числе прочего, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также создание условий для жилищного строительства.
Так, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. При этом полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона установлено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, строительство объектов инженерной инфраструктуры к земельным участкам, предоставляемым многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства, напрямую предусмотрено федеральным законодательством.
Так, в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Таким образом, законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории округа вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для жилищного строительства.
Кроме того, Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-K3 на орган местного самоуправления возложена обязанность по формированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в целях соблюдения федерального и краевого законодательства по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, на основании постановления Администрации Октябрьского района Приморского края от 06.11.2014 № 703-п
С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Н., предоставлен в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №; на основании постановления Администрации Покровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № К.Г., Д.Е., К.Д., К.Д. предоставлен в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №; на основании постановления Администрации Покровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Т.Е., Т.В., Т.А., Т.С., Т.К. предоставлен в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; на основании постановления Администрации Покровского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № С.Д., С.А., С.Я., П.Ю., П.В. предоставлен в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; на основании постановления Администрации Октябрьского района Приморского края отДД.ММ.ГГГГ №-п с учетом постановления Администрации Октябрьского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п М.Е.., Н.Т., Н.Е., М.И. предоставлен в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №; на основании постановления Администрации Октябрьского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п К.Т., Д.Е., Д.Я., Д.В. предоставлен в общую долевую собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером №.
В соответствии с п. 36 Приказа Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» в случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п, 39 Приказа при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизировано, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков. До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017 № 2516-О «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Таким образом, Администрация Октябрьского муниципального округа Приморского края обязана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Законом Приморского края от 08.11.2011 № 837-К3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае» еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.
За разрешением на строительство индивидуального жилого дома заинтересованные лица не обращались.
Согласно Перечню земельных участков, предоставленных гражданам в соответствии с <адрес> №-КЗ, земельные участки предоставленные семьям С.Л. с кадастровым номером №, К.Г. с кадастровым номером №, С.Д. с кадастровым номером №, М.Е. с кадастровым номером № К.Т. с кадастровым номером № не обеспечены водоснабжением и водоотведением; земельный участок, предоставленный семье Т.Е. с кадастровым номером № не обеспечен водоотведением.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока Администрацией Октябрьского муниципального округа Приморского края должных мер для обеспечения указанных земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие обеспеченности инженерной инфраструктурой препятствует реализации указанным многодетным семьям предоставленного им законодательством Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации права на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Доводы возражений ответчика противоречат нормам действующего законодательства.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд возлагает на административного ответчика обязанность по исполнению решения суда в течение 12 месяцев со дня его вступления в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Октябрьского района Приморского края (ИНН 2536042415) в защиту законных прав и интересов С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Н., К.Г., Д.Е., К.Д., К.Д., Т.Е., Т.В., Т.А., Т.С., Т.К., С.Д., С.А., С.Я., П.Ю., П.В., М.Е., Н.Т., Н.Е., М.И., К.Т., Д.Е., Д.Я., Д.В., к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края (ИНН 2522004378), о возложении обязанности обеспечить инженерной инфраструктурой – возможностью технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения земельных участков, удовлетворить.
Возложить на Администрацию Октябрьского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерной инфраструктурой – возможностью технологического подключения к сетям водоснабжения и водоотведения земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес> находится примерно в 503 метрах от ориентира по направлению на юг. Категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный бесплатно в общую долевую собственность С.Л., С.К., С.В., С.Э., С.Р., С.Н.;
- с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Участок находится примерно в 444 метрах от ориентира по направлению на юго-восток. Категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный бесплатно в общую долевую собственность К.Г., Д.Е., К.Д., К.Д.;
- с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Участок находится примерно в 28 метрах от ориентира по направлению на юг. Категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный бесплатно в общую долевую собственность С.Д., С.А., С.Я., П.Ю., П.В.; К.Г., Д.Е., К.Д., К.Д.;
- с кадастровым номером №, площадью 1960 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Участок находится примерно в 698 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный бесплатно в общую долевую собственность М.Е., Н.Т., Н.Е., М.И.;
- с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Участок находится примерно в 334 метрах от ориентира по направлению на юго-восток. Категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный бесплатно в общую долевую собственность К.Т., Д.Е.., Д.Я.., Д.В..
Возложить на Администрацию Октябрьского муниципального округа Приморского края обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить инженерной инфраструктурой – возможностью технологического подключения к сетям водоотведения земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2000 кв.м. Местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Участок находится примерно в 164 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Категория земель: земли населенных пунктов, предоставленный бесплатно в общую долевую собственность Т.Е., Т.В., Т.А., Т.С., Т.К..
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Судья Е.Н. Басов
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2024.