Решение по делу № 2-1389/2024 от 25.10.2024

Дело № 2-1389/2024

57RS0027-01-2024-002031-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2024 года                            г. Орёл

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Щукина М.А.,

при секретаре судебного заседания Волобуевой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Северного района г. Орла Бровчук А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах П.Т.И., к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании убытков,

установил:

прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах П.Т.И. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обеспечении лекарственными препаратами, взыскании убытков. В обоснование требований указал, что П.Т.И. является региональным льготником, имеет права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, состоит на учете в <адрес> с диагнозом «<данные изъяты> а с 2024г. также выставлен диагноз: «<данные изъяты> В связи с имеющимися заболеваниями П.Т.И. показан прием следующих лекарственных препаратов: <данные изъяты> 10.09.2024г. П.Т.И. были выписаны рецепты на приобретение необходимых лекарств, между тем препараты выданы ей не были и по состоянию на 08.10.2024г. истек срок действия рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании. В связи с необеспечением лекарственными препаратами П.Т.И. понесены убытки, связанные с их самостоятельным приобретением на общую сумму 12 774 рубля. В связи с этим, прокурор Северного района г. Орла просит суд возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить П.Т.И. лекарственными препаратами <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, а также взыскать с ответчика убытки, связанные с самостоятельным приобретением лекарственных препаратов в сумме 12 774 рубля.

В судебном заседании старший помощник прокурора Бровчук А.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Истец П.Т.И., представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, представители третьих лиц ГУП ОО «Орелфармация», Департамента финансов Орловской области, БУЗ ОО «ГБ им С.П. Боткина» надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закрепляет положения о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011).

В силу статьи 4 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с чч. 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 организация охраны здоровья осуществляется путем: обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положений ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пп. 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 715 от 01.12.2004 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утвержден перечень социально значимых заболеваний, в который включен, в том числе, <данные изъяты>

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден перечень категорий заболеваний, по которым лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят в том числе препараты <данные изъяты> а также препараты для лечения <данные изъяты>

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрено, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области № 399 от 22.12.2014 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее Положение)).

В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.

При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

По смыслу указанных правовых норм, применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований.

В судебном заседании установлено, что П.Т.И. состоит на учете в <адрес> с диагнозом «<данные изъяты> а с 2024г. также выставлен диагноз: «<данные изъяты> Она включена в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, получает лекарственные средства за счет регионального бюджета.

В связи с заболеванием нуждается в обеспечении лекарственными препаратами <данные изъяты>

Судом установлено, что, обеспечение П.Т.И. указанными лекарственными препаратами производится ненадлежащим образом, они предоставлены с нарушением срока обслуживания рецептов, установленного Правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 1093н от 24.11.2021.

Так, судом установлено, что лекарственные препараты <данные изъяты>», а также <данные изъяты>» П.Т.И. не были предоставлены по рецепту от 10.09.2024г., в последующем срок действия рецептов на указанные препараты истек.

В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Департаменту здравоохранения Орловской области и считает необходимым возложить обязанность на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить указанными лекарственными препаратами в соответствии с медицинским назначением и медицинскими показаниями, вплоть до отмены препарата лечащим врачом.

В связи с ненадлежащим обеспечением П.Т.И. лекарственными препаратами <данные изъяты>» она была вынуждена 12.09.2024, 20.09.2024г., 02.10.2024г. и 08.10.2024г. приобрести их за счет собственных средств в сумме 12 774 рубля, в подтверждении указанных расходов в материалы дела представлены чеки.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что П.Т.И., имеющая право на бесплатное лекарственное обеспечение, не была обеспечена необходимыми лекарственными препаратами на безвозмездной основе, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и взыскать с ответчика за счет казны Орловской области понесенные истцом затраты на приобретение лекарственных препаратов в сумме 12 774 рубля.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах П.Т.И. (паспорт серии ), к Департаменту здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308) об обеспечении лекарственными препаратами и взыскании убытков удовлетворить.

Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить П.Т.И. лекарственными препаратами <данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.

Решение в данной части обратить к немедленному исполнению.

Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу П.Т.И. убытки в счет возмещения расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 12 774 (двенадцать тысяч семьсот семьдесят четыре) рубля.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 19.11.2024 года.

Судья                                        Щукин М.А.

2-1389/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Перелыгина Татьяна Ивановна
Прокурор Северного района г. Орла в интересах Перелыгиной Татьяны Ивановны
Ответчики
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
Департамент финансов Орловской области
БУЗ ОО "ГБ им. С.П. Боткина"
ГУП ОО "Орелфармация"
Суд
Северный районный суд г. Орел
Судья
Щукин Максим Анатольевич
Дело на сайте суда
severny.orl.sudrf.ru
25.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2024Передача материалов судье
29.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2024Судебное заседание
19.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2024Дело оформлено
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее