Решение по делу № 12-1185/2024 от 02.11.2024

Дело ...

УИД№ 03RS0007-01-2024-009331-15

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

5 декабря 2024 г. г. Уфа

Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Шакирьянова А.Г.,

с участием

судебного пристава Специализированного отдела судебных приставов по Республике Башкортостан Главного межрегионального управления ФССП России – Амировой А.А.

рассмотрев жалобу Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на постановление заместителя начальника Специализированного отдела судебных приставов по Республике Башкортостан Главного межрегионального управления ФССП России Дусалинова И.Р. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя начальника Специализированного отдела судебных приставов по Республике Башкортостан Главного межрегионального управления ФССП России Дусалинова И.Р. ... от < дата > юридическое лицо – Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

На указанное постановление Администрацией городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан принесена жалоба с просьбой об отмене решения должностного лица, прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент возбуждения исполнительного производства администрация городского округа г. Нефтекамск РБ не имела возможности исполнить решение суда в связи с отсутствием достаточного финансирования. Таким образом, в течение установленного срока реальное исполнение решения суда было невозможно вследствие объективных обстоятельств и вины администрации в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок не имеется.

Судебный пристав СОСП по РБ в судебном заседании просила оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения. Пояснила, что юридическое лицо было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрения путем телефонных звонков.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (ч.2 ст.105 Закона об исполнительном производстве).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, за неисполнение содержащегося в исполнительном листе ФС ... от < дата >, выданного Нефтекамским городским судом Республики Башкортостан по гражданскому делу ..., об обязании Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан осуществить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности обучающихся в Муниципальном образовательном автономном учреждении «Башкирская гимназия» городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан не позднее 3 (трех) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда вступило в законную силу 02.08.2023.

< дата > судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП возбуждено исполнительное производство ...-ИП на основании исполнительного листа ФС ... от < дата >.

Требования по исполнительному документу подлежат немедленному исполнению – в течение 5 дней со дня получения должником копии вышеуказанного постановления.

Поскольку требования исполнительного документа исполнены не были, судебным приставом-исполнителем в отношении юридического лица < дата > вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения – до 19.07.2024.

< дата > судебным приставом-исполнителем СОСП РБ ГМУ ФССП России Амировой А.А. в отсутствие законного представителя Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении ....

< дата > в связи с неисполнением требования исполнительного документа в установленный новый срок до 19.07.2024 заместителем начальника Специализированного отдела судебных приставов по Республике Башкортостан Главного межрегионального управления ФССП России Дусалиновым И.Р. в отношении юридического лица вынесено постановление по делу об административном правонарушении ..., согласно которому юридическое лицо Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Однако, вышеуказанное постановление законным признать нельзя по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ должностное лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с принципами презумпции невиновности, закрепленными в положениях ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

На основании ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.1, 3 и 4 ст.28.6 названного Кодекса.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).

Согласно ч.4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В ст.25.15 КоАП РФ указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из анализа приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении, о месте и времени составления протокола.

Иное толкование приведенных выше норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.

Согласно п.3 ст.29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 названного Кодекса и правовой позицией, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.

Составление протокола в отсутствие надлежащего извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении влечет недопустимость указанного протокола как доказательства по делу. С учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации возможность возвращения дела должностному лицу и составления нового протокола об административном правонарушении утрачена.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что протокол об административном правонарушении ... от < дата > и постановление по делу об административном правонарушении ... от < дата >, должностными лицами СОСП РБ ГМУ ФССП России в отношении Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан составлены в отсутствие законного представителя юридического лица и в отсутствии надлежащего извещения юридического лица.

В материалах дела имеется извещение от < дата > о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю на составление протокола об административном правонарушении на < дата > в 12.45 часов, в данном извещении имеется отметка «для передачи» за подписью некой Грасиной Н.Г., однако установить причастность данного лица к Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан РБ невозможно, поскольку каких-либо документов, свидетельствующих об этом, не имеется.

    Кроме того, в материалах дела имеются сведения о направлении Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан извещения от < дата > о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю на составление протокола об административном правонарушении на < дата > и определения от 08.10.2024 о назначении места и времени рассмотрения дела на < дата > электронным письмом на электронную почту Adm55, указанная в свободном доступе в сети интернет. Между тем, данное извещение не отвечает требованиям статьи 25.12 КоАП РФ, поскольку согласие Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан на уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрения обозначенным способом отсутствует, сведения о доставке данного извещения также отсутствуют.

Довод судебного пристава-исполнителя Амировой А.А. об извещении юридического лица путем телефонных звонков о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрения, так же не подтвержден, поскольку в материалах дела отсутствуют телефонограммы.

Направление сообщения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и его рассмотрения на электронную почту (при отсутствии сведений о его получении) является ненадлежащим, другими способами Администрациия городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан РБ не уведомлялась о составлении протокола об административном правонарушении на < дата > и его рассмотрении на < дата >, материалы дела не содержат не вызывающих сомнение сведений о надлежащем уведомлении юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении < дата > Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан РБ не обладала сведениями о надлежащем извещении как лицо, привлекаемое к административной ответственности о месте и времени составления протокола. Вследствие данного нарушения, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие надлежащего извещения привлекаемого к ответственности лица, не отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на защиту.

Установив, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению с указанием на прекращение производства по делу на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку указанные процессуальные нарушения являются существенными.

Наличие в материалах дела иных доказательств, не предусматривает, что рассмотрение дела возможно только с оценкой иных доказательств, без оценки в совокупности с протоколом об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

Жалобу Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан РБ – удовлетворить частично.

Постановление заместителя начальника Специализированного отдела судебных приставов по Республике Башкортостан Главного межрегионального управления ФССП России Дусалинова И.Р. ... от < дата > по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан РБ - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан со дня вручения или получения копии решения.

    Судья               А.Г. Шакирьянова

12-1185/2024

Категория:
Административные
Истцы
Прокуратура Республики Башкортостан
Ответчики
Администрация городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Другие
Минязева Гульназ Фаилевна
Суд
Советский районный суд г. Уфы
Дело на странице суда
sovetsky.bkr.sudrf.ru
02.11.2024Материалы переданы в производство судье
05.11.2024Истребованы материалы
11.11.2024Поступили истребованные материалы
05.12.2024Судебное заседание
10.12.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
13.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее