Решение по делу № 2а-1437/2021 от 20.09.2021

Дело № 2 А-1437/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 02 декабря 2021 года

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Ульяненковой О.В.

при секретаре Хопуновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № <номер> по <адрес> к 2 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 1 № <номер> по <адрес> (далее – 1 № <номер>) обратилась в суд с административным иском к 2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за <дата> год в размере *** рублей, пени по данному налогу *** рубл. В обосновании иска указано, что в соответствии со ст. 362,363,359 НК РФ 2 как собственник транспортных средств ВАЗ2108, регистрационный номер *** регистрационный номер *** обязан был уплатить транспортный налог за <дата> год в размере *** рублей. За неуплату транспортного налога, в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени. Поскольку обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена, ответчику были направлено требования об уплате недоимки по налогу № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>. Ответчик в добровольном порядке не исполнил обязанность по уплате налога. Инспекцией в соответствии со ст.48 НК РФ направлено заявление о вынесении судебного приказа в отношении ответчика. Мировым судьей судебного участка № <номер> по <адрес> Республики Башкортостан <дата> вынесен судебный приказ № <номер>, определением мирового судьи от <дата> судебный приказ отменен по заявлению должника. На основании изложенного истцом заявлены вышеуказанные требования.

1 № <номер> по <адрес> 4 в судебное заседание требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Ответчик 2 требования не признал по тем основаниям, что налоговые уведомления и требования об уплате налога не получал, поскольку они были направлены не по месту регистрации и месту жительства ответчика, в связи с чем по мнению ответчика обязанность по уплате налога не возникла. Автомобиль *** ответчиком продан, однако с регистрационного учета не снят, поскольку проходит по уголовному делу. Ответчик не согласен с суммой налога, исчисленного из налоговой ставки, установленной в <адрес>.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст.14, 356-358, 360, 363 НК РФ транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к числу которых относятся, в частности, автомобили. Налоговым периодом признается календарный год. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В судебном заседании установлено, что 2 является налогоплательщиком, ему присвоен идентификационный номер налогоплательщика ***. На имя указанного лица зарегистрированы транспортные средства: 1. в период с <дата> по <дата> *** года выпуска, 64 л.с. регистрационный номер ***; 2. в период с <дата> по настоящее время ***, <дата> года выпуска, 76 л.с. регистрационный номер *** ( л.д.54-56).

Налоговым органом был исчислен налог, подлежащий уплате ответчиком в бюджет по транспортному средству ВАЗ2108, регистрационный номер *** за <дата> год в размере *** рублей, за <дата> год в размере *** рублей, за <дата> год в размере *** рублей, по транспортному средству ***, регистрационный номер *** за <дата> год в размере *** рублей, за <дата> год в размере *** рублей, за <дата> год в размере *** рублей ( л.д.11) и для фактической оплаты налога в адрес ответчика направлены налоговые уведомления № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата> соответственно (л.д.11,14,17).

В связи с отсутствием оплаты налога, в адрес ответчика были направлены требования № <номер> от <дата> о погашении образовавшейся задолженности по транспортному налогу за <дата> год в размере *** рублей и пени в размере *** рубля *** копеек со сроком уплаты до <дата>, N 2029 от <дата> о погашении образовавшейся задолженности по транспортному налогу за <дата> год в размере *** рублей и пени в размере *** рубля *** копеек со сроком уплаты до <дата>, N 7951 от <дата> о погашении образовавшейся задолженности по транспортному налогу за <дата> год в размере *** рублей и пени в размере *** рублей *** копеек со сроком уплаты до <дата> ( л.д.12,15,18,20,21).

Так как начисленные суммы добровольно ответчиком уплачены не были, налоговый орган <дата> обратился к мировому судье судебного участка N 1 по <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей заявление было удовлетворено, <дата> был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, который был отменен определением мирового судьи от <дата> в связи с возражениями ответчика (л.д.9).Настоящий иск поступил в суд <дата> ( л.д.4).Из объяснений сторон усматривается, что в ходе исполнения вышеуказанного судебного приказа с ответчика удержано 2684,73 рубл.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).

Согласно правовым предписаниям, закрепленным в пункте 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 1).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом (абзац 2).Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3).

В силу положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23.11.2017 N 2519-О, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления.

Как видно из материалов дела, налоговые уведомления № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата> и требования об уплате налогов и пени № <номер> от <дата>, № <номер> от <дата>№ <номер> от <дата> направлялись 2 налоговым органом по адресу: <адрес>

Вместе с тем по указанному адресу административный ответчик не проживает, с <дата> зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> ( л.д.28).

Данные обстоятельства подтверждают доводы 2 о том, что уведомления и требования об уплате налогов им получено не было, при этом этот довод административного ответчика не опровергается представленными по делу доказательствами.

Согласно статье 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом: налогоплательщику - индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

Таким образом, обязанность уплатить транспортный налог за <дата> год в указанной выше сумме и пени у 2 не возникла, в связи с неподтверждением налоговым органом факта получения им соответствующего налогового уведомления. В свою очередь налоговым органом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

При установленных судом обстоятельствах в удовлетворении требований налогового органа следует отказать.

Как указано выше частью 1 статьи 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Согласно статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим до 01 января 2021 года), которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.

Отклоняя доводы административного ответчика, о том, что по возмездной сделке продал автомобиль марки *** в связи с чем, на него не может быть возложена обязанность по оплате транспортного налога, суд исходит из того, что данные доводы основаны на неверном толкование действующего законодательства.

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.

Кроме того, продажа либо утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим до 01 января 2021 года) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии с пунктами 60, 60.4 Административного регламента МВД Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 07 августа 2013 года N 605 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), регистрация транспортного средства прекращается по следующим основаниям: заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.

В связи с чем у ответчика имеется обязанность по уплате транспортного налога за автомобиль ***.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175- 180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № <номер> по <адрес> к 2 о взыскании задолженности по транспортному налогу за <дата> год в размере *** рубль *** копеек, пени по данному налогу в размере *** рубля *** копеек, -отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной редакции.

Мотивированное решение суда составлено <дата>.

Председательствующий Ульяненкова О.В.

2а-1437/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС Росси № 6 по Смоленской облаксти
Ответчики
Сорокин Сергей Владимирович
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Ульяненкова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
smol.sml.sudrf.ru
20.09.2021Регистрация административного искового заявления
20.09.2021Передача материалов судье
21.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее