Решение по делу № 33-2719/2023 от 07.11.2023

Судья Ситникова С.Ю.                           Дело № 33-2719/2023

(I инст. № 2-3663/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

01 декабря 2023 года                                   город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе

председательствующего Тхагапсовой Е.Н.,

судей Козырь Е.Н., Аутлева Ш.В.,

при секретаре судебного заседания Меретуковой З.А.,

с участием прокурора Хута М.Б.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело              № 2-3663/2023 по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 5 сентября 2023 года, которым постановлено:

исковые требования Прокурора г. Майкопа в интересах ФИО1 к Администрации МО «Город Майкоп», Министерству строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп», и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования обеспечить ФИО1, 18.06.2002 года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальное образование «Город Майкоп» дополнительные финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор города Майкопа Республики Адыгея обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО1 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея, Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что по обращению ФИО1 прокуратурой города Майкопа проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда муниципального образования «Город Майкоп». До настоящего времени ФИО1 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда.

    В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, после поступления дополнительного финансирования, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм. А также обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальное образование «Город Майкоп» дополнительные финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 по обеспечению ФИО1 жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

05 сентября 2023 года Майкопским городским судом Республики Адыгея принято указанное выше решение об удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционной жалобе, поданной на решение суда от 5 сентября 2023 года, представитель ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности – ФИО7 просит обжалуемый судебный акт отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме. Указывает на то, что обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах выделенных финансовых средств и в порядке очереди. Уполномоченным органом в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений выступает администрация муниципального образования «Город Майкоп», однако предоставление жилья осуществляется в соответствии со списком Министерства образования и науки Республики Адыгея. В настоящее время ФИО1 значится в списке под номером 21. Ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции не был применён закон Республики Адыгея № 163 от 08.04.2008 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения». Кроме того, заявитель жалобы считает, что судом не учтено, что в случае оставления указанного судебного решения без изменения, будут нарушены права на обеспечение жильём других детей-сирот и лиц из их числа, поскольку они также включены в список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями и их порядковые номера предшествуют порядковому номеру ФИО1 Обращает внимание, что восстановление нарушенного материального права одного лица не должно повлечь за собой нарушение прав других лиц.

В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации муниципального образования «город Майкоп» по доверенности – ФИО8 апелляционную жалобу поддержала.

Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп» по доверенности - ФИО9 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

Прокурор ФИО6 просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Истец ФИО1 просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Адыгея в суд апелляционной инстанции не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть настоящее гражданское дело без его участия, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым, в частности, регулируется право указанной категории граждан на обеспечение жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

Законом Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере, обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» (далее – закон Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163) государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления республики, в том, числе, муниципальное образование «Город Майкоп».

    В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.03.2013 № 58 «Об уполномоченном исполнительном органе государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по формированию специализированного жилищного фонда и предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Подпунктом «б» пункта 13 Раздела III Положения о Министерстве образования и науки Республики Адыгея, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 23.04.2014 № 99, Министерство формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

        В связи с наделением органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием по однократному предоставлению благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений вышеуказанной категории граждан, согласно части 1 статьи 3 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда муниципального образования «Город Майкоп», в списке лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением. Указанные обстоятельства ответчиками в судебном заседании не были опровергнуты или оспорены.

До настоящего времени ФИО1 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, обратилась с заявлением к прокурору с целью защиты своих прав на жилье (л.д. 8).

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере социальной защиты лиц определенной категории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, правильно установил, что истец ФИО1 на основании Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163, относится к категории лиц, имеющих право на получение благоустроенного жилого помещения из муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже социальных и санитарно-технических норм. При этом суд правомерно указал, что отсутствие финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении лиц указанной категории жилыми помещениями.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции, поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, фактические обстоятельства установлены на основании представленных доказательств, исследованных в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Отклоняя довод апелляционной жалобы ответчика о нарушении обжалуемым решением суда прав на обеспечение жильём иных детей-сирот, включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, чьи порядковые номера предшествуют порядковому номеру ФИО1, судебная коллегия исходит из указанных ниже обстоятельств.

В силу статьи 5 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной     финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.

Согласно пунктам 4 и 6 Порядка расходования субвенций, предоставляемых местным бюджетам за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образования, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.10.2014 № 242, уполномоченные органы местного самоуправления являются администраторами доходов от предоставления субвенций из бюджета Республики Адыгея, и ежегодно, до 15 декабря года, предшествующего году финансирования, представляют в Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея заявку на предоставление местным бюджетам субвенций по форме, утвержденной Министерством.

В силу пункта 1 постановления администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея от 23.10.2014 № 731 Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» определен органом, уполномоченным осуществлять приобретение жилых помещений с целью создания специализированного жилищного фонда, в рамках реализации переданных государственных полномочий Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом того, что суд первой инстанции обязал ответчика Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, как уполномоченный исполнительный орган государственной власти республики в части передачи субвенций местным бюджетам, выделить дополнительные финансовые средства для обеспечения истца ФИО1 благоустроенным жилым помещением, нарушения прав и законных интересов детей-сирот, также включенных в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, чьи порядковые номера предшествуют порядковому номеру ФИО1, обжалуемым судебным решением не допущено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.

Решение суда первой инстанции судебная коллегия полагает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по апелляционной жалобе ответчика.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня принятия апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 08 декабря 2023 года.

Председательствующий                             Е.А. Тхагапсова

Судьи                                         Е.Н. Козырь

                                              Ш.В. Аутлев

33-2719/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
07.11.2023Передача дела судье
01.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2023Передано в экспедицию
01.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее