Решение по делу № 2а-1674/2021 от 10.03.2021

К делу № 2а-1674/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    31 марта 2021 года                                                                    г. Майкоп

Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего - судьи Агафонова П.Ю.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на имущество,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС по <адрес> обратилась в Майкопский городской суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налога на имущество.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1, ИНН 010200035092. Адрес места жительства 385008, Майкоп г., 9-й (Весна тер. ДНТ) проезд, <адрес>, дата рождения: ДД.ММ.ГГГГ, место рождения: <адрес> состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>.

Согласно сведениям, полученным от регистрирующих органов в порядке ст. 85 НК Ф. ФИО1 является собственником имущества.

    

Просит взыскать с ФИО1, ИНН 010200035092 недоимки по:

- Налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений: налог за 2016 г. в размере 79 635 руб., пеня в размере 518.29 руб. (450,41 руб. сложилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 67,88 руб. сложилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). На общую сумму 80 153.29 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС по <адрес> не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, предоставил письменное возражение на административное исковое заявление, против удовлетворения административного искового заявления возражал, просил применить срок исковой давности в отношении требований административного истца.

Исследовав материалы настоящего дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предусмотрено статьей 48 НК Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Как установлено судом, за административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год на сумму 79635 рублей.

Так согласно сведениям, полученным от регистрирующих органов в порядке ст. 85 НК Ф. ФИО1 является собственником имущества:

Согласно ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу положений ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. На основании вышеперечисленных норм, налоговым органом были направлены в адрес налогоплательщика налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, №. 52217140140 от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налогов.

В нарушение, нормы ст. 23 НК РФ налогоплательщик уплату в бюджет налогов не произвёл, что послужило основанием для начисления пени в порядке ст. 75 НК РФ.

За неуплату налогов и сборов в срок установленный законом в адрес налогоплательщика было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ . Указанное требование направлено налогоплательщику по почте заказным письмом и, в силу ст. 69 НК РФ, считается полученным по истечению 6 дней с даты направления.

Налогоплательщиком указанное требование исполнено частично, что является основанием для обращения в суд в соответствии со ст. 48 НК РФ.

Межрайонная ИФНС России по <адрес> обращалась с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении налогоплательщика, которое было рассмотрено, и по существу заявленных требований был вынесен судебный приказ а-480/2018 от ДД.ММ.ГГГГ От плательщика поступили возражения относительно исполнения судебного приказа и мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Из предоставленного административным истцом расчета следует, что размер недоимки по транспортному налогу составляет 79635, пеня в размере 518,29 рублей.

Вместе с тем, требования МИФНС по <адрес> о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год было рассмотрено в рамках дела а-3077/2019.

Определением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-3077/2019 принят отказ административного ответчика МИФНС по <адрес> от административного иска к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу за 2016 год.

Судом дело прекращено и дано разъяснение, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Несмотря на вышеуказанное определение административный истец в 2020 году обратился с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьёй судебного участка <адрес> Республики Адыгея выдан судебный приказ по делу а-2655/6-2020 от ДД.ММ.ГГГГ.

Налогоплательщик с указанной суммой налогов и пени не согласился, в связи с чем были поданы возражения на судебный приказ по делу а-2655/6-2020 от ДД.ММ.ГГГГ, который был мировым судьей отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, что административный истец обратился в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, по которому им был заявлен отказ от иска, налоговым органом пропущен процессуальный срок для подачи административного искового заявления ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу статьи 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, поскольку днем выявления недоимки будет являться следующий день после наступления срока уплаты налога), следовательно, в данном случае, день выявления недоимки – ДД.ММ.ГГГГ. Установленный трехмесячный срок направления требования об уплате налога истекает ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу требований ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Установленный шестимесячный срок истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Несоблюдение указанного срока в данном случае не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Таким образом, в случае пропуска налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога, исчисление установленного Налоговым кодексом срока принудительного взыскания налога с физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, следовало производить исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 52, 70 и 48 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, принудительное взыскание налогов и пеней, по поводу которых возник спор, с физического лица возможно лишь в судебном порядке и в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.

                    При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленный срок направления налогового уведомления и учитывая положения статей 70 и 48 НК РФ, определяющие сроки направления требования об уплате налога (пеней) и порядок взыскания недоимки по налогу, налоговый орган как на дату обращения к мировому судье (ДД.ММ.ГГГГ) с заявлением о выдаче судебного приказа, так и на дату обращения с настоящим иском (ДД.ММ.ГГГГ) утратил право на принудительное взыскание задолженности по налогу на имущество, поскольку истекли сроки принятия решений об их взыскании в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. При этом действующее налоговое законодательство не предусматривает возможности направления налогоплательщикам повторных налоговых уведомлений и требований.

Пропуск налоговым органом срока направления налогового уведомления и требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, установленного положениями статьи 48 НК РФ и сам по себе, без указания уважительных причин пропуска такого срока, не является основанием для восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административный иск о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подан в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании налога содержится в пункте 2 статьи 48 НК РФ.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).

Статьей 48 НК РФ предусмотрены два срока обращения в суд налогового органа. Первый срок составляет шесть месяцев и начинает течь со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Второй срок начинает течь с момента отмены судебного приказа о взыскании налога и составляет также шесть месяцев. Нарушение каждого из указанных процессуальных сроков влечет их пропуск и отказ в удовлетворении соответствующего иска (заявления).

При таких обстоятельствах, суд находит административный иск МИФНС России по <адрес> незаконным, необоснованным, не подлежащим удовлетворению.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований административного истца к ФИО1. отказать, в связи с пропуском срока исковой давности..

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России по <адрес> к ФИО1 о взыскании налога на имущество - отказать, в связи с пропуском срока исковой давности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца.

Председательствующий                 подпись           П.Ю. Агафонов

Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2021-001721-17

Подлинник находится в материалах дела № 2а-1674/2021

в Майкопском городском суде Республики Адыгея

2а-1674/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС №18 по Краснодарскому краю
Ответчики
Высоцкий Анатолий Викторович
Суд
Майкопский городской суд Республики Адыгея
Судья
Агафонов Павел Юрьевич
Дело на странице суда
maikopsky.adg.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация административного искового заявления
11.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее