Решение по делу № 33-1074/2024 (33-14907/2023;) от 19.12.2023

УИД 59RS0004-01-2023-000421-74

Судья – Будилова О.В.

Дело № 33-1074/2024 (33 -14907/2023; 2-1920/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Варовой Л.Н.,

судей Смирновой М.А., Казакова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глуховой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе Администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 20 октября 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя ответчиков Витовской Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми о (с учетом изменения иска в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации):

- возложении обязанности на администрацию г.Перми в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйного участка сети: сеть водоснабжения от точки врезки в трубопровод ООО «Новогор-Прикамье» с координатами ВК-2 (Х=**, У=**) до стены здания по адресу: г.Пермь, ул.Бр. Вагановых, 11а с координатами Х=**, У=**;

- возложении обязанности на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в течение месяца после вступления решения суда в законную силу определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети: сеть водоснабжения от точки врезки в трубопровод ООО «Новогор-Прикамье» с координатами ВК-2 (Х=**, У=**) до стены здания по адресу: г.Пермь, ул. Бр. Вагановых, 11а с координатами Х=**, У=** (том 1 л.д.2-6, 41-45, 239-243, том 2 л.д.91-97).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района рассмотрено обращение руководителя Пермского УФАС России по вопросу бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по передаче сети холодного водоснабжения по ул. Бр. Вагановых в установленном порядке на обслуживание в гарантирующую организацию. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрено заявление ООО «Крафт» от 04.10.2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «НОВОГОР-Прикамье». Из материалов следует, что в ходе заключения между ООО «НОВОГОР-Прикамье» и ООО «Крафт» договора холодного водоснабжения между сторонами возникли разногласия относительно балансовой принадлежности участка сети водоснабжения с координатами ВК (Х=**: У=**) - ВК (Х=**; у=**), расположенного по ул.Бр. Вагановых в г.Перми. В последующем разногласия между сторонами были урегулированы, и между ООО «Новогор-Прикамье» и ООО «Крафт» 17.10.2022 подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которым спорный участок сети водоснабжения определен, как водопровод, владелец которого не установлен. Нарушений антимонопольного законодательства в действиях ООО «Новогор-Прикамье» не установлено. Вместе с тем установлено, что указанный участок сети, задействованный в водоснабжении нескольких зданий по ул. Бр. Вагановых, 11а, никем не обслуживается, его статус и владелец не определены. Таким образом, данный участок сети холодного водоснабжения обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи, принятие на учет которых производится органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. Администрацией Мотовилихинского района г. Перми в 2022 году проведены мероприятия в соответствии с регламентом принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, утвержденным постановлением администрации города Перми от 22.08.2008 № 130, по объему «Сеть холодного водоснабжения, к административному зданию по ул. Бр. Вагановых, 11а», по результатам которых от департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми получен ответ от 21.04.2022 о нецелесообразности принятия указанного объекта в муниципальную собственность города Перми, т.к. объект не обеспечивает поставку ресурса в жилые дома и объекты социальной сферы государственной и муниципальной форм собственности. По сведениям информационной системы «2ГИС» по адресу: г. Пермь, ул. Вагановых, 11а находятся (осуществляют деятельность) несколько хозяйствующих субъектов (рекламная студия «Novo», торговая компания «ПромТехТрейд», компания ООО «Крафт», ремонтная организация РИВС, транспортная компания УралПодъемМеханизация). Дополнительно прокуратурой района из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю запрошены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных по адресу: г.Пермь, ул.Бр Вагановых, 11а. Согласно сведениям администрации Мотовилихинского района г.Перми от 29.05.2023 сеть водопровода к административному зданию по ул.Бр Вагановых, 11а не проходит по подвальным помещениям здания и сооружений, не является транзитной. Согласно данным ООО «НОВОГОР-Прикамье», МП «Пермводоканал» сети холодного водоснабжения по ул. Бр. Вагановых к административному зданию по ул. Бр. Вагановых, 11а на балансе организаций не состоят. ООО «Крафт» принадлежность данного участка сети к зоне ответственности отрицает. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости «Сеть холодного водоснабжения по ул.Бр. Вагановых к административному зданию по ул.Бр. Вагановых, 11а» отсутствуют. Таким образом, указанная сеть холодного водоснабжения с координатами Х=**, У=** является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН сведений о правообладателе не имеется. Кроме того, указанный объект в реестре государственной и муниципальной собственности не значится. Отсутствие собственника сети водоотведения влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности таких систем и их отдельных объектов, на предотвращение возникновения аварийных ситуаций. Бездействие администрации г. Перми по постановке на учет бесхозяйного имущества - сети холодного водоснабжения с целью его дальнейшего обслуживания и эксплуатации, представляет угрозу неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, определить точный круг лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 20 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

С решением суда не согласны ответчики, в апелляционной жалобе просят его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывают на непредставление истцом безусловных доказательств того, что объекты, в отношении которых заявлены требования, являются бесхозяйными. Отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Согласно указанной ООО «Новогор-Прикамье» информации в протоколе согласования разногласий к договору холодного водоснабжения № ** от 13.12.2021, от 09.03.2022 данные сети предназначены для обслуживания объектов, проектировались и строились для данных объектов, присоединений к этим сетям не имеется, что подтверждается актом технической готовности на сети водопровода от 24.04.1985. Полагают, что спорный участок сети холодного водоснабжения создан для поставки воды в нежилое административное здание, которое используется несколькими хозяйствующими субъектами. Надлежащая эксплуатация объекта, принадлежащего на праве собственности нескольким хозяйствующим субъектам, невозможна без использования спорного участка сети водоотведения, который в данном случае является принадлежностью по отношению к главной вещи и должен следовать судьбе главной вещи.

Третьими лицами – ООО «Крафт», ООО «ЮниХостелПермь» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми проведена проверка по обращению руководителя Пермского УФАС России Плаксина А.В. по вопросу бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по передаче сети холодного водоснабжения по ул.Вагановых в установленном порядке на обслуживание в гарантирующую организацию.

Из ответа департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 21.04.2022 года следует, что в соответствии с постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008г. № 130 «Об утверждении регламента приема в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества» основания приобретения выявленного бесхозяйного объекта – сеть холодного водоснабжения к административному зданию по ул.Вагановых, 11а в муниципальную собственность г.Перми отсутствуют по причине не обеспечения поставки ресурса в жилые дома, а также на объекты социальной сферы государственной и муниципальной форм собственности (том 1 л.д.32).

Согласно сведениям ЕГРН, выписке из реестра муниципального имущества г.Перми, сведениям реестра государственной собственности Пермского края, сведениям реестра федерального имущества указанная сеть в соответствующих реестрах отсутствует (том 1 л.д.33,49,50-51,52).

По информации Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края сеть холодного водоснабжения к административному зданию по ул. Братьев Вагановых, д. 11а в г. Перми в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается (том 1 л.д.46).

Из ответа Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 17.02.2023 следует, что сети холодного водоснабжения по ул. Братьев Вагановых, д. 11а в г. Перми в реестре не числятся, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного имущества не поставлена (том 1 л.д.47).

По сведениям МКУ «Пермблагоустройство» сеть холодного водоснабжения к административному зданию по ул. Братьев Вагановых, д. 11а в г. Перми в оперативном управлении отсутствует (том 1 л.д.48).

По информации ООО «НОВОГОР-Прикамье» 31.05.2017 был заключен единый договор холодного водоснабжения с абонентом ООО «Гостиница Центральная», 08.06.2020 абонент изменил наименование на ООО «Юниверсити Хостел Пермь», был включен объект: здание в г.Перми по ул.Вагановых, 11а (том 1 л.д.201-211). Согласно информации ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «Юниверсити Хостел Пермь» спорный участок сети ООО «Юниверсити Хостел Пермь» в балансовую принадлежность и эксплуатационную ответственность не принят.

13.12.2021 между ООО «НОВОГОР-Прикамье» и ООО «Крафт» заключен единый договор холодного водоснабжения (том 1 л.д.218-230).

Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору холодного водоснабжения от 13.12.2021, заключенному между ООО «Крафт» и ООО «Новогор-Прикамье» следует, что границей балансовой принадлежности объектов централизованных систем холодного водоснабжения абонента является наружная стена здания по адресу: г.Пермь, ул. Вагановых, 11а (том 1 л.д.23).

При разрешении спора суд, руководствуясь статьями 206, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 6, 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктами 2,3,5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (действующим на момент спорных отношений), положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 138, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковых требований в полном объеме. При этом суд исходил того, что спорный объект соответствует критериям бесхозяйного недвижимого имущества, отсутствие собственника сети, а также обслуживающей организации является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за водоотведением, обеспечением надлежащего качества коммунальных услуг, устранением аварий в процессе эксплуатаций, что может повлечь неблагоприятные последствия для граждан; орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные объекты, относится к функциям департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Пунктом 5 статьи 8 ФЗ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

Из материалов дела следует, что спорный участок сети водоснабжения, для которого не определена эксплуатирующая организация, не находится на обслуживании у эксплуатирующей организации, не является муниципальной собственностью, не числится в реестре муниципального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о спорном участке сети водоснабжения, фактическое наличие спорного участка сети подтверждено. Поскольку орган местного самоуправления обладает правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в силу возложенных на него законом полномочий он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия.

Ссылка в жалобе на факт использования хозяйствующими субъектами (рекламная студия «Novo», торговая компания «ПромТехТрейд», компания ООО «Крафт», ремонтная организация РИВС, транспортная компания УралПодъемМеханизация) спорного участка сети холодного водоснабжения, являющейся принадлежностью к главной вещи либо новой вещью, правильность выводов суда не опровергает.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Доказательств того, что в какой-либо период времени спорные сети принадлежали собственникам зданий, расположенных по ул.Вагановых, 11а в г.Перми, в материалы дела не представлено.

Вопреки доводам жалобы, в настоящее время спорная сеть водоснабжения от точки врезки в трубопровод ООО «Новогор-Прикамье» до стены здания по адресу: г.Пермь, ул.Бр. Вагановых, 11а хозяйствующим субъектам (рекламная студия «Novo», торговая компания «ПромТехТрейд», компания ООО «Крафт», ремонтная организация РИВС, транспортная компания УралПодъемМеханизация) не принадлежит. Право собственности на спорный участок сети не зарегистрировано, в чье-либо ведение или управление данное недвижимое имущество не передано; ранее заключенный между ИП Ш. и ООО «Новогор-Прикамье» договор холодного водоснабжения № ** был расторгнут 12.11.2021, на момент заключения договора и его последующего расторжения коммунальные сети водоснабжения ИП Ш. на каком-либо праве не принадлежали.

Сам по себе факт использования спорного участка сети для обеспечения холодного водоснабжения вышеуказанных хозяйствующих субъектов не свидетельствует о том, что данные лица являются собственниками спорного участка коммунальной сети, и не освобождает орган местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом полномочий в отношении выявленного бесхозяйного имущества.

Доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Перми от 20 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись).

Судьи: (подписи).

Мотивированное определение изготовлено 25 января 2024 года

УИД 59RS0004-01-2023-000421-74

Судья – Будилова О.В.

Дело № 33-1074/2024 (33 -14907/2023; 2-1920/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь

18 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего Варовой Л.Н.,

судей Смирновой М.А., Казакова М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Глуховой О.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Мотовилихинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе Администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми на решение Ленинского районного суда г.Перми от 20 октября 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Варовой Л.Н., пояснения представителя ответчиков Витовской Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Мотовилихинского района г.Перми обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми о (с учетом изменения иска в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации):

- возложении обязанности на администрацию г.Перми в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйного участка сети: сеть водоснабжения от точки врезки в трубопровод ООО «Новогор-Прикамье» с координатами ВК-2 (Х=**, У=**) до стены здания по адресу: г.Пермь, ул.Бр. Вагановых, 11а с координатами Х=**, У=**;

- возложении обязанности на департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в течение месяца после вступления решения суда в законную силу определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети: сеть водоснабжения от точки врезки в трубопровод ООО «Новогор-Прикамье» с координатами ВК-2 (Х=**, У=**) до стены здания по адресу: г.Пермь, ул. Бр. Вагановых, 11а с координатами Х=**, У=** (том 1 л.д.2-6, 41-45, 239-243, том 2 л.д.91-97).

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района рассмотрено обращение руководителя Пермского УФАС России по вопросу бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по передаче сети холодного водоснабжения по ул. Бр. Вагановых в установленном порядке на обслуживание в гарантирующую организацию. В ходе проверки прокуратурой района установлено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю рассмотрено заявление ООО «Крафт» от 04.10.2022 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «НОВОГОР-Прикамье». Из материалов следует, что в ходе заключения между ООО «НОВОГОР-Прикамье» и ООО «Крафт» договора холодного водоснабжения между сторонами возникли разногласия относительно балансовой принадлежности участка сети водоснабжения с координатами ВК (Х=**: У=**) - ВК (Х=**; у=**), расположенного по ул.Бр. Вагановых в г.Перми. В последующем разногласия между сторонами были урегулированы, и между ООО «Новогор-Прикамье» и ООО «Крафт» 17.10.2022 подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которым спорный участок сети водоснабжения определен, как водопровод, владелец которого не установлен. Нарушений антимонопольного законодательства в действиях ООО «Новогор-Прикамье» не установлено. Вместе с тем установлено, что указанный участок сети, задействованный в водоснабжении нескольких зданий по ул. Бр. Вагановых, 11а, никем не обслуживается, его статус и владелец не определены. Таким образом, данный участок сети холодного водоснабжения обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи, принятие на учет которых производится органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. Администрацией Мотовилихинского района г. Перми в 2022 году проведены мероприятия в соответствии с регламентом принятия в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества, утвержденным постановлением администрации города Перми от 22.08.2008 № 130, по объему «Сеть холодного водоснабжения, к административному зданию по ул. Бр. Вагановых, 11а», по результатам которых от департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми получен ответ от 21.04.2022 о нецелесообразности принятия указанного объекта в муниципальную собственность города Перми, т.к. объект не обеспечивает поставку ресурса в жилые дома и объекты социальной сферы государственной и муниципальной форм собственности. По сведениям информационной системы «2ГИС» по адресу: г. Пермь, ул. Вагановых, 11а находятся (осуществляют деятельность) несколько хозяйствующих субъектов (рекламная студия «Novo», торговая компания «ПромТехТрейд», компания ООО «Крафт», ремонтная организация РИВС, транспортная компания УралПодъемМеханизация). Дополнительно прокуратурой района из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Пермскому краю запрошены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных по адресу: г.Пермь, ул.Бр Вагановых, 11а. Согласно сведениям администрации Мотовилихинского района г.Перми от 29.05.2023 сеть водопровода к административному зданию по ул.Бр Вагановых, 11а не проходит по подвальным помещениям здания и сооружений, не является транзитной. Согласно данным ООО «НОВОГОР-Прикамье», МП «Пермводоканал» сети холодного водоснабжения по ул. Бр. Вагановых к административному зданию по ул. Бр. Вагановых, 11а на балансе организаций не состоят. ООО «Крафт» принадлежность данного участка сети к зоне ответственности отрицает. Согласно сведениям из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости «Сеть холодного водоснабжения по ул.Бр. Вагановых к административному зданию по ул.Бр. Вагановых, 11а» отсутствуют. Таким образом, указанная сеть холодного водоснабжения с координатами Х=**, У=** является бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, на балансе объекты не состоят, в ЕГРН сведений о правообладателе не имеется. Кроме того, указанный объект в реестре государственной и муниципальной собственности не значится. Отсутствие собственника сети водоотведения влечет невозможность исполнения предусмотренной Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» обязанности по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности таких систем и их отдельных объектов, на предотвращение возникновения аварийных ситуаций. Бездействие администрации г. Перми по постановке на учет бесхозяйного имущества - сети холодного водоснабжения с целью его дальнейшего обслуживания и эксплуатации, представляет угрозу неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, определить точный круг лиц, права которых нарушены, не представляется возможным.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 20 октября 2023 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

С решением суда не согласны ответчики, в апелляционной жалобе просят его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. Указывают на непредставление истцом безусловных доказательств того, что объекты, в отношении которых заявлены требования, являются бесхозяйными. Отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Согласно указанной ООО «Новогор-Прикамье» информации в протоколе согласования разногласий к договору холодного водоснабжения № ** от 13.12.2021, от 09.03.2022 данные сети предназначены для обслуживания объектов, проектировались и строились для данных объектов, присоединений к этим сетям не имеется, что подтверждается актом технической готовности на сети водопровода от 24.04.1985. Полагают, что спорный участок сети холодного водоснабжения создан для поставки воды в нежилое административное здание, которое используется несколькими хозяйствующими субъектами. Надлежащая эксплуатация объекта, принадлежащего на праве собственности нескольким хозяйствующим субъектам, невозможна без использования спорного участка сети водоотведения, который в данном случае является принадлежностью по отношению к главной вещи и должен следовать судьбе главной вещи.

Третьими лицами – ООО «Крафт», ООО «ЮниХостелПермь» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и установлено судом, что прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми проведена проверка по обращению руководителя Пермского УФАС России Плаксина А.В. по вопросу бездействия органов местного самоуправления в части непринятия мер по передаче сети холодного водоснабжения по ул.Вагановых в установленном порядке на обслуживание в гарантирующую организацию.

Из ответа департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми от 21.04.2022 года следует, что в соответствии с постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008г. № 130 «Об утверждении регламента приема в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества» основания приобретения выявленного бесхозяйного объекта – сеть холодного водоснабжения к административному зданию по ул.Вагановых, 11а в муниципальную собственность г.Перми отсутствуют по причине не обеспечения поставки ресурса в жилые дома, а также на объекты социальной сферы государственной и муниципальной форм собственности (том 1 л.д.32).

Согласно сведениям ЕГРН, выписке из реестра муниципального имущества г.Перми, сведениям реестра государственной собственности Пермского края, сведениям реестра федерального имущества указанная сеть в соответствующих реестрах отсутствует (том 1 л.д.33,49,50-51,52).

По информации Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края сеть холодного водоснабжения к административному зданию по ул. Братьев Вагановых, д. 11а в г. Перми в реестре государственной собственности Пермского края не учитывается (том 1 л.д.46).

Из ответа Департамента имущественных отношений администрации г. Перми от 17.02.2023 следует, что сети холодного водоснабжения по ул. Братьев Вагановых, д. 11а в г. Перми в реестре не числятся, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного имущества не поставлена (том 1 л.д.47).

По сведениям МКУ «Пермблагоустройство» сеть холодного водоснабжения к административному зданию по ул. Братьев Вагановых, д. 11а в г. Перми в оперативном управлении отсутствует (том 1 л.д.48).

По информации ООО «НОВОГОР-Прикамье» 31.05.2017 был заключен единый договор холодного водоснабжения с абонентом ООО «Гостиница Центральная», 08.06.2020 абонент изменил наименование на ООО «Юниверсити Хостел Пермь», был включен объект: здание в г.Перми по ул.Вагановых, 11а (том 1 л.д.201-211). Согласно информации ООО «НОВОГОР-Прикамье», ООО «Юниверсити Хостел Пермь» спорный участок сети ООО «Юниверсити Хостел Пермь» в балансовую принадлежность и эксплуатационную ответственность не принят.

13.12.2021 между ООО «НОВОГОР-Прикамье» и ООО «Крафт» заключен единый договор холодного водоснабжения (том 1 л.д.218-230).

Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности к договору холодного водоснабжения от 13.12.2021, заключенному между ООО «Крафт» и ООО «Новогор-Прикамье» следует, что границей балансовой принадлежности объектов централизованных систем холодного водоснабжения абонента является наружная стена здания по адресу: г.Пермь, ул. Вагановых, 11а (том 1 л.д.23).

При разрешении спора суд, руководствуясь статьями 206, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 6, 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктами 2,3,5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утв. Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 (действующим на момент спорных отношений), положением о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утв. решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 138, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц исковых требований в полном объеме. При этом суд исходил того, что спорный объект соответствует критериям бесхозяйного недвижимого имущества, отсутствие собственника сети, а также обслуживающей организации является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за водоотведением, обеспечением надлежащего качества коммунальных услуг, устранением аварий в процессе эксплуатаций, что может повлечь неблагоприятные последствия для граждан; орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные объекты, относится к функциям департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на анализе и надлежащей правовой оценке законодательства, регулирующего спорные правоотношения, обстоятельств спора, представленных сторонами доказательств.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.

В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Пунктом 5 статьи 8 ФЗ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 5 названного Порядка предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзацы первый, второй).

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.

Из материалов дела следует, что спорный участок сети водоснабжения, для которого не определена эксплуатирующая организация, не находится на обслуживании у эксплуатирующей организации, не является муниципальной собственностью, не числится в реестре муниципального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о спорном участке сети водоснабжения, фактическое наличие спорного участка сети подтверждено. Поскольку орган местного самоуправления обладает правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в силу возложенных на него законом полномочий он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия.

Ссылка в жалобе на факт использования хозяйствующими субъектами (рекламная студия «Novo», торговая компания «ПромТехТрейд», компания ООО «Крафт», ремонтная организация РИВС, транспортная компания УралПодъемМеханизация) спорного участка сети холодного водоснабжения, являющейся принадлежностью к главной вещи либо новой вещью, правильность выводов суда не опровергает.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

Доказательств того, что в какой-либо период времени спорные сети принадлежали собственникам зданий, расположенных по ул.Вагановых, 11а в г.Перми, в материалы дела не представлено.

Вопреки доводам жалобы, в настоящее время спорная сеть водоснабжения от точки врезки в трубопровод ООО «Новогор-Прикамье» до стены здания по адресу: г.Пермь, ул.Бр. Вагановых, 11а хозяйствующим субъектам (рекламная студия «Novo», торговая компания «ПромТехТрейд», компания ООО «Крафт», ремонтная организация РИВС, транспортная компания УралПодъемМеханизация) не принадлежит. Право собственности на спорный участок сети не зарегистрировано, в чье-либо ведение или управление данное недвижимое имущество не передано; ранее заключенный между ИП Ш. и ООО «Новогор-Прикамье» договор холодного водоснабжения № ** был расторгнут 12.11.2021, на момент заключения договора и его последующего расторжения коммунальные сети водоснабжения ИП Ш. на каком-либо праве не принадлежали.

Сам по себе факт использования спорного участка сети для обеспечения холодного водоснабжения вышеуказанных хозяйствующих субъектов не свидетельствует о том, что данные лица являются собственниками спорного участка коммунальной сети, и не освобождает орган местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом полномочий в отношении выявленного бесхозяйного имущества.

Доводов, влияющих на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Перми от 20 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Перми, Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми – без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись).

Судьи: (подписи).

Мотивированное определение изготовлено 25 января 2024 года

33-1074/2024 (33-14907/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Мотовилихинского района города Перми
Ответчики
Администрация города Перми
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми
Другие
ООО "Крафт"
ООО «Юниверсити Хостел Пермь»
ООО "Новогор-Прикамье"
Федорова Екатерина Владимировна
Администрация Мотовилихинского района г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Варова Лариса Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
19.12.2023Передача дела судье
18.01.2024Судебное заседание
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Передано в экспедицию
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее