УИД 74RS0043-01-2023-003128-84
Дело № 2-92/2024 (2-2953/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Устьянцева Н.С.,
при секретаре Куликовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника военного прокурора Чебаркульского гарнизона Некрасова М.А., представителя третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ - Сидорова А.Н., гражданское дело по иску военного прокурора Чебаркульского гарнизона действующего в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Ткачуку О.Л. о взыскании причиненного ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Чебаркульского гарнизона действующий в интересах Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к Ткачуку О.Л. о взыскании ущерба, причиненного государству в размере 258214 рублей.
В основание иска указано, что приговором Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Ткачук О.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 рублей. Указанным приговором установлено, что Ткачук О.Л. занимая должность начальника отдела хранения технических средств отдела хранения технических средств войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес>. Ткачук О.Л. был назначен ответственным за содержание и эксплуатацию территории в/ч № в <адрес> между внутренними ограждениями периметра с южной стороны до железнодорожных путей сливо-наливной эстакады 1 технической территории, на которой расположена площадка №. В нарушение действующего законодательства Ткачук О.Л. совершил незаконную рубку лесных насаждений (семь деревьев породы «береза»), произраставших на площадке № технической территории № в крупном размере с использованием служебного положения. В результате вышеуказанных действий Ткачук О.Л. государству в лице Министерства обороны РФ причинен материальный ущерб в размере 80051 рубль. В добровольном порядке указанный ущерб не возмещен.
В судебном заседании помощник военного прокурора Чебаркульского гарнизона Некрасов М.А., исковые требования поддержал в части, указав на то, что размер ущерба, подлежащего взысканию с Ткачука О.Л. составляет 80051 рубль.
Представитель истца Министерству обороны РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Ответчик Ткачук О.Л., при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ - Сидоров А.Н., в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить с учетом реального ущерба, причиненного Министерству обороны РФ.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав помощника военного прокурора Чебаркульского гарнизона Некрасова М.А., представителя третьего лица ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ - Сидорова А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 09 января 1998 года № 1-П и от 07 июня 2000 года № 10-П, определение от 27 июня 2000 года № 92-О, лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.
В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах устойчивого управления лесами; сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов; обеспечения охраны и защиты лесов; участия граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделения лесов на виды по целевому назначению и установления категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платности использования лесов.
Согласно ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Положениями ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса РФ указано, что право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ), если иное не установлено ЛК РФ, другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно ст. 16 Лесного кодекса РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Из п. 2 ч. 2 ст. 27 Лесного кодекса РФ следует, что допускается установление запрета на проведение рубок.
В соответствии с ч. 8 ст. 29 Лесного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Положениями ч. 2 ст. 29.1, ч. 1 ст. 75 Лесного кодекса РФ установлено, что допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. По договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ в состав земель Российской Федерации входят земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 121 Лесного кодекса РФ на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества.
Согласно п.п. 7, 69.2, 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, осуществление в пределах своей компетенции правомочий в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил, управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах военных лесничеств, в том числе утверждение лесохозяйственных регламентов военных лесничеств и заключения государственной экспертизы проектов освоения лесов, допускаемого на землях обороны, отнесено к полномочиям Министерства обороны РФ.
Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Положениями ст. 99 Лесного кодекса РФ установлено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 3 ст. 100 Лесного кодекса РФ).
Положениями ч. 4 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Вступившим в законную силу приговором Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что приказом начальника склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (по личному составу) Ткачук О.Л. принят на работу на должность начальника отдела хранения технических средств в отдел хранения технических средств с ДД.ММ.ГГГГ с испытательным сроком 3 месяца. Также ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен трудовой договор №.
Согласно функциональным обязанностям начальника отдела хранения технических средств № Ткачук О.Л. отвечал за охрану труда и соблюдение требований пожарной безопасности на объектах отдела, правильную эксплуатацию сооружений, оборудования, технических средств и содержание в исправном состоянии средств пожаротушения, находящихся в отделе, а также он был обязан: осуществлять контроль за соблюдением личным составом отдела требований пожарной безопасности, организовать эксплуатацию сооружений, оборудования, хранилищ, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, находящихся в отделе, перед началом работ лично инструктировать личный состав отдела по мерам безопасности и пожарной безопасности с отметкой об этом в журнале инструктажей, проводить занятия по специальной подготовке личного состава отдела, обеспечивать соблюдение личным составом отдела охраны труда и мер по защите окружающей среды, участвовать в проведении субботника по наведению порядка на территории склада и кабинетов, выполнять другие поручения, связанные с повседневной деятельностью склада.
Приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ Ткачук О.Л. назначен ответственным за содержание и эксплуатацию территории в/ч № в <адрес> между внутренними ограждениями периметра с южной стороны до железнодорожных путей сливо-наливной эстакады 1 технической территории, на которой расположена площадка №.
Указанная территория расположена на землях Министерства обороны РФ в <адрес>, и находится в границах выделов № и № квартала № Челябинского лесничества Министерства обороны РФ, правообладателем которой согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, является Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ. На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования указанной территорией (землей).
Реализация полномочий Министерства обороны РФ по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, полномочия по организации ведения лесного хозяйства в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляются Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ в соответствии приказом Министра обороны РФ от 17 мая 2019 года № 280 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ», который в том числе осуществляет мероприятия по организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков либо права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях обороны и безопасности, а также организует рассмотрение вопросов по оформлению и выдаче разрешений на вырубку лесных насаждений для нужд обороны и безопасности в установленном порядке.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ткачук О.Л., находясь на территории в/ч № дислоцированной в <адрес>, действуя из ложно понятых интересов службы и иной личной заинтересованности, не получив соответствующего разрешения от должностных лиц ФГКУ «УЛХиП» на рубку лесных насаждений и используя свое служебное положение, отдал распоряжение подчиненному сотруднику о рубке всех лесных насаждений на площадке № технической территории № №, расположенной в границах выделов № и № квартала № Челябинского лесничества Министра обороны РФ филиала ФГКУ «УЛХиП».
До ДД.ММ.ГГГГ на площадке № технической территории № № произрастали 105 мягколиственных и хвойных сырорастущих деревьев, из них 104 дерева породы береза и 1 дерево породы сосна, которые относились к лесным насаждениям, поскольку имели целостную экосистему, взаимосвязь между компонентами насаждения, целостную лесную среду, а также относились по целевому назначению к защитным лесам.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была произведена незаконная рубка лесных насаждений, произраставших на площадке № технической территории № №.
Объем вырубленной древесины составил <данные изъяты> куб.м., а размер вреда, причиненного вырубкой данных деревьев, рассчитанный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, составил 80051 рубль.
Указанным приговором (с учетом апелляционного определения Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) Ткачук О.Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в», «г» ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500000 рублей.
Поскольку в добровольном порядке Ткачук О.Л. ущерб не возместил, военный прокурор Чебаркульского гарнизона действуя в интересах Министерства обороны РФ обратился в суд с данным иском.
Разрешая заявленные требования, суд исходя из того, что вступившим в законную силу приговором Чебаркульского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом апелляционного определения Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ) Ткачук О.Л. был признан виновным в совершении преступления п. «в», «г» ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса РФ (незаконная рубка лесных насаждений лицом с использованием своего служебного положения, совершенная в крупном размере), при этом размер ущерба, причиненного государству в лице Министерства обороны РФ составляет 80051 рубль и до настоящего момента не возмещен, приходит к выводу о взыскании с Ткачука О.Л. указанной суммы.
Правовых оснований для взыскания с Ткачука О.Л. ущерба в большем размере суд не усматривает.
В силу п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» присужденные судом суммы компенсации по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов. Привлечение соответствующих финансовых органов к участию в деле не является обязательным.
Поскольку незаконная рубка деревьев была произведена на земельном участке, расположенном в границах Чебаркульского муниципального района, сумма ущерба, причиненного Ткачуком О.Л., подлежит взысканию в доход бюджета Чебаркульского муниципального района.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска военный прокурор Чебаркульского гарнизона действующий в интересах Министерства обороны РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с Ткачука О.Л. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2601 рубль 53 копейки.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Чебаркульского гарнизона действующего в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Ткачуку О.Л. о взыскании причиненного ущерба, удовлетворить частично.
Взыскать с Ткачука О.Л. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серия №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>) в доход бюджета Чебаркульского муниципального района в счет возмещения ущерба, причиненного лесному фонду денежные средства в размере 80051 рубль.
В удовлетворении исковых требований военного прокурора Чебаркульского гарнизона действующего в интересах Министерства обороны Российской Федерации к Ткачуку О.Л. о взыскании причиненного ущерба в большем размере отказать.
Взыскать с Ткачука О.Л. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2601 рубль 53 копейки.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.С. Устьянцев