Решение по делу № 2а-145/2022 (2а-1253/2021;) от 13.12.2021

№2а-145/2022 (№2а-1253/2021)

32RS0021-01-2021-002746-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2022 года г. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Ивановой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Хроменко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Новозыбковской городской администрации Брянской области к Отделу судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области об освобождении от уплаты суммы исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился с административным иском к Отделу судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области об освобождении от уплаты суммы исполнительского сбора по исполнительному производству №140479/21/32021-ИП от 27.10.2021.

В обоснование заявленных требований указал, что 27.10.2021 судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №140479/21/32021-ИП на основании решения Новозыбковского городского суда №2а-509/2021 от 21.06.2021 по административному иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданного в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Новозыбковской городской администрации Брянской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – источника нецентрализованного водоснабжения (шахтного колодца) по <адрес> рядом с домом в <адрес>.

03.12.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения в рамках исполнительного производства №140479/21/32021-ИП, предметом которого является исполнительский сбор в размере 50000 рублей. В соответствии с указанным постановлением новый срок для исполнения требований исполнительного документа установлен до 30.12.2021.

Причиной неисполнения решения суда в указанный срок являлось отсутствие денежных средств в бюджете Новозыбковского городского округа, поскольку для исполнения данного решения суда помимо изготовления самой технической документации, необходимой для постановки на учет объектов недвижимости, требуется ряд подготовительных работ, затраты на которые требует дополнительных расходов.

В настоящее время денежные средства на данные цели выделены, предпринимаются меры для исполнения вышеуказанного решения суда и ведется работа для постановки на учет указанного бесхозяйного недвижимого имущества.

09.12.2021 между Комитетом по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации и ИП Заболеев-Зотов А.В. заключен договор на выполнение кадастровых работ №ОО-489, предметом которого является выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов с целью постановки объектов на кадастровый учет. Поскольку Новозыбковской городской администрацией предпринимаются все возможные меры по исполнению решения суда от 21.06.2021 по административному иску №2а-509/2021 просили освободить от уплаты суммы исполнительского сбора по исполнительному производству от 27.10.2021 №140479/21/32021.

В судебное заседание представитель административного истца Новозыбковской городской администрации Брянской области не явился, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Заявленный административный иск поддерживают в полном объеме и настаивают на удовлетворении.

В судебное заседание административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области, ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области не явились, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства и заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие не поступило.

Судом на основании положений ст. 150 КАС РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, изучив доводы административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

    Частью 12 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (п. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (п. 3).

    Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке должен установить наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

    В соответствии с п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

    При этом, в силу п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

    Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

    По смыслу закона правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, выражается в возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, но только при наличии его вины, как элемента субъективной стороны правонарушения.

Как установлено в судебном заседании, а также следует из материалов дела, решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 21.06.2021 бездействие Новозыбковской городской администрации Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества признано незаконным и на Новозыбковскую городскую администрацию Брянской области возложена обязанность обратиться в Межмуниципальный отдел по Новозыбковскому, Злынковскому районам и г. Новозыбкову Управления Росреестра по Брянской области с заявлением и документами, необходимыми для постановки на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – нецентрализованного источника водоснабжения (шахтного колодца), расположенного по адресу: Брянская область, Новозыбковский городской округ, <адрес>, рядом с домом в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 10-12).

Решение вступило в законную силу 14.09.2021.

27.10.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №140479/21/32021-ИП (л.д. 13).

    Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.

    Копию постановления о возбуждении исполнительного производства №140479/21/32021-ИП административный истец получил 28 октября 2021 г. посредством системы электронного документооборота.

    Определением Новозыбковского городского суда Брянской области от 22 ноября 2021 г. в удовлетворении заявления Новозыбковской городской администрации Брянской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу №2а-509/2021 от 21.06.2021 отказано.

    В установленный срок решение суда должником не исполнено.

    03.12.2021 ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора неимущественного характера в размере <данные изъяты> и установлении нового срока исполнения до 30.12.2021 (л.д. 14).

Новозыбковская городская администрация Брянской области знала об установлении ей времени для добровольного исполнения требований исполнительного документа, однако, в установленный срок его добровольно не выполнило.

Должник не исполнил решение суда от 21 июня 2021 года в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Такое поведение административного истца указывает на то, что он при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него, как должника по исполнительному производству, по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, не принял всех мер для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.

Вместе с тем, из материалов административного дела не усматривается, что должником подобные меры предпринимались.

Должник, считая невозможным исполнить решение суда, с заявлением в суд о разъяснении порядка исполнения исполняемого решение суда, с заявлением об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью исполнения требования исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю не обращался, других действий, направленных на окончание исполнительного производства, не совершал.

При таком положении дела оснований для освобождения административного истца от взыскания с него исполнительского сбора не имеется, так как данных о том, что исполнение требований исполнительного документа для административного истца было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не установлено.

    При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения должника по исполнительному производству от взыскания исполнительского сбора.

    Вместе с тем, согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", части 7 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

    При этом суд вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

    Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

    Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

    Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

    В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.

Новозыбковская городская администрация Брянской области знала об установлении ей времени для добровольного исполнения требований исполнительного документа, однако в установленный срок его не выполнила, в связи с чем судебный пристав-исполнитель вправе был установить ей новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Вместе с тем, учитывая степень вины административного истца, как должника, в неисполнении в срок требований исполнительного документа, а также то обстоятельство, что в настоящее время административный истец выполнил часть работ, направленных на исполнение требований исполнительного документа, а именно 09.12.2021 между ИП Заболеев-Зотов А.В. и Комитетом по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации заключен договор на выполнение кадастровых работ №ОО-489, суд приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения суммы исполнительского сбора на ?, то есть до <данные изъяты>

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административного искового заявления Новозыбковской городской администрации Брянской области к Отделу судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Новозыбковскому и Климовскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области об освобождении от уплаты суммы исполнительского сбора по исполнительному производству №140479/21/32021-ИП от 27.10.2021, отказать.

    Снизить на ? размер исполнительского сбора, установленный постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области от 27 октября 2021 года по исполнительному производству №140479/21/32021-ИП, установив его в размере <данные изъяты>

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья      Н.П.Иванова

2а-145/2022 (2а-1253/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Новозыбковская городская администрация
Новозыбковская межрайонная прокуратура
Ответчики
ОСП по Новозыбковскому и Климовскому району УФССП России по Брянской области
СПИ ОСП по Новозыбковскому и Климовскому районам УФССП России по Брянской области - Помелухо А.А.
УФССП России по Брянской области
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Иванова Наталья Петровна
Дело на странице суда
novozibkovsky.brj.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация административного искового заявления
14.12.2021Передача материалов судье
15.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2021Подготовка дела (собеседование)
30.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
25.01.2022Судебное заседание
25.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее