Решение по делу № 2-1-479/2024 от 06.11.2024

УИД 57RS0010-01-2024-001015-77 Дело №2-1-479/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2024 года пгт. Кромы

Кромской районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Давыдовой Д.Н.,

при секретаре Золотаревой О.В.,

с участием представителя истца адвоката Сазоновой Ю.А., действующей на основании ордера в деле,

представителя ответчика ФИО5, действующего на основании доверенности в деле,

представителя третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области Сафоновой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда исковое заявление ФИО1 к БУЗ Орловской области «Кромская центральная районная больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты,

установил:

Стёпина Е.С. обратилась в суд с иском к БУЗ Орловской области «Кромская центральная районная больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты.

В обоснование требований указала, что с 09.02.2024 работает в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» в должности фельдшера скорой медицинской помощи. Имеет среднее медицинское образование.

Истец получает выплату, установленную ей пп. «ж» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 в размере 7000 рублей.

Стёпина Е.С. полагает, что размер данной выплаты ей определен неверно, поскольку занимаемая ею должность относится к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образование (средний медицинский персонал) и выплата должна быть ей назначена по пп. «д» п.2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 №2568 как специалисту со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц. Ссылается на то основание, что служба скорой помощи, организованная в виде общепрофильных выездных бригад в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» не может быть отнесена ни к станциям скорой помощи, отделениям скорой медицинской помощи вне (в) медицинских организаций, поскольку коечный фонд в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» составляет всего 76 коек, а плановые показатели медицинской деятельности по профилю скорая медицинская помощь составляют 4866 вызовов в год. При таких объемах оказания скорой медицинской помощи в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» организация таких структур как отделение и станция скорой медицинской помощи, не предусмотрена.

На основании изложенного, истец просит суд признать за ней право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной п. «д» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования» с 01.01.2023.

В судебном заседании представитель истца адвокат Сазонова Ю.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Челноков А.Н. возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области по доверенности ФИО6 полагала необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.

Истец Стёпина Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.

В судебное заседание не явились представитель третьего лица Департамента здравоохранения Орловской области, представитель третьего лица ТФОМС Орловской области о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании частей 1, 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №323-ФЗ) следует, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 72 Федерального закона №323-ФЗ Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования» (далее Постановление №2568) на федеральном уровне установлены меры дополнительной государственной социальной поддержки медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Постановлением от 31.12.2022 №2568 с 1 января 2023 года установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, исчерпывающий перечень которых приведен в пункте 2 постановления № 2568.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 с 1 января 2023 года устанавливается специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:

а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта;

г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;

д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;

з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;

л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

В подп. «а» и «б» п. 4 Постановления №2568 установлено, что специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в п. 2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Федеральные органы исполнительной власти в отношении медицинских организаций, которые находятся в их ведении или в отношении которых они выполняют полномочия учредителя, исполнительные органы субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья в отношении находящихся в их ведении медицинских организаций, а также муниципальных организаций, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, формируют и ежемесячно, до 20-го числа месяца, представляют в Министерство здравоохранения Российской Федерации утвержденные в установленном порядке перечни организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 настоящего постановления (далее - перечень медицинских организаций), с указанием наименования организации, адреса юридического лица в пределах его местонахождения, идентификационного номера налогоплательщика, кода причины постановки на учет и основного государственного регистрационного номера.

Постановлением №2568 утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Из пункта 2 Правил следует, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568.

Пунктом 3 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

В силу пунктов 7, 8 Правил Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования.

Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. N 2568 установлен максимальный месячный размер специальной социальной выплаты фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, указанные в подпункте "ж" пункта 2 настоящего постановления, - 7000 рублей.

В соответствии с п. 18 Постановления №2568 приказом Минздрава России по согласованию с Минтрудом России от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - Разъяснения).

В пункте 3 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", утвержденных Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. N 99н (далее по тексту - Разъяснения) указано, что должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 02.05.2023 N 205н (ред. от 04.12.2023) "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".

Пунктом 9.41 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Минздрава России от 02.05.2023 N 205н установлено, что должность «фельдшер» относится к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).

Судом установлено, что истец Стёпина Е.С. имеет среднее профессиональное медицинское образование, окончила полный курс по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификации «фельдшер», что подтверждается дипломом ОГОУ СПО «Орловский базовый медицинский колледж».

Также Стёпина Е.С. прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «скорая и неотложная помощь», «лечебное дело».

Согласно трудовой книжке, приказу №21 от 09.02.2024 и трудового договора №8 от 09.02.2024 Стёпина Е.С. 09.02.2024 принята в БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» в скорую медицинскую помощь на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

Из штатного расписания следует, что в БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ» имеется отделение скорой помощи, деятельность в котором осуществляют 9,25 штатных единиц фельдшеров.

Согласно должностной инструкции в обязанности фельдшера отделения скорой медицинской помощи входит: обеспечение немедленного выезда бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного норматива на данной территории; оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары; введение больным и пострадавшим лекарственных препаратов по медицинским показаниям, осуществление остановки кровотечения, проведение реанимационных мероприятий в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; умение пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой, владение техникой наложения транспортных шин, повязок и методами проведения базовой сердечно – легочной реанимации; владение техникой снятия электрокардиограмм; знание дислокаций лечебно – профилактических учреждений и районы обслуживания станции; обеспечение переноски больного на носилках, в случае необходимости принятие в ней участия; при транспортировке больного находиться рядом с ним, осуществляя оказание необходимой медицинской помощи; при необходимости транспортировки больного в бессознательном состоянии алкогольного опьянения, произвести осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с указанием в карте вызова, сдать их в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под роспись дежурного персонала. При оказании медицинской помощи в ЧС, в случаях повреждения насильственного характера действовать в установленном порядке; обеспечение инфекционной безопасности, при выявлении у больного карантинной инфекции оказать ему необходимую помощь, соблюдать меры предосторожности и информировать старшего врача смены о клинико – эпидемиологических и паспортных данных больного; обеспечение правильного хранения, учета и списания лекарственных препаратов; по окончании дежурства проверка состояния медицинской аппаратуры, транспортных шин, пополнение израсходованных лекарственных средств, кислорода, закиси азота; информирование администрации станции скорой медицинской помощи о всех чрезвычайных происшествиях, возникших в период выполнения вызова; по требованию сотрудников УВД остановиться для оказания медицинской помощи независимо от места нахождения больного /пострадавшего; ведение утвержденной учетно – отчетной документации; повышать свой профессиональный уровень, совершенствовать свои профессиональные навыки.

Согласно Уставу БУЗ ОО «Кромская ЦРБ», учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Орловской области. Предметом и целями деятельности учреждения является осуществление квалифицированной медицинской и профилактической помощи населению в соответствии с уровнем, технологиями, стандартами диагностики и лечения.

БУЗ ОО «Кромская ЦРБ» (регистрационный номер лицензии Л041-01142-57/00573993) включена в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Поскольку истец относится к категории медицинских работников, указанных в п.«ж» ч. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №2568 «О дополнительной государственной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальные системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования», она получает меру дополнительной социальной поддержки в виде социальной выплаты в размере 7000 рублей.

Исходя из вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что для возникновения у истца права на получение социальных выплат должна быть совокупность условий: истец должна работать в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования; должность такого медицинского работника должна соответствовать должностям, указанным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, являющейся приложением к приказу Минздрава России от 02.05.2023 N 205н.; медицинский работник должен принимать участие в оказании медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. При этом, именно условия оказания медицинской помощи, в которых средний медицинский персонал с одинаковыми должностными обязанностями и одинаковой квалификацией выполняют свои должностные обязанности в районных больницах, являются определяющими для начисления и выплаты специальной социальной выплаты.

Таким образом, законодатель предусматривает выплаты определенным категориям медицинских сотрудников, конкретизируя как должности, так и основания для выплат.

Учитывая, что Стёпина Е.С. работает в отделении скорой медицинской помощи БУЗ Орловской области «Кромская ЦРБ», то есть медицинской организации входящей в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвующей в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования, выполняет трудовые функции в рамках своих должностных обязанностей «фельдшера отделения скорой медицинской помощи», а потому ей правильно начислена и производится специальной социальной выплата по пп. «ж» п.2 Постановления Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 в размере 7000 рублей.

Оснований для изменения подпункта Постановления Правительства РФ №2568 от 31.12.2022 для назначения специальной социальной выплаты, а также ее размера, у суда не имеется, достаточных доказательств для удовлетворения исковых требований Стёпиной Е.С. суду не представлено.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к БУЗ Орловской области «Кромская центральная районная больница» о признании права на получение специальной социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 27 декабря 2024 года.

Председательствующий Д.Н. Давыдова

2-1-479/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Стёпина Елена Сергеевна
Ответчики
БУЗ ОО «Кромская ЦРБ»
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области
Департамент здравоохранения Орловской области
ТФОМС Орловской области
Сазонова Юлия Андреевна
Суд
Кромской районный суд Орловской области
Дело на сайте суда
kromskoy.orl.sudrf.ru
06.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2024Передача материалов судье
11.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2024Судебное заседание
23.12.2024Судебное заседание
27.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее