ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2017 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Богачевой Е.Б.,
при секретаре Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волковой Г.А. к СПК «Афанасовский» об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимого имущества, без заявления продавца
У С Т А Н О В И Л:
Волкова Г.А. обратилась в суд с иском к СПК «Афанасовский» об осуществлении перехода права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру № (литера А), <данные изъяты> года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> и квартиру № (литера А), <данные изъяты> года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, от продавца СПК «Афанасовский» к покупателю Волковой Г.А. и право собственности на указанное имущество от СПК «Афанасовский» к Волковой Г.А., без заявления продавца.
Свои требования мотивирует тем, что квартира № и квартира №, находящиеся по адресу: <адрес> принадлежит СПК «Афанасовский» по праву собственности на основании инвентаризационной карточки учета основных средств № от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема - передачи от колхоза «Афанасовский» в ТОО «Афанасовское» от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ТОО «Афанасовское» в СПК «Афанасовский» от ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ указанные квартиры использовались колхозом и его правопреемниками для проживания работников сельскохозяйственного предприятия. Действовавшее по состоянию на 1992-1993 годы законодательство относило к собственности колхозов и других кооперативных организаций, их объединений культурно-бытовые учреждения, здания, сооружения, средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач и устанавливало исключительную принадлежность права распоряжения их собственностью самим колхозам и подобным организациям (статья 99 и 100 ГК РСФСР). Согласно пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» лицо приобретает право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону. При этом согласно статьи 14 данного закона Сельскохозяйственные общества созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участников. Аналогичные нормы содержались в статьях 50 и 52 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в пункте 3 статьи 11 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности, а также судебных толкованиях, в частности, в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.09.1992 года № 13. На основании решения общего собрания членов пайщиков от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о продаже квартиры № и квартиры № <адрес> Волковой Г.А., после чего был заключен договор купли - продажи и составлен передаточный акт на данные квартиры. Деньги были внесены в кассу хозяйства покупателем Волковой Г.А., что подтверждается приходным кассовым ордером.
Таким образом, она приобретала у СПК «Афанасовский» по договору купли-продажи спорные квартиры № и № <адрес>, <данные изъяты> года постройки. Оплата по договору купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ произведена ею полностью.
Согласно пункту 3 ст. 165 ГК РФ, пункту 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
В связи с тем, что СПК «Афанасовский» не имеет финансовой возможности зарегистрировать данные квартиры в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, то Волкова Г.А. просит удовлетворить ее требования и осуществить переход права собственности на квартиру № и квартиру №, расположенные по адресу: <адрес>, от продавца СПК «Афанасовский» к покупателю Волковой Г.А. и права собственности на указанные квартиры от СПК «Афанасовский» к Волковой Г.А., без заявления продавца.
В судебном заседании Волкова Г.А. уточнила исковые требования и просит осуществить государственную регистрацию только перехода права собственности на квартиру № (литера А), <данные изъяты> года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (литера А), <данные изъяты> года постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, от продавца СПК «Афанасовский» к покупателю Волковой Г.А., без заявления продавца. При этом пояснения дала аналогичные, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание ответчик - СПК «Афанасовский» своего представителя не направил, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, прислал заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Исковые требования признает полностью и добровольно, на имущество не претендует.
В судебное заседание третье лицо по делу Волков Е.И. не явился, о дне слушания извещен своевременно и надлежащим образом, просит дело рассмотреть в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Он не возражал против приобретения квартир и не против, чтобы Волкова Г.А. оформила квартиры на свое имя.
Третье лицо по делу - Волков Е.И. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, прислал заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает, на имущество не претендует.
Третье лицо Волкова О.А. в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, прислал заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Исковые требования поддерживает, на имущество не претендует.
Третье лицо по делу Управление Росреестра по Костромской области своего представителя в судебное заседание не направили, просят дело рассмотреть в их отсутствие, указав, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости записи о правах на эти объекты недвижимости отсутствуют. В случае установления судом оснований для удовлетворения требований истца, последний может обратиться с заявлением, о государственной регистрации права собственности на спорные объекты. Одновременно обратили внимание, на то, что для государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю по договору купли-продажи продавец должен обладать правом собственности на это имущество.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
На основании ст. 218 ГПК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст. 549 ГК РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно ст. 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
Статьей 551 п. 1 ГК РФ предусмотрено, что переход к покупателю права собственности на недвижимое имущество по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации. Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом. После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании ст. 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Суду истцом предоставлен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между СПК «Афанасовский» в лице председателя Б.Г.В. и Волковой Г.А. квартиры № и квартиры № <адрес> /л.д. №/ и передаточный акт ДД.ММ.ГГГГ /л.д.№/, составленные в письменном виде и подписанные сторонами. В указанных документах отражены все существенные условия, предусмотренные для договоров купли-продажи недвижимого имущества. Договор никем не оспаривается.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ запись о правах на объект недвижимости - квартиру № и квартиру № по адресу: <адрес>, отсутствует /л.д.№/.
Однако факт того, что собственником этого недвижимого имущества является именно СПК «Афанасовский» нашел свое подтверждение в судебном заседании и подтверждается инвентарной карточкой учета № основных средств, передаточными актами основных средств, оформленных при реорганизациях предприятия /л.д. №/ и никем не оспаривается.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное неустановленно законом.
Иным правилом возникновения права является, предусмотренное п. 2 ст. 218 ГК РФ, в соответствии с которым в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Это отражено, в том числе и в п.11 Постановления Пленума ВС № 10 от 29.04.2010 года, в котором указано, что иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица, то есть если реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Объект недвижимости, являющиеся предметом спора по настоящему иску, ранее входил в состав имущества колхоза имени Жданова, который был переименован в колхоз «Афанасовский» и затем реорганизован в ТОО «Афанасовское» с передачей имущества, в том числе и данных квартир, по передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии ТОО «Афанасовское» реорганизовано в СПК «Афанасовский», так же с передачей всего имущества, в том числе квартир, по акту от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, к СПК «Афанасовский» перешли права на данное имущество исключительно в результате правопреемства реорганизованного юридического лица, что является основанием для перехода права собственности не зависимо от наличия государственной регистрации.
В материалах дела имеется выписка из решения общего собрания членов СПК «Афанасовский» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой было принято решение о продаже жилого фонда СПК «Афанасовский» членам кооператива, в том числе двух квартир Волковой Г.А. /л.д. №/.
Условия договора купли-продажи квартир были выполнены сторонами полностью. То есть, СПК «Афанасовский» передал Волковой Г.А. квартиру № и квартиру № <адрес>, а Волкова Г.А. приняла данное имущество и произвела оплату его стоимости, что подтверждается двумя квитанциями к приходным кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, каждая /л.д.№/.
Согласно ст. 558 ГК РФ, договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
В судебном заседании установлено, что ответчик от регистрации права собственности уклоняется в связи с тяжелым финансовым состоянием (отсутствие денежных средств).
В соответствии с ч. 3 ст. 551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, вынести решение о государственной регистрации сделки и перехода права собственности на объект недвижимого имущества, без заявления продавца.
При таких установленных судом обстоятельствах и отсутствия возражений со стороны ответчика и третьих лиц, суд полагает, что исковые требования Волковой Г.А. подлежат удовлетворению в полном объёме.
Кроме того, истец исковые требования признал полностью и добровольно. Признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц, и поэтому может быть принято судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░ ░░░░░░░░ № (░░░░░░ ░), ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░> (░░░░░░ ░), ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░