дело № 33-1386/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 22 мая 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Костиной Л.И.,
судей областного суда Бабушкиной Е.К., Чернышовой Ю.А.,
при помощнике Король М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
апелляционную жалобу Воскресенскова Д.В.
на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 12 января 2024 года
по делу по иску Воскресенскова Д.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании права на единовременную выплату и возложении обязанности,
у с та н о в и л а:
Воскресенсков Д.В. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что что ДД.ММ.ГГГГ года им был подписан контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации в региональном управлении военной полиции по ЮВО г. Ростов-на-ДонуДД.ММ.ГГГГ года командующим ЮВО он был назначен на должность военного коменданта военной комендатуры (<данные изъяты>) (<адрес>). ДД.ММ.ГГГГ года он убыл для участия в специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Украины, где ДД.ММ.ГГГГ года получил минно-взрывное ранение, <данные изъяты>.
31 августа 2023 года он обратился в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» с заявлением о назначении единовременной выплаты как участнику СВО, получившему тяжелое увечье в ходе СВО в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 7 июля 2023 года № 378-П «О Порядке и условиях предоставления единовременной выплаты участникам специальной военной операции, получившим увечье (ранение, травму, контузию) в ходе специальной военной операции». Однако ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» принято решение об отказе в назначении денежной выплаты в связи с несоответствием условиям, установленным пунктом 1.4 раздела I Порядка, поскольку на дату начала СВО он не проживал на территории Астраханской области, а проживал на территории Ростовской области. Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 14 сентября 2022 года № 755 назначение единовременной денежной выплаты предоставляется военнослужащим, принимавшим участие в СВО, получившим тяжелое увечье в ходе СВО, зарегистрированным по месту жительства на территории Ростовской области на дату получения тяжелого увечья. Полагает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Конституциями (Уставами) и законами субъектов Российской Федерации, в связи с чем просит признать за ним право на единовременную выплату как участнику специальной военной операции, получившему увечье (ранение, травму, контузию) в ходе специальной военной операции, предусмотренную Законом Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-ОЗ «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей»; обязать ответчика совершить действия, связанные с назначением единовременной выплаты участнику специальной военной операции, предусмотренную Законом Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-ОЗ «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей».
В судебном заседании Воскресенсков Д.В. поддержал исковые требования.
Представитель ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» и Министерства социального развития и труда Астраханской области Жучкова Н.А. иск не признала.
Представитель третьего лица Министерства финансов Астраханской области в судебное заседание не явился.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 12 января 2024 года в удовлетворении исковых требований Воскресенскова Д.В. отказано.
В апелляционной жалобе Воскресенсков Д.В. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом не учтено, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституциями (Уставами) или законами субъектов Российской Федерации. В связи с этим каких-либо оснований для отказа в выплате меры социальной поддержки участников специальной военной операции, получившим тяжелое увечье в ходе специальной военной операции, не имеется.
В возражениях ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» считает доводы жалобы несостоятельными, принятое по делу решение – законным и обоснованным.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 24 апреля 2024 года постановлено перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства, дело передать для рассмотрения апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица Министерства финансов Астраханской области не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил. Учитывая, что информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Астраханского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», судебная коллегия, исходя из требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, объяснения Воскресенскова Д.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» Жучковой Н.А. и представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области Луганской А.А., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Установлено, что 2 июня 2021 года Воскресенсков Д.В. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сроком на 3 года с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года командующим Южного военного округа истец назначен на должность военного коменданта военной комендатуры (<данные изъяты>) (г. <адрес>) регионального управления военной полиции Южного военного округа.
Согласно справке № № от ДД.ММ.ГГГГ года Воскресенсков Д.В., проходящий военную службу по контракту в военной комендатуре (<данные изъяты>) (<адрес>) региональное управление военной полиции (по Южному военному округу) Южного военного округа, относящейся к Министерству обороны Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ года получил увечье тяжелой степени тяжести при следующих обстоятельствах: ДД.ММ.ГГГГ года при участии в специальной военной операции на территории Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики и Украины получил <данные изъяты> ранение, <данные изъяты>
31 августа 2023 года Воскресенсков Д.В. обратился в ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» с заявлением о предоставлении единовременной выплаты участникам специальной военной операции, получившим тяжелое увечье (ранение, травму, контузию) в ходе специальной военной операции.
Решением ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» № № от 20 сентября 2023 года истцу отказано в назначении денежной выплаты в связи с несоответствием условиям, установленным пунктом 1.4 раздела I Порядка.
Разрешая заявленные исковые требования и принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции руководствовался Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 года № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации», частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 5 Закона Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей», пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 2, 2.2, 2.3, 2.6 Порядка и условий предоставления единовременной выплаты участникам специальной военной операции, получившим увечье (ранение, травму, контузию) в ходе специальной военной операции, утвержденных Постановлением Правительства Астраханской области от 7 июля 2023 года № 378-П, и пришел к выводу о том, что правовые основания для назначения единовременной денежной выплаты Воскресенскову Д.В. в соответствии с Законом Астраханской области от 26.06.2023 г. № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей» у ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» отсутствовали, решение ответчика от 20 сентября 2023 года № 3925/03 об отказе в назначении Воскресенскову Д.В. единовременной денежной выплаты является правомерным, соответствует нормам права, принято в пределах компетенции, в установленные законом сроки, с соблюдением порядка.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для отражения или предотвращения вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35 «Об использовании вооруженных сил Российской Федерации за пределами территорий Российской Федерации» Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации дал согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны.
Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 года № 121 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации» руководителям регионов в целях обеспечения социально-экономической стабильности и защиты населения в Российской Федерации поручено, в том числе принятие дополнительных мер адресной поддержки различных категорий граждан Российской Федерации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также при необходимости решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение порядка и условий осуществления таких выплат.
В целях регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной поддержки участникам специальной военной операции, проводимой с 24 февраля 2022 года, и членам их семей, принят Закон Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей» к участникам специальной военной операции относятся:
1) лица, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;
2) лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, либо проходящие (проходившие) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации;
3) лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, заключившие в период с 24 февраля 2022 года контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации;
4) лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, заключившие в период с 24 февраля 2022 года контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Закона Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей» участникам специальной военной операции, получившим при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или при оказании содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции увечье (ранение, травму, контузию), предоставляется единовременная выплата в следующих размерах: 1) 500000 рублей - в случае получения тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии); 2) 250000 рублей - в случае получения легкого увечья (ранения, травмы, контузии).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей» единовременная выплата, предусмотренная частью 1 настоящей статьи, предоставляется в случае проживания участника специальной военной операции на территории Астраханской области:
1) для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона, - на день призыва на военную службу по мобилизации;
2) для лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Закона, - на дату начала специальной военной операции;
3) для лиц, указанных в пунктах 3, 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, - на день заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации либо о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной выплаты, предусмотренной статьей 5 Закона Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-03 «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей», установлены постановлением Правительства Астраханской области от 7 июля 2023 года № 378-П (далее Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка к участникам специальной военной операции в соответствии с Законом Астраханской области относятся:
- лица, призванные на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»;
- лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, либо проходящие (проходившие) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации;
- лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, заключившие в период с 24 февраля 2022 года контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации;
- лица, принимающие (принимавшие) участие в специальной военной операции, заключившие в период с 24 февраля 2022 года контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
Пунктом 1.3 Порядка установлено, что право на получение единовременной выплаты имеют участники специальной военной операции, получившие при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или при оказании содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, в ходе специальной военной операции тяжелое и (или) легкое увечье (ранение, травму, контузию) (далее - заявитель, исполнение обязанностей).
Согласно пункту 1.4 Порядка единовременная выплата предоставляется в случае проживания заявителя на территории Астраханской области:
- для лиц, указанных в абзаце втором пункта 1.2 настоящего раздела, на день призыва на военную службу по мобилизации;
- для лиц, указанных в абзаце третьем пункта 1.2 настоящего раздела, на дату начала специальной военной операции;
- для лиц, указанных в абзацах четвертом, пятом пункта 1.2 настоящего раздела, на день заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации либо о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка для назначения единовременной выплаты заявитель или его уполномоченный представитель (далее - представитель) представляет в учреждение по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания следующие документы:
- заявление о предоставлении единовременной выплаты участнику специально военной операции, получившему увечье (ранение, травму, контузию) в ходе специальной военной операции (далее - заявление), по форме, утвержденной правовым актом министерства социального развития и труда Астраханской области (далее - министерство);
- копию документа удостоверяющего личность заявителя;
- копию документа, подтверждающего проживание заявителя на территории Астраханской области на день призыва на военную службу по мобилизации, либо на день заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации либо о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, либо на дату начала специальной военной операции (договоров найма, аренды, пользования жилым помещением) (в случае отсутствия регистрации заявителя на территории Астраханской области;
- копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесение заявителя к одной из категорий участников специальной военной операции, установленных Законом Астраханской области;
- копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации получение тяжелого и (или) легкого увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении обязанностей (справки с места прохождения заявителем военной службы (службы) или оказания им содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, о получении увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении обязанностей, справки военно-врачебной комиссии о тяжести полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или документа о полученном увечье (ранении, травме, контузии), выданного медицинской организацией).
Согласно пункту 2.2 Порядка учреждение в день поступления заявления и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, регистрирует их и направляет в Министерство внутренних дел Российской Федерации межведомственный запрос о представлении сведений о проживании заявителя на территории Астраханской области на день призыва на военную службу по мобилизации, либо на день заключения контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации либо о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, либо на дату начала специальной военной операции (в случае отсутствия сведений о регистрации заявителя на территории Астраханской области в документе, удостоверяющем личность заявителя).
Заявитель вправе представить документ (копию документа), содержащий сведения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, по собственной инициативе.
Учреждение в течение трех календарных дней со дня регистрации заявления и. документов, указанных в пункте 2.1 настоящего раздела, направляет в министерство сведения о Заявителе, их представившем.
Министерство в течение трех календарных дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в зависимости от сведений о заявителе, указанных в документах, предусмотренных абзацем пятым пункта 2.1 настоящего раздела, направляет запрос:
- о подтверждении сведений, что заявитель был призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», - в военный комиссариат Астраханской области;
- о подтверждении сведений, что заявитель проходит (проходил) военную службу либо службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, - в Министерство обороны Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, органы и организации, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба в соответствии с их компетенцией;
- о подтверждении сведений, что заявитель заключил в период с 24 февраля 2022 года контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, - в военный комиссариат Астраханской области.
Министерство в течение трех календарных дней со дня получения ответов на запросы, предусмотренные настоящим пунктом, направляет их в учреждение (пункт 2.3 Порядка).
Учреждение в течение 27 календарных дней со дня регистрации заявления и документов, которые указаны в пункте 2.1 настоящего раздела, рассматривает их и принимает решение в форме локального акта учреждения о назначении единовременной выплаты либо об отказе в назначении единовременной выплаты (пункт 2.3 Порядка).
В силу пункта 2.6 Порядка в случае принятия решения об отказе в назначении единовременной выплаты в уведомлении указываются основания для отказа, установленные пунктом 2.5 настоящего раздела.
В случае принятия решения об отказе в назначении единовременной выплаты по основанию, установленному абзацем восьмым пункта 2.5 настоящего раздела, уведомление не направляется.
Из представленных материалов дела следует, что Воскресенсковым Д.В. был представлен полный пакет документов. Государственным казенным учреждением Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» проведена вся процедура, установленная выше перечисленными нормативными актами. Основанием к отказу в назначении компенсационной выплаты явилось единственное несоответствие – не проживание заявителя на территории Астраханской области на дату начала специальной военной операции.
Вместе с тем, отсутствие факта регистрации либо факта не проживания на территории Астраханской области на дату начала специальной военной операции, при невозможности получения Воскресенсковым Д.В. единовременной выплаты в соответствии с законодательством Ростовской области (где он был зарегистрирован на момент начала СВО), согласно которому заявитель должен иметь регистрацию по Ростовской области на момент получения ранения и на дату обращения за выплатой компенсации, не должно ограничивать гарантированное Конституцией Российской Федерации право истца на получение единовременной выплаты.
Согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы, будучи высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 7, 18; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1; статья 55, часть 2).
Данные конституционные положения имеют высшую юридическую силу и обязывают государство разработать эффективный организационно-правовой механизм восполнения потерь, связанных, в том числе с повреждением здоровья в результате исполнения воинского долга.
Ограничение прав участника специальной военной операции, получившим ранение в ходе указанной операции, положением о наличии регистрации с привязкой к отдельному событию, не соотносится с вышеприведенными положениями Основного закона Российской Федерации.
Факт проживания либо не проживания заявителя на территории Астраханской области на дату начала специальной военной операции, при отсутствии возможности получить спорную выплату в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 14 сентября 2022 года № 755 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления военнослужащим, лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, военнослужащим пограничных органов федеральной службы безопасности, лицам, поступившим в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации), принимающим (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Украины и субъектов Российской Федерации, в которых введены военное положение и режим (средний уровень реагирования), предусмотренный пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 19.10.2022 № 757, дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты, требующим наличие у военнослужащего постоянной регистрации на территории Ростовской области на дату получения тяжелого увечья в ходе СВО и на момент обращения за выплатой, не может ограничивать право Воскресенскова Д.В. на единовременную выплату как участнику специальной военной операции, получившему увечье (ранение, травму, контузию), гарантированную Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».
Иное бы свидетельствовало о нарушении конституционно гарантированного права на социальное обеспечение лиц, перечисленных выше категорий, основанного на конституционном принципе равенства и справедливости.
Военная служба и служба в органах внутренних дел представляет собой, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции и принимают на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой дисциплины исполнять обязанности службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья; этим определяется особый правовой статус указанных лиц, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 № 16-П «По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с жалобой гражданина В.Н. Карпекина»).
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения с принятием нового решения об удовлетворении заявленного Воскресенсковым Д.В. иска.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ахтубинского районного суда г. Астрахани от 12 января 2024 года отменить, принять по делу новое решение.
Иск Воскресенскова Д.В. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск», Министерству социального развития и труда Астраханской области о признании права на единовременную выплату и возложении обязанности удовлетворить.
Признать за Воскресенковым Д.В. право на единовременную выплату участникам специальной военной операции, получившим увечье (ранение, травму, контузию) в ходе специальной военной операции, предусмотренную Законом Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-ОЗ «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей». Обязать Государственное казенное учреждение Астраханской области «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск» совершить действия, связанные с назначением и единовременной выплатой Воскресенкову Д.В. участнику специальной военной операции, предусмотренную Законом Астраханской области от 26 июня 2023 года № 45/2023-ОЗ «О мерах социальной поддержки участников специальной военной операции и членов их семей».
Председательствующий:
Судьи областного суда: