Решение по делу № 12-449/2022 от 10.10.2022

Дело № 12-449/2022

61RS0003-01-2022-007478-36

Р Е Ш Е Н И Е

21 ноября 2022 года г.Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону Бабакова А.В., рассмотрев материал по протесту Прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону на постановление Административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону № от 28 сентября 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС в отношении ИП Кайзерова ФИО6

УСТАНОВИЛ:

Административной комиссией при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону было вынесено постановление от 28 сентября 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС, в отношении ИП Кайзерова А.В.

Не согласившись с вынесенным постановлением прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону в порядке ст.30.10 Коап РФ, обратился Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону с соответствующим протестом, в котором просит суд постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок. Согласно п.9 указанного Постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности). В силу ч. 10 ст. 3 Закона N 248-ФЗ разъяснения по вопросам применения настоящего Федерального закона даются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля надзора) и муниципального контроля. Абзацем 3 п. 7 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 N Д24и-8436 (далее - Письмо) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Из абз.5 п. 7 Письма следует, что указанные положения распространяются, в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации. В ходе проверки было установлено, что 07.09.2022 ведущим специалистом отдела архитектуры администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения ИП Кайзеровым А.В. Правил благоустройства, по результат которой в действиях физического лица выявлены нарушения п.3 гл. 15 Правил благоустройства, что послужило основанием для составления в отношении данного лица протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.1 Областного закон Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях». Протокол от 08.09.2022 № составленный в нарушение ч.3.1 ст.28.1 КоАП РФ, п.9 постановления №336, в дальнейшем направлен для рассмотрения в административную комиссию при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону. Постановлением административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ ИП Кайзеров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.1 Областного закон Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде предупреждения. Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля(надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Таким образом, несмотря на то, что протокол об административном правонарушении вместе с приложенными к нему документами, составлен уполномоченным органом муниципального контроля в сфере благоустройства с нарушением п. 9 постановления N 336, административной комиссией при Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону указанное доказательство принято как допустимое и взято за основу при принятии решения. Прокурор также указывает что, при признании протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении недопустимым доказательством, иных доказательств, подтверждающих факт совершения ИП Кайзеровым А.В., как контролируемым лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закон Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях», в материалах дела об административном правонарушении не содержится, а значит факт его совершения считается недоказанным.

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону просит суд, постановление Административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, в отношении ИП Кайзерова ФИО7 – отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Антонов П.В. в судебное заседание явился, просил протест удовлетворить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание ИП Кайзеров А.В., не явился, извещен судом надлежащим образом.

Представитель Административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону Веселова Л.К. в судебное заседание явилась, согласно письменного отзыва просила протест прокурора об отмене постановления, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны,

изучив доводы протеста, возражений на протест, суд находит постановление административного органа подлежащим отмене с прекращением производства по делу, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 28.09.2022г. Административной комиссией Кировского района г.Ростова-на-Дону вынесено постановление N , которым ИП Кайзеров А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений ст.ст.1.5,2.1,24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации. Привлечение к административной ответственности возможно при условии, что доказаны как факт совершения правонарушения, так и вина правонарушителя.

При рассмотрении вышеуказанного материала Административной комиссией при Администрации Кировского района выводы о виновности ИП Кайзерова А.В. сделаны без соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году в рамках видов муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле Надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные мероприятия, внеплановые проверки проводятся по тем основаниям, которые определены на законодательном уровне.

В силу п.9 постановления № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Абзацем 3 п.7 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № Д24и-8436 (далее - Письмо) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 постановления № 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Из абз. 5 п. 7 Письма следует, что указанные положения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" утвержден порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения.

Согласно п. 3 Порядка обмен сведениями и документами по вопросам согласования проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий между органами контроля (надзора) и органами прокуратуры осуществляется с использованием информационной системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий "(ЕРКНМ), за исключением сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 постановления № 336 (абз. 6 п. 7 Письма).

Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольно-надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом не допускается.

Так, фактически должностным лицом ведущим специалистом отдела архитектуры администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения ИП Кайзеровым А.В. Правил благоустройства, в отсутствие предусмотренных законом оснований, что повлекло нарушение прав хозяйствующего субъекта.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При признании протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении недопустимым доказательством, иных доказательств, подтверждающих факт совершения ИП Кайзеровым А.В., как контролируемым лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-3C «Об административных правонарушениях», в материалах дела об административном правонарушении не содержится, а значит факт его совершения считается недоказанным.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях суд должен исходить из такого принципа административной ответственности, как презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые coмнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Учитывая данные положения, суд не может признать доказанной вину ИП Кайзерова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона от 25.10.2002 г. N 273-ФЗ "Об административных правонарушениях".

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Суд критически относится к доводам представителя Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону указанным в письменном отзыве, так как отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, которым установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности таких органов, их должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок (части 1 и 2 статьи 1, статьи 9, 10). Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).

При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров. При этом необходимые для проведения внеплановой проверки сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 поименованного федерального закона).

В свою очередь, пунктом 3 части 2 статьи 90 названного федерального закона установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Таким образом, контрольные (надзорные) мероприятия являются одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом.

Согласно статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ).

В силу части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов (часть 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ).

Положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).

Следовательно, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом.

В связи с изложенным, ссылки о противоречиях п.9 Постановления N 336 положениям ст.ст.1.1.,1.2 КоАП РФ и Положению об осуществлении муниципального контроля «Город Ростов-на-Дону», утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2022 №208 основаны на ошибочном толковании норм права, о чем дана оценка в том числе, в решении ВС РФ от 30.08.2022 №АКПИ22-494.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В связи с изложенным, постановление Административной комиссии при Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, в отношении ИП Кайзерова А.В., не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление.

Суд, не соглашается с позицией прокурора о прекращении производства по делу, по основаниям п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, так как в рассматриваемых обстоятельствах, невозможно сделать вывод о ненаказуемости деяния ИП Кайзерова, укладывающихся в рамки закона, а равно отсутствие проступка как такового, несмотря на совершение указанным лицом действий или бездействие.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону ФИО8. - удовлетворить частично.

Постановление административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении ИП Кайзерова А.В. к административной ответственности в виде предупреждения за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об административных правонарушениях» – отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Бабакова А.В.

Дело № 12-449/2022

61RS0003-01-2022-007478-36

Р Е Ш Е Н И Е

21 ноября 2022 года г.Ростов-на-Дону

Судья Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону Бабакова А.В., рассмотрев материал по протесту Прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону на постановление Административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону № от 28 сентября 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС в отношении ИП Кайзерова ФИО6

УСТАНОВИЛ:

Административной комиссией при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону было вынесено постановление от 28 сентября 2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 №273-ЗС, в отношении ИП Кайзерова А.В.

Не согласившись с вынесенным постановлением прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону в порядке ст.30.10 Коап РФ, обратился Кировский районный суд г.Ростова-на-Дону с соответствующим протестом, в котором просит суд постановление о назначении административного наказания отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения, ссылаясь на следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) установлены ограничения на проведение в 2022 году контрольных (надзорных) мероприятий, проверок. Согласно п.9 указанного Постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности). В силу ч. 10 ст. 3 Закона N 248-ФЗ разъяснения по вопросам применения настоящего Федерального закона даются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля надзора) и муниципального контроля. Абзацем 3 п. 7 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 N Д24и-8436 (далее - Письмо) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 постановления N 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона N 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Из абз.5 п. 7 Письма следует, что указанные положения распространяются, в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации. В ходе проверки было установлено, что 07.09.2022 ведущим специалистом отдела архитектуры администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения ИП Кайзеровым А.В. Правил благоустройства, по результат которой в действиях физического лица выявлены нарушения п.3 гл. 15 Правил благоустройства, что послужило основанием для составления в отношении данного лица протокола № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.1 Областного закон Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях». Протокол от 08.09.2022 № составленный в нарушение ч.3.1 ст.28.1 КоАП РФ, п.9 постановления №336, в дальнейшем направлен для рассмотрения в административную комиссию при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону. Постановлением административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ ИП Кайзеров А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.1 Областного закон Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде предупреждения. Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля(надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Таким образом, несмотря на то, что протокол об административном правонарушении вместе с приложенными к нему документами, составлен уполномоченным органом муниципального контроля в сфере благоустройства с нарушением п. 9 постановления N 336, административной комиссией при Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону указанное доказательство принято как допустимое и взято за основу при принятии решения. Прокурор также указывает что, при признании протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении недопустимым доказательством, иных доказательств, подтверждающих факт совершения ИП Кайзеровым А.В., как контролируемым лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закон Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях», в материалах дела об административном правонарушении не содержится, а значит факт его совершения считается недоказанным.

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону просит суд, постановление Административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, в отношении ИП Кайзерова ФИО7 – отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помощник прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону Антонов П.В. в судебное заседание явился, просил протест удовлетворить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание ИП Кайзеров А.В., не явился, извещен судом надлежащим образом.

Представитель Административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону Веселова Л.К. в судебное заседание явилась, согласно письменного отзыва просила протест прокурора об отмене постановления, оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав стороны,

изучив доводы протеста, возражений на протест, суд находит постановление административного органа подлежащим отмене с прекращением производства по делу, по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 28.09.2022г. Административной комиссией Кировского района г.Ростова-на-Дону вынесено постановление N , которым ИП Кайзеров А.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений ст.ст.1.5,2.1,24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации. Привлечение к административной ответственности возможно при условии, что доказаны как факт совершения правонарушения, так и вина правонарушителя.

При рассмотрении вышеуказанного материала Административной комиссией при Администрации Кировского района выводы о виновности ИП Кайзерова А.В. сделаны без соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 г. №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в 2022 году в рамках видов муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле Надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", внеплановые контрольные (надзорные мероприятия, внеплановые проверки проводятся по тем основаниям, которые определены на законодательном уровне.

В силу п.9 постановления № 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

Абзацем 3 п.7 письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № Д24и-8436 (далее - Письмо) предусмотрено, что в соответствии с пунктом 9 постановления № 336 в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Из абз. 5 п. 7 Письма следует, что указанные положения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.

Приказом Генпрокуратуры России от 02.06.2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" утвержден порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения.

Согласно п. 3 Порядка обмен сведениями и документами по вопросам согласования проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий между органами контроля (надзора) и органами прокуратуры осуществляется с использованием информационной системы государственного контроля (надзора), муниципального контроля "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий "(ЕРКНМ), за исключением сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.

С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном пунктом 10.1 постановления № 336 (абз. 6 п. 7 Письма).

Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения контрольно-надзорных мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом не допускается.

Так, фактически должностным лицом ведущим специалистом отдела архитектуры администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения ИП Кайзеровым А.В. Правил благоустройства, в отсутствие предусмотренных законом оснований, что повлекло нарушение прав хозяйствующего субъекта.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При признании протокола от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении недопустимым доказательством, иных доказательств, подтверждающих факт совершения ИП Кайзеровым А.В., как контролируемым лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-3C «Об административных правонарушениях», в материалах дела об административном правонарушении не содержится, а значит факт его совершения считается недоказанным.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях суд должен исходить из такого принципа административной ответственности, как презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые coмнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Учитывая данные положения, суд не может признать доказанной вину ИП Кайзерова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.1 Областного закона от 25.10.2002 г. N 273-ФЗ "Об административных правонарушениях".

Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Суд критически относится к доводам представителя Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону указанным в письменном отзыве, так как отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, которым установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, права и обязанности таких органов, их должностных лиц при проведении плановых и внеплановых проверок (части 1 и 2 статьи 1, статьи 9, 10). Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, под которым понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2).

При этом под обязательными требованиями понимаются содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров. При этом необходимые для проведения внеплановой проверки сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации (пункт 1 части 1 статьи 58 поименованного федерального закона).

В свою очередь, пунктом 3 части 2 статьи 90 названного федерального закона установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Таким образом, контрольные (надзорные) мероприятия являются одной из форм деятельности федеральных органов исполнительной власти, по результатам которой могут быть выявлены (обнаружены) признаки административных правонарушений, если они связаны с нарушением обязательных требований контролируемым лицом.

Согласно статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, за исключением правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 этого кодекса, являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1), подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2) и которые при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, могут возбудить дело об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 названной статьи (часть 3 в редакции Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 290-ФЗ).

В силу части 3.1 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 этой статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.4 указанной статьи и статьей 28.6 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях до оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, уведомляет прокурора в течение двадцати четырех часов (часть 3.2 статьи 28.1 КоАП РФ).

Положения частей 3.1 и 3.2 данной статьи распространяются на случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, выражающихся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ или Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (примечание к статье 28.1 КоАП РФ).

Следовательно, дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не может быть возбуждено без проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и оформления акта по результатам такого мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом.

В связи с изложенным, ссылки о противоречиях п.9 Постановления N 336 положениям ст.ст.1.1.,1.2 КоАП РФ и Положению об осуществлении муниципального контроля «Город Ростов-на-Дону», утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.12.2022 №208 основаны на ошибочном толковании норм права, о чем дана оценка в том числе, в решении ВС РФ от 30.08.2022 №АКПИ22-494.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В связи с изложенным, постановление Административной комиссии при Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС, в отношении ИП Кайзерова А.В., не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся по данному делу об административном правонарушении постановление.

Суд, не соглашается с позицией прокурора о прекращении производства по делу, по основаниям п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, так как в рассматриваемых обстоятельствах, невозможно сделать вывод о ненаказуемости деяния ИП Кайзерова, укладывающихся в рамки закона, а равно отсутствие проступка как такового, несмотря на совершение указанным лицом действий или бездействие.

Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Протест прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону ФИО8. - удовлетворить частично.

Постановление административной комиссии при администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении ИП Кайзерова А.В. к административной ответственности в виде предупреждения за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «Об административных правонарушениях» – отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ за недоказанностью обстоятельств на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Бабакова А.В.

12-449/2022

Категория:
Административные
Истцы
Прокуратура Кировского района г.Ростова-на-Дону
Ответчики
Кайзеров Анатолий Валерьевич
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Бабакова Алиса Викторовна
Дело на сайте суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
11.10.2022Материалы переданы в производство судье
11.10.2022Истребованы материалы
03.11.2022Поступили истребованные материалы
11.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
06.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее