Решение по делу № 2-1509/2022 от 17.02.2022

УИД:59RS0004-01-2022-000993-88                            <данные изъяты>

Дело №2-1509/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2022 года                                    г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Зайцевой Е.М.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Перми Ченцовой Ю.П.,

истца Карымовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Карымовой Юлии Александровны, Карымовой Ирины Борисовны к администрации г. Перми о признании незаконным бездействие, возложении обязанности, взыскании выкупной стоимости, компенсации морального вреда, судебных расходов,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми,

установил:

Карымова И.Б., Карымова Ю.А. обратились в суд с иском к администрации г. Перми, в котором просили признать незаконным бездействие администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по переселению истцов из многоквартирного дома, признанного аварийным и расположенного по адресу: <Адрес>; возложить обязанность изъять, принадлежащее истцам на праве собственности указанное жилое помещение путем выкупа по рыночной стоимости на дату оценки в сумме 3 997 472,00 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в пользу Карымовой Ю.А. в размере 70 000,00 руб., в пользу Карымовой И.Б. – 30 000,00 руб.; взыскать в пользу Карымовой Ю.А. судебные расходы по оплате услуг по оценке в размере 15 000,00 руб., по изготовлению копий заключения в размере 1 500,00 руб., по оплате государственной пошлины в размере 15 393,50 руб., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в пользу Карымовой И.Б. в размере 14 393,50 руб. В обоснование требований указали, что являются собственниками <Адрес>, расположенной в <Адрес> в <Адрес>. В отношении многоквартирного дома решением Ленинского районного суда г. Перми от 2017 года на администрацию г. Перми была возложена обязанность произвести в доме капитальный ремонт. В ходе исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми, после неоднократных обращений жильцов дома с обращениями в органы государственной и муниципальной власти, было установлено в 2020 году, что многоквартирный дом является аварийным и подлежит сносу, было принято решение о расселении аварийного дома до конца 2021 года. В январе 2022 года в адрес жильцов дома поступили уведомления о том, что дом будет расселен до конца 2022 года. Истцами был собран весь необходимый пакет документов, которые были поданы в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с целью заключения соглашения об изъятии жилого помещения, но соглашение заключено не было. Ссылаясь на положения ст. 16 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 32 Жилищного кодекса РФ, Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», истцы просили взыскать в свою пользу возмещение, размер которого определен в соответствии с оценочным отчетом, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения с учетом доли в праве на общее имущество, в том числе земельный участок, убытки, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт. Требования о компенсации морального вреда основаны на положениях ст.ст 151, 1099, 1100 Гражданского кодекса РФ, поскольку истцы длительное время проживали в неблагоприятных условиях, неисполнение администрацией г. Перми возложенных на неё законом обязанностей по предоставлению компенсации за непригодные для проживания жилые помещения, неисполнение добровольно требований собственников о выплате выкупной стоимости, оплата почтовых отправлений причинило истцам нравственные переживания. Требования о взыскании судебных расходах основаны на положениях ст.ст. 88, 94 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме, просила определить размер возмещения в соответствии с заключением судебной экспертизы и взыскать данное возмещение в пользу истцов соразмерно долям в праве собственности на жилое помещение.

Представитель администрации г. Перми и Управления жилищных отношений администрации г. Перми Жужгова Е.А. просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в письменном отзыве указала о несогласии с заявленными требованиями в части компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку администрация г. Перми не являлась в отношении истцов наймодателем.

Прокурором дано заключение о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.

Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от 27.05.2003 Карымова И.Б. и Карымова Ю.А. приобрели право собственности на 3-комнатную квартиру, общей площадью 58,0 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес> (л.д. 17-19).

Карымова И.Б. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес> 04.08.2003, Карымова Ю.А. с 27.01.2021 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес> (л.д. 15,16).

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 22.05.2017 на администрацию г. Перми была возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного <Адрес> в <Адрес>, в следующем объеме: ремонт фундаментов (в т.ч. гидроизоляции), наружных стен (в т.ч. цоколя), перегородок, перекрытий (чердачных, междуэтажных, подвальных), утеплителя чердачного перекрытия, крыши (стропил, мауэрлата, обрешетки, слуховых окон), кровли, полов (деревянных и бетонных), оконных и дверных блоков, междуэтажных лестниц, лестниц в подвал, отмостки, крылец (козырьков), системы отопления (трубопровода, стояков, радиаторов, арматуры, теплоизоляции), системы водоотведения (трубопровода, стояков), системыт электроснабжения (т 1 л.д. 24-26).

Постановлением от 27.07.2017 возбуждено исполнительное производство (т 1 л.д. 27).

Определением Ленинского районного суда г. Перми от 30.04.2020 администрации г. Перми было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения Ленинского районного суда г. Перми от 22.05.2017 (т 1 л.д. 51-52).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 29.07.2020 №059-11-01-04-354 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <Адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, собственникам указано на необходимость освободить жилые помещения и снести аварийный дом в течение 6 месяцев с даты получения уведомления, срок отселения граждан предусмотрен до 31.12.2021 (т 1 л.д. 55, т 2 л.д. 160).

Согласно Акту от 12.01.2021 комиссии в составе инженера <данные изъяты> в присутствии Карымовой Ю.А. (Щербакова), ФИО10, ФИО11 установлено, что в <Адрес> помещение (уборная) на потолке обнаружены потеки на площади 1,2 кв.м., отслоение окрасочного слоя на площади до 1,2 кв.м., отслоение штукатурки на площади до 0,5 кв.м., гниль деревянных элементов перекрытия; в <Адрес> помещении (уборная) потеки на панелях ПВХ, на стенах черный налет. В ходе осмотра установлено, что из-за систематических протечек инженерного оборудования по санузлу, деревянное перекрытие между 1 и 2 этажом находится в аварийном состоянии (т 1 л.д. 56).

Согласно уведомлению МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» <Адрес> подлежит расселению в 2022 году, по вопросам переселения необходимо обратиться по адресу: <Адрес> (т 1 л.д. 57).

С заявлением о предоставлении возмещения за аварийное жилое помещение Карымова Ю.А. обратилась 04.02.2022 (т 1 л.д. 58).

На обращение Управлением жилищных отношений администрации г. Перми 08.02.2022 дан ответ, что дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п, переселение граждан происходит в текущем году. В соответствии с ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Возмещение расходов за непроизведенный капитальный ремонт не является безусловным, взыскиваются при определенных условиях. В связи с чем, при наличии спора по размеру компенсации (по данному виду убытков), спор подлежит разрешению в судебном порядке. Соглашение между администрацией г. Перми и истцом не достигнуто о размере выкупной цены. Разъяснено право на обращение в судебные органы для решения вопроса об изъятии жилого помещения путем выкупа (т 1 л.д. 59).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 20.01.2022 №059-11-01-04-25 внесены изменения в распоряжение от 29.07.2020 №059-11-01-04-354, а именно п. 4 изложен в следующей редакции: Отделу расселения жилищного фонда принять меры по отселению граждан, проживающих в <Адрес>, в срок до 31 декабря 2022 г.» (т 1 л.д. 62, т 2 161).

Факт аварийности многоквартирного дома подтверждается Техническим заключением <данные изъяты> (т 2 л.д. 24-157), выполненным в сентябре 2019 года, в котором отражено, что год постройки здания – 1932, выявлены следующие дефекты и повреждения:

- фундамент: частично разрушен защитный штукатурный слой кирпичной кладки, имеется вымывание и выветривание кладочного цементно-песчаного раствора, разрушение кирпичной кладки, заложены кирпичом и завалены мусором проемы фундаментных приямков продухов, нижняя часть фундамента увлажнена, гидроизоляция опорной части фундамента частично разрушена; поверхность фундамента не ровная, имеет раковины, бетонные наплывы, трещины, выколы и разрушение бетона; механическое разрушение кирпичных перегородок; поверхность перекрытия не ровная, имеет раковины и бетонные наплывы, трещины, сколы, разрушение бетона защитного слоя арматурного каркаса перекрытий; физический износ 41-60%; трещины, частичное разрушение блоков (до арматуры), выщелачивание раствора из швов между блоками, следы увлажнения цоколя и стен подвала, массовые повреждения и разрушения блоков, прогрессирующие сквозные трещины на всю высоту здания, выпирание грунта в подвале; техническое состояние фундамента здания по внешним признакам дефектов и повреждений определяется как аварийное;

- наружные стены имеют массовые прогрессирующие сквозные трещины, ослабление и частичное разрушение кладки, заметное искривление стен, разрушение кладки местами; выпучивание стен с прогибом; физический износ составляет 61-70%;, требуется полная перекладка стен; техническое состояние ограждающих конструкций стен здания определяется как ограниченно-работоспособное;

- крыша имеет прогибы стропильных ног, поражению гнилью и жучком древесины деталей крыши, массовые протечки кровли, разрушение фальцев на кровле и разрушение ограждающей решетки; физический износ 61-80%; техническое состояние определяется как аварийное;

- деревянные перекрытия имеют глубокие трещины, наличие временных креплений в отдельных местах; диагональные и продольные трещины в перекрытии; заметные прогибы; временные подпорки; обнажение древесины балок, поражение гнилью и жучком; физический износ составляет 61-80%; техническое состояние определяется как аварийное, местами – ограниченно-работоспособное;

- деревянные балки перекрытий имеют сильное поражение древесины гнилью, имеются продольные и поперечные трещины, расслоение древесины, полное или частичное скалывание в узлах соединений балок, прогиб балок и прогонов; физический износ 61-80%; техническое состояние балок определяется как аварийное состояние;

- по данным технического паспорта, приложенного в техническом заключении, сведения о проведенных капитальных ремонтах отсутствуют.

Городская межведомственная комиссия на основании Технического заключения <данные изъяты> приняла заключение от 15.07.2020 №11/1 о выявлении оснований для признания многоквартирного <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (т 2 л.д. 158-159).

Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 09.03.2022 №21-01-03-741 для муниципальных нужд изъят под многоквартирным домом, признанным аварийным и подлежащим сносу, земельный участок, расположенный по адресу: <Адрес> (т 2 л.д. 215).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 31.03.2022 №059-11-01-04-255 изъята для муниципальных нужд путем выплаты возмещения 3-комнатная <Адрес>, площадью 58,0 кв.м. (т 2 л.д. 216).

Истцами в подтверждение размера возмещения представлен <данные изъяты> от 02.02.2022, которым размер возмещения определен с учетом рыночной стоимости жилого помещения, включая стоимость земельного участка, убытки, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт, в размере 3 997 472,00 руб. (т 1 л.д. 69-243).

Администрацией г. Перми представлен в материалы дела Отчет об оценке №22/1240-82, выполненный ООО «Оценка-Консалтинг» 16.03.2022, которым определен размер возмещения 3 226 100,00 руб., включающий рыночную стоимость жилого помещения с учетом доли в праве на земельный участок, без определения размера убытков и компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

По ходатайству стороны ответчика судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено частнопрактикующему оценщику Опариной М.В.

Согласно заключению эксперта №8-ОН/2022 размер возмещения составил:

- рыночная стоимость жилого помещения с учетом доли в праве на общее имущество, в том числе земельный участок под многоквартирным домом – 3 722 000,00 руб.,

- убытки, причиняемые собственнику изъятием жилого помещения (аренда, переезд, услуги риелтора, оформление права собственности) - 97 500,00 руб.,

- компенсация за непроизведенный капитальный ремонт – 328 000,00 руб.

При этом экспертом определено, что на дату первой приватизации многоквартирный жилой дом нуждался в проведении капитального ремонта.

Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующими нормами права.

Согласно положениям ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с положениями ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, при-надлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Положениями ч. 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в кото-ром находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством, что предусмотрено ч. 4 ст. 32 ЖК РФ.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 ЖК РФ).

Положениями ч. 9 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Согласно разъяснениям, имеющимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Из содержания вышеприведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках установленной законом процедуры.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, что предусмотрено ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

В силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Положениями ч. 1 ст. 166 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;

3) ремонт крыши;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;

5) ремонт фасада;

6) ремонт фундамента многоквартирного дома.

Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

Принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, сведения о том, что дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу, изъяты земельный участок и жилое помещение, принадлежащее истцам, суд приходит к выводу, что требования истцов о взыскании в их пользу выкупной стоимости является обоснованным. Вместе с тем, установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным бездействия администрации г. Перми по переселению истцов из аварийного дома, поскольку с момента признания дома аварийным органами местного самоуправления своевременно выполнялась процедура изъятия, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Вместе с тем, соглашение об изъятии жилого помещения не заключено между сторонами по причине спора о размере выкупной стоимости, в частности права на получение компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Факт не проведения капитального ремонта, что и явилось причиной признания дома аварийным и подлежащим сносу, подтверждается как решением Ленинского районного суда г. Перми от 22.05.2017, так и выводами судебного эксперта по настоящему делу.

При определении размера возмещения суд полагает возможным принять за основу заключение судебной строительно-технической экспертизы, поскольку эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, стороны выводы эксперта не оспаривают, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, они являются полными, мотивированными, основаны на проведенном экспертом исследовании рынка, материалов дела.

То обстоятельство, что истцами жилое помещение приобретено в собственность на основании договора купли-продажи квартиры от 2003 года, не свидетельствует об отсутствии у истцов права требовать выплаты компенсации, поскольку ответчиком не представлено доказательств, что органами местного самоуправления как на момент приобретения истцами квартиры, так и в последующем вплоть до признания дома аварийным и подлежащим сносу, была выполнена обязанность по проведению капитального ремонта в многоквартирном доме.

Таким образом, размер возмещения, который подлежит взысканию с администрации г. Перми в пользу истцов составит 4 147 500,00 руб., с учетом рыночной стоимости жилого помещения, включая долю в праве на общее имущество, в том числе земельный участок, убытки, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт. Соразмерно долям в праве в пользу каждого из истцов подлежит взысканию возмещение в размере по 2 073 750,00 руб.

Руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание основания заявленные истцами для компенсации морального вреда, суд приходит к выводу, что в данном случае с учетом изъятия земельного участка и жилых помещений в 2022 году, основания для компенсации морального вреда отсутствуют. Само по себе проживание в аварийном доме не свидетельствует о наличии оснований для компенсации морального вреда.

Выполнение всех процедурных мероприятий, предусмотренных ст. 32 Жилищного кодекса РФ, требует временных затрат, что также не может являться основанием для компенсации морального вреда.

То обстоятельство, что в ходе исполнения решения суда от 2017 года по возложению обязанности на администрацию г. Перми провести капитальный ремонт в многоквартирном доме, было установлено аварийное состояние строительных конструкций здания, в связи с чем дом был признан аварийным и подлежащим сносу, также не может повлечь компенсацию морального вреда в соответствии с положениями ст. 151 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Принимая во внимание, что требования о взыскании возмещения за аварийное жилое помещение являются требованиями имущественного характера, не подлежащего оценке, поскольку вытекают из защиты жилищных прав собственника при изъятии аварийного жилого помещения в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то правила пропорционального взыскания судебных расходов при взыскании возмещения в ином размере нежели заявлено истцами, не применяются.

Следовательно, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 300,00 руб.

Истцами при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере Карымовой Ю.А. – 15 393,50 руб., Карымовой И.Б. – 14 393,50 руб., тогда как каждой надлежало уплатить по 150,00 руб. Следовательно, государственная пошлина свыше 150,00 руб. уплачена каждым из истцов излишне.

Таким образом, в пользу каждого из истцов с администрации г. Перми подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере по 150,00 руб. каждой.

Кроме того, Карымовой Ю.А. понесены судебные расходы по оплате оценки и изготовлению копий отчетов для представления сторонам, в размере 15 000,00 руб. и 1500,00 руб. (изготовление копий), что подтверждается договором, копиями квитанций к приходным ордерам.

В соответствии с требованиями ст. 131, 132 ГПК РФ несение указанных расходов признается судом необходимым, поэтому данные расходы подлежат взысканию с администрации г. Перми в пользу Карымовой Ю.А.

В удовлетворении остальной части требований суд истцам отказывает.

Суд, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования удовлетворить частично, взыскать с администрации г. Перми (ИНН 5902290635) в пользу Карымовой Юлии Александровны (ИНН и Карымовой Ирины Борисовны (ИНН ) возмещение за жилое помещение – трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>, кадастровый , с учетом доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок, убытков, компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, в размере по 2 073 750,00 руб. каждой.

Взыскать с администрации г. Перми судебные расходы в пользу Карымовой Юлии Александровны по оплате оценки в размере 15 000,00 руб., 1500,00 руб. – по изготовлению копий отчетов, по оплате государственной пошлины в размере 150,00 руб., в пользу Карымовой Ирины Борисовны по оплате государственной пошлины в размере 150,00 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда после выплаты возмещения является основанием для прекращения права собственности Карымовой Юлии Александровны на <данные изъяты> долю в праве, Карымовой Ирины Борисовны на <данные изъяты> долю в праве собственности на трехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <Адрес>, кадастровый , земельный участок под многоквартирным домом пропорционально площади жилого помещения, возникновения права муниципальной собственности, внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий        <данные изъяты>        Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-1509/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Карымова Юлия Александровна
Карымова Ирина Борисовна
Ответчики
Администрация города Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г. Перми
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Оплетина Екатерина Сергеевна
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
17.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2022Передача материалов судье
24.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.05.2022Предварительное судебное заседание
26.05.2022Предварительное судебное заседание
27.06.2022Производство по делу возобновлено
27.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.07.2022Предварительное судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
20.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.07.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.07.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2022Дело оформлено
23.08.2022Дело передано в архив
13.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее