Решение по делу № 11-8/2022 (11-156/2021;) от 03.12.2021

УИД 57MS-0037-01-2021-003671-16

производство №-11-156/2022

АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 года          город Орел

Заводской районный суд города Орла в составе:

председательствующего, судьи Щербакова А.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к Сидорову Сергею Анатольевичу о возмещении ущерба в порядке регресса, по апелляционной жалобе Сидорова Сергея Анатольевича на решение мирового судьи судебного участка №-2 Заводского района города Орла от 29.09.2021,

установил:

акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» (далее - АО «МАКС») обратилось к мировому судье с иском к Сидорову С.А., заявив требования о возмещении ущерба в порядке регресса.

В обоснование требований истец указал, что 04.01.2019 по вине ответчика Сидорова С.А. произошло дорожно-транспортное происшествие, с участием автомобиля (информация скрыта), государственный регистрационный знак (информация скрыта), под управлением ответчика и автомобиля (информация скрыта), государственный регистрационный знак (информация скрыта), под управлением Уракова Д.О. В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству (информация скрыта) были причинены механические повреждения. На момент дорожно-транспортного происшествия в соответствии с Законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) гражданская ответственность Сидорова С.А. была застрахована в компании истца.

Потерпевший обратился в свою страховую компанию по договору ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков, которая выплатила ему страховое возмещение в размере 23100 рублей. Расходы прямого страховщика по выплате страхового возмещения потерпевшему были возмещены истцом.

Ответчиком обязанность, предусмотренная пунктом 2 статьи 11 Закона об ОСАГО выполнена не была. На основании положений подпункта «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО истец просил просит взыскать с ответчика денежные средства в размере 23100 рублей в счет возмещения ущерба в порядке регресса, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 893 рубля.

Дело по настоящему спору было рассмотрено мировым судьей в порядке упрощенного производства.

29.09.2021 решением мирового судьи судебного участка №-2 Заводского района г. Орла исковые требования АО «МАКС» были удовлетворены, с ответчика Сидорова С.А. были взысканы в пользу истца 23100 рублей в счет возмещения ущерба в порядке регресса, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 893 рубля.

Не согласившись с данным определением, ответчик Сидоров С.А. обратился в суд апелляционной инстанции с частной жалобой, в которой просил решение мирового судьи отменить, в удовлетворении иска отказать.

Жалобу заявитель мотивировал тем, что на момент подачи иска и разрешения спора мировым судьей подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО, закрепляющий право регрессного требования страховщика к виновному участнику дорожно-транспортного происшествия не исполнившему обязанность такого участника, в соответствии с пунктом 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО, направить документы о страховом случае страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, был отменен и не действовал.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу Сидорова С.А. в порядке упрощенного судопроизводства, исследовав доводы частной апелляционной жалобы, а также представленные суду материалы искового заявления, приходит к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение мирового судьи отмене, по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу нормы пункта 1 статьи 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, п нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).

Неправильным применением норм материального права, как это установлено пунктом 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ, является неправильное истолкование закона.

Согласно пункту 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В силу пункта 3 указанной статьи в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, по требованиям страховщиков, указанных в пункте 2 этой статьи, обязаны представить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой технической экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции владельцы указанных транспортных средств без согласия в письменной форме страховщиков не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО в редакции, действовавшей на момент заключения ответчиком договора ОСАГО, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Абзацем 3 подпункта «а» пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2019 №-88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные- законодательные акты Российской Федерации», подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу с 01.05.2019.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2005 N 6-П специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего должны быть адекватны правовой природе и целям страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также характеру соответствующих правоотношений (пункт 3.1).

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.05.2017 N 1059-О указано, что, по смыслу пункта 2 статьи 11 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с пунктом 3 этой же статьи, необходимость направления водителями транспортных средств, причастных к дорожно-транспортному происшествию, бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия сопряжена с их обязанностью по требованию страховщиков представить указанные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение пяти рабочих дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия.

Подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя.

По смыслу приведенных положений закона и актов их толкования высшими судебными инстанциями, требование о направлении обоими участниками происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о дорожно-транспортном происшествии и о полученных в его результате повреждениях автомобилей. В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности страховщика предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.

Из материалов дела следует, что 04.01.2019 произошло дорожно-транспортное происшествие, с участием автомобиля (информация скрыта), государственный регистрационный знак (информация скрыта), под управлением Сидорова С.А. и автомобиля (информация скрыта), государственный регистрационный знак (информация скрыта), под управлением Уракова Д.О.

Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате нарушения ответчиком Сидоровым С.А. правил дорожного движения, что последним не оспаривалось.

В результате дорожно-транспортного происшествия транспортному средству (информация скрыта) были причинены механические повреждения, а его владельцу Уракову Д.О. материальный ущерб.

В соответствии с Законом об ОСАГО гражданская ответственность Сидорова С.А. была застрахована АО «МАКС» по договору (информация скрыта), срок действия полиса с 00 час. 00 мин. 12.01.2018 по 24 час. 00 мин. 11.01.2019.

Гражданская ответственность Уракова Д.О. была застрахована САО «РЕСО-Гарантия» по договору (информация скрыта).

Дорожно-транспортное происшествие было оформлено водителями без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Ураков Д.О. обратился в САО «РЕСО-Гарантия» по договору ОСАГО в порядке прямого возмещения убытков, который урегулировал убыток и 17.01.2019 выплатил потерпевшему страховое возмещение в размере 23100 рублей.

Расходы прямого страховщика САО «РЕСО-Гарантия» по выплате страхового возмещения потерпевшему были возмещены АО «МАКС» 05.03.2019 в заявленном размере в 23100 рублей.

Судом установлено, что ответчиком Сидоровым С.А. бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленный без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия, не был представлен АО «МАКС», истец обратился к мировому судьей с иском о взыскании с ответчика в порядке регресса выплаченного потерпевшему страхового возмещения.

Таким образом, по настоящему делу установлено, что истец является страхователем ответственности виновника дорожно-транспортного происшествия. АО «МАКС» признало повреждение автомобиля потерпевшего Уракова Д.О. страховым случаем и выплатило САО «РЕСО-Гарантия» страховое возмещение. При этом экземпляр извещения потерпевшего был признан достаточным документом для осуществления выплаты суммы страхового возмещения в результате наступления страхового случая, страховщиком не поставлены под сомнение ни обстоятельства происшествия, ни факт причинения ущерба, ни его размер.

Заявляя исковые требования по настоящему спору АО «МАКС» не указало, в чем состоит нарушение его имущественных прав непредставлением ответчиком своего бланка извещения о происшествии с учетом того, что имеющихся документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении страховой выплаты, произведенной САО «РЕСО-Гарантия».

Удовлетворяя регрессные требования АО «МАКС», мировым судьей не были учтены названные обстоятельства, в обжалуемом решении не указано, в чем состоит нарушение прав страховщика как основание регрессной ответственности вследствие непредставления ему второго экземпляра извещения о том же происшествии.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым апелляционную жалобу ответчика Сидорова С.А. на решение мирового судьи - удовлетворить, решение мирового судьи – отменить, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного истцом иска.

Руководствуясь статьями 327-330, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

апелляционную жалобу Сидорова Сергея Анатольевича, удовлетворить, решение мирового судьи судебного участка №-2 Заводского района города Орла от 29.09.2021 по гражданскому делу по иску акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к Сидорову Сергею Анатольевичу о возмещении ущерба в порядке регресса, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска акционерного общества «Московская акционерная страховая компания» к Сидорову Сергею Анатольевичу о возмещении ущерба в порядке регресса, отказать.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Определение может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Судья:

11-8/2022 (11-156/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "МАКС"
Ответчики
Сидоров Сергей Анатольевич
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Щербаков Александр Валерьевич
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
03.12.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
03.12.2021Передача материалов дела судье
06.12.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
02.02.2022Судебное заседание
09.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Дело оформлено
02.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее