Судья Игнатова Н.В. Дело № 22-2062/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Сыктывкар 22 августа 2023 года
Верховный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сивкова Л.С.,
судей Барминской Т.М., Каптёл Л.В.,
при секретаре судебного заседания Саратовой Е.Н.,
с участием прокурора Семёнова С.Ю.,
осужденного Баронина В.И. и его защитника - адвоката Батырева А.В.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу осужденного Баронина В.И. на приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июня 2023 года, которым
Баронин В.И., родившийся <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, гражданин Российской Федерации, не судимый,
осужден по ч.3 ст.30, п. п. «а, г» ч. 4 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения Баронину В.И. на апелляционный период оставлена без изменения в виде содержания под стражей.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок отбывания наказания периода содержания Баронина В.И. под стражей с 10.01.2023 до дня вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день лишения свободы.
По делу определена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Барминской Т.М., выступление осужденного Баронина В.И., адвоката Батырева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Семёнова С.Ю., полагавшего необходимым приговор оставить без изменения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Баронин В.И. признан виновным в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), организованной группой, в крупном размере, когда преступление не было доведено до конца по независяцим от него обстоятельствам.
Преступление совершено в период с <Дата обезличена> до <Дата обезличена> на территории г.Сыктывкара Республики Коми при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Баронин В.И. вину в инкриминируемом преступлении признал полностью.
В апелляционной жалобе осужденный Баронин В.И., не оспаривая фактические обстоятельства совершенного преступления, выводы суда о своей виновности, правовую оценку содеянного, выражает несогласие с приговором в части назначенного наказания ввиду его чрезмерной суровости. Ссылаясь на наличие на иждивении малолетней дочери, активное способствование в раскрытии и расследовании преступления, признание вины, раскаяние в содеянном, принесение извинений в суде, ставит вопрос о смягчении назначенного наказания.
В письменных возражениях государственный обвинитель Нестеров М.А. находит доводы апелляционной жалобы необоснованными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Установленные судом фактические обстоятельства, свидетельствующие о покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), совершенный организованной группой, в крупном размере, не доведенный до конца по независящим от Баронина В.И. обстоятельствам, сторонами не оспариваются, подтверждены доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Делая вывод о виновности осужденного в совершении инкриминируемого ему преступного деяния, суд обоснованно сослался на показания осужденного Баронина В.И., данные в ходе предварительного следствия и в суде, о его участии в распространении наркотиков в качестве «закладчика», о связи с оператором с использованием сети Интернет, о прохождении инструктажа, о разъяснении порядка его действий, прав и обязанностей, о соблюдении условий конспирации (программ, используемых для связи, тайников – закладок наркотиков), о систематической отчетности по реализации наркотических средств путем направления фотографий местности и конкретных мест «закладок», о получении материальной помощи с целью реализации функций «закладчика», материального вознаграждения за проделанную работу, задержании <Дата обезличена> сотрудниками полиции и изъятии в ходе личного досмотра наркотического средства;
а также достаточной совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, в числе которых:
акт о проведении оперативно-розыскного мероприятия «наблюдение» от <Дата обезличена> в отношении Баронина В.И.; протокол личного досмотра, в ходе которого у Баронина изъяты сверток из полимерной липкой ленты желтого цвета, два сотовых телефона <Обезличено> с сим-картами «МТС» и «Теле2», банковская карта <Обезличено>; заключение эксперта <Номер обезличен>, согласно которому 11 кристаллических веществ, общей массой <Масса обезличена> гр. содержат в своей составе наркотическое средство – производное <Обезличено>; заключение эксперта <Номер обезличен>, согласно которому на фрагментах изоленты, находившейся в упаковке с наркотическим средством, изъятом в ходе личного досмотра осужденного, обнаружены клетки эпителия, которые произошли от Баронина и другого неизвестного лица; заключение эксперта <Номер обезличен>, согласно которому на фрагменте марли со смывами с рук Баронина обнаружено наркотическое средство – производное <Обезличено>, массу которого определить не представилось возможным ввиду его следового количества; протоколы осмотра предметов – изъятых у Баронина в ходе личного досмотра сотового телефона <Обезличено> с установленным приложением «Телеграмм» и содержащим в памяти 2 фотоизображения точек в снегу, обозначенных красным цветом; сотового телефона <Обезличено> с установленным приложением «Телеграмм», в которой открытый аккаунт содержит переписку с пользователем <Обезличено> с фотоизображениями тайников-закладок и диалог с пользователем <Обезличено>, содержащий анкету Баронина и ссылку на пользователя <Обезличено>, приложение <Обезличено>, содержащее информацию о дате поездки в г.Сыктывкар; банковская карта на имя <Фамилия обезличена>, бумажного конверта со свертком, обмотанным полимерной липкой лентой желтого цвета; информации о движении денежных средств по банковским картам и счетам на имя Баронина В.И. и <Фамилия обезличена>; аналитическая справка о результатах комплекса ОРМ в отношении преступного сообщества <Обезличено> и входящих в нее состав организованных преступных групп, осуществляющих сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на территории, в том числе Республики Коми, в сети интернет посредством бесконтактного способа торговли через интернет-магазин на сайте <Обезличено> с использованием электронных платежных систем, установлена структура преступной группы, а также причастность Баронина к сбыту наркотических средств с выполнением роли «закладчика».Доказательства, на которые суд сослался в приговоре, полно и объективно исследованы в ходе судебного разбирательства и, согласно требованиям ст.ст.87, 88 УПК РФ, каждому доказательству дана оценка с точки зрения относимости, допустимости и достоверности.
Оснований для самооговора Баронина, а также чьей-либо заинтересованности в незаконном привлечении его к уголовной ответственности не усматривается.
Использование осужденным сотовой телефонной связи и сети Интернет для общения внутри организованной группы, а также получение и отправления сообщения операторам мест с закладками наркотиков, фото-сообщений с их изображением и координатами, ведение переписки о планировании преступления, о количестве необходимого для распространения (приобретения и продажи) наркотического средства, исключая тем самым личный контакт между собой и потребителями наркотиков, свидетельствует о наличии в действиях осужденного квалифицирующего признака с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Осужденный с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет») выполнял объективную сторону состава преступления, осуществлял действия, направленные на сбыт наркотических средств, в составе организованной группы.
С учетом установленных фактических обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что характер сложившихся взаимоотношений участников организованной группы, был объединен единым умыслом, направленным на незаконную деятельность, связанную с незаконным распространением наркотических средств, между соучастниками были устойчивые преступные связи. Участники организованной группы заранее объединились для сбыта наркотических средств в значительных объемах и на длительное время. В группе имелись лица, выполняющие руководящие функции, имело место распределение ролей, соблюдение определенных правил. В целях предотвращения возможности разоблачения сотрудниками правоохранительных органов, реализация наркотиков осуществлялась по единым схемам в различных регионах. Для группы было характерно соблюдение правил конспирации, был исключен непосредственный контакт соучастников организованной группы между собой и с покупателями наркотических средств как при передаче наркотических средств через тайники-закладки, так и при получении в счет оплаты денежных средств. Выполняя полученное от «руководителя» через «оператора» задание в соответствии с отведенной ролью, каждый участник реализовывал общую цель организованной группы на получение доходов от незаконного распространения наркотических средств. Баронин В.И., выполняя функции «закладчика», в обязанности которого входило разложить наркотическое средство из тайника, указанного «оператором», по нескольким тайникам, адреса которых осужденный сообщал по исполнении, понимал, что является лишь звеном в конспиративной цепи по реализации наркотических средств, и что от «продавца» до «покупателя» задействован целый ряд участников от руководителей до исполнителей.
Вид и размер наркотических средств, изъятых из незаконного оборота, установлен заключениями судебных экспертиз, определение крупного размера соответствует действующему законодательству.
Преступление не было доведено до конца по независящим от осужденного обстоятельствам, поскольку наркотическое средство было изъято сотрудниками Управления МВД России по г.Сыктывкару в ходе ОРМ и процессуальных действий.
Действиям осужденного Баронина В.И. дана верная юридическая оценка.
Вопреки доводам жалобы, наказание Баронину В.И. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43, 60 УК РФ и не может быть признано несправедливым вследствие чрезмерной суровости.
При определении наказания, наряду с характером и степенью общественной опасности совершенного преступления, суд учел конкретные обстоятельства содеянного, данные о личности Баронина, ранее не судимого, привлекавшегося к административной ответственности, на учете у нарколога и психиатра не состоящего, по месту постоянного жительства в <Адрес обезличен> и месту содержания под стражей в ФКУ <Адрес обезличен> характеризующегося удовлетворительно, его семейное положение, состояние здоровья, а также влияние назначенного наказания на исправление и достижение целей наказания.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признал наличие малолетнего ребенка у виновного, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также, в соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ – полное признание вины, раскаяние в содеянном, принесение извинений в суде перед обществом.
Иных смягчающих наказание обстоятельств, кроме перечисленных в приговоре, суд первой инстанции не установил, не усматривает таковых и апелляционная инстанция.
Обстоятельств, отягчающих наказание, не установлено.
Выводы суда о необходимости назначения Баронину наказания в виде реального лишения свободы, об отсутствии оснований для применения к нему положений ч.6 ст.15, ст.53.1, ст.64, ст.73 УК РФ, а также об отсутствии оснований для назначения дополнительного наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренные санкцией ч.4 ст.228.1 УК РФ, судом первой инстанции надлежащим образом мотивированы, с ними соглашается и суд апелляционной инстанции.
Наказание назначено с соблюдением положений ч. 1 ст. 62 УК РФ и ч. 3 ст. 66 УК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, назначенное Баронину наказание за совершенное преступление является справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим общественной опасности совершенного преступления и личности виновного, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости, полностью отвечающим задачам исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
Вид режима исправительного учреждения (колония строгого режима), назначен в соответствии с требованиями п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ.
Вопрос о судьбе вещественных доказательств решен в соответствии с требованиями ст. ст. 81, 82 УПК РФ, а также п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ.
Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 июня 2023 в отношении БАронина В.И. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в соответствии с главой 47.1 УПК РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии апелляционного определения; осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи: