Решение по делу № 2а-1-739/2017 от 09.10.2017

Дело № 2а-1-739/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 декабря 2017 года                                 г.Собинка    

    Собинский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего                          Кондратьевой И.В.,

при секретаре судебного заседания                     Демидовой И.А.,

с участием помощника прокурора                      Богатиной М.А.,

представителя ответчика                         Голубева И.В.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Копнинское, к администрации муниципального образования Копнинское об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ,

                        УСТАНОВИЛ:

Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Копнинское, с административным иском к администрации муниципального образования Копнинское об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ. В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой проверкой было установлено, что территории кладбищ, расположенные на территории МО Копнинское: в с.Заречное на земельном участке с кадастровым номером NN; в с.Осовец на земельном участке с кадастровым номером NN и с кадастровым номером NN; в д.Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN, не обустроены в соответствии с требованиями пунктов 2.7, 2.9, 6.2, 6.3, 6.6. и 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», что ведет к ущемлению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. 22.06.2017 года на имя главы администрации внесено представление об устранении указанных нарушений, однако, в установленный законом срок меры не приняты. Собинский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования Копнинское Собинского района Владимирской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ, расположенных: в с.Заречное на земельном участке с кадастровым номером NN; в с.Осовец на земельном участке с кадастровым номером NN и с кадастровым номером NN; в д.Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN, путем осуществления устройства кладбищ в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором предусмотреть строительство системы дренажа для организации отвода и сбора поверхностных вод; обваловку территории кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); обеспечение электроснабжения; организацию подъездных путей; строительство автостоянки автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников; установку урн для сбора мусора; строительство системы водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд, системы канализации кладбища; установку общественных туалетов; планирование территории санитарно-защитной зоны кладбища, ее благоустройство.

В процессе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования. В окончательно сформулированных требованиях просит суд обязать администрацию муниципального образования Копнинское Собинского района Владимирской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и разработать проекты устройства кладбищ, расположенных: в с.Заречное на земельном участке с кадастровым номером NN; в с. Осовец на земельном участке с кадастровым номером NN и с кадастровым номером NN; в д. Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN, в которых предусмотреть: строительство системы дренажа для организации отвода и сбора поверхностных вод; обваловку территорий кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); обеспечение электроснабжения; организацию подъездных путей; строительство автостоянки автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников; установку урн для сбора мусора; строительство системы водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд, системы канализации кладбища; установку общественных туалетов; планирование территории санитарно-защитной зоны кладбища, ее благоустройство. Обязать администрацию МО Копнинское Собинского района Владимирской области осуществить устройство и эксплуатацию кладбищ, расположенных: в с.Заречное на земельном участке с кадастровым номером NN; в с.Осовец на земельном участке с кадастровым номером NN и с кадастровым номером NN; в д. Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN, в соответствии с утвержденными в установленном законом порядке проектами.

В судебном заседании помощник Собинского межрайонного прокурора Богатина М.А. поддержала заявленные административные исковые требования в соответствии с уточнениями, подтвердила доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика по делу, глава администрации МО Копнинское Собинского района Владимирской области Голубев И.В. признал необходимым выполнение требований Закона, однако заявленные исковые требования полагал неисполнимыми ввиду значительных финансовых затрат. Пояснил, что все четыре кладбища являются действующими, поэтому невозможно их разбить на кварталы. Указал, что намерены закрыть кладбища и подготовить проект единого кладбища.

Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд признает иск обоснованным.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (п. п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Пунктом 2.9 указанных СанПиН территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости. Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (п.6.2-6.3).

В соответствии с пунктами 6.6 и 6.7 СанПиН на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

Из материалов дела следует, что на территории МО Копнинское Собинского района Владимирской области расположены: земельный участок с кадастровым номером NN, площадью 27308 +/-58 кв.м, в с.Заречное Собинского района, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для захоронения (для действующих кладбищ); земельный участок с кадастровым номером NN, площадью 12000+/-38 кв.м, в с.Осовец Собинского района, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для захоронения (для действующих кладбищ); земельный участок с кадастровым номером NN, площадью 12487+/-978 кв.м, севернее дер. Омофорово Собинского района Владимирской области, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования – для захоронения (для действующих кладбищ); земельный участок с кадастровым номером NN, площадью 8000+/-63 кв.м в с.Осовец Собинского района, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения кладбища традиционного захоронения.

Право собственности или пользования на указанные земельные участки за администрацией МО Копнинское Собинского района Владимирской области не зарегистрировано.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселений), 21, 28, 30, 33 ч. 1 указанной статьи.

В силу части 4 статьи 14 указанного Закона иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Соответственно, согласно Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения сельских поселений отнесено к компетенции муниципальных районов.

Однако, согласно п. 5 ст. 1 Закона Владимирской области N 121-ОЗ от 14.11.2014 года "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения закреплены за сельскими поселениями Владимирской области.

При таких обстоятельствах, принятие необходимых мер к разработке проектов кладбищ, расположенных в с. Заречное Собинского района на земельном участке с кадастровым номером NN; в с. Осовец Собинского района на земельном участке с кадастровым номером NN и с кадастровым номером NN; в д. Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 отнесено к полномочиям администрации МО Копнинское Собинского района, на территории которой они расположены.

В ходе прокурорской проверки, проведенной в июне 2017 года, установлено, что администрацией МО Копнинское Собинского района, допущены нарушения санитарных и экологических требований к обустройству мест захоронения в части непринятия мер по разработке и утверждению проекта кладбищ в установленном законном порядке. В нарушение п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 (далее - СанПиН 2.1.2882-11), проекты устройства кладбищ в с.Заречное, с.Осовец, с.Омофорово не разработаны (л.д. 10-13). Суду разработанные проекты, отвечающие требованиям СанПиН, не представлены.

Отношения по содержанию кладбищ являются длящимися и указанные санитарные требования, установленные в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, распространяются на все действующие кладбища вне зависимости от времени их организации.

Проанализировав вышеуказанные нормы законодательства, суд приходит к выводу, что администрация МО Копнинское Собинского района как сельское поселение, за которым закреплена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, должна руководствоваться указанными выше СанПиН 2.1.2882-11 и обязана принять меры по разработке проектов кладбищ, находящихся на ее территории, а также привести кладбища в соответствие с проектами.

Доводы представителя административного ответчика о том, что разработка проектов и их реализация требует значительных денежных затрат, которые не предусмотрены в бюджете муниципального образования Копнинское, суд находит несостоятельными.

Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должно нарушать права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создавать угрозу экологической безопасности населения.

Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории сельского поселения, так как ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.

Непринятие Администрацией МО Копнинское необходимых мер по надлежащему содержанию кладбищ влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности жизни и здоровья населения.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и положений законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, поскольку проекты, отвечающие требованиям СанПиН, применительно к указанным кладбищам, отсутствуют, суд приходит к выводу о нарушении уполномоченным органом - администрацией муниципального образования Копнинское Собинского района перечисленных требований санитарных правил и норм, которые ущемляют конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, полагает необходимым требования прокурора в отношении указанных кладбищ удовлетворить, обязать административного ответчика разработать проекты, в которых предусмотреть наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, систему дренажа, обваловку территории, характер и площадь зеленых насаждений, организацию подъездных путей и автостоянок, планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при котором площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища, разделение территории кладбища на функциональные зоны: входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища, канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории, и осуществить устройство и эксплуатацию указанных кладбищ в соответствии с утвержденными проектами.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что бюджет на 2018 год не предусматривает расходы на разработку проектов.

Суд полагает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения судебного решения в части разработки проекта – по 2 сентября 2019 года, что позволит включить соответствующие расходы на разработку проекта в бюджет. В части устройства и эксплуатации кладбищ в соответствии с утвержденным проектом суд находит разумным срок в два года после утверждения проекта устройства кладбищ.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу должно содержаться указание, в том числе, на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Собинского межрайонного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Копнинское, к администрации муниципального образования Копнинское об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при осуществлении полномочий по содержанию кладбищ удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования Копнинское Собинского района Владимирской области обязанность по 2 сентября 2019 года включительно устранить нарушения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» и разработать проекты устройства кладбищ, расположенных в с.Заречное на земельном участке с кадастровым номером NN площадью 27308 кв.м, в с.Осовец на земельных участках с кадастровым номером NN площадью 12000 кв.м и с кадастровым номером NN площадью 8000 кв.м, в д.Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN площадью 12487 кв.м, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», в которых предусмотреть, строительство системы дренажа для отвода и сбора поверхностных вод, обваловку территории, разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища), обеспечение электроснабжения, организацию подъездных путей, строительство автостоянки автокатафалков и автотранспорта, площадки для мусоросборников, установку урн для сбора мусора, систему водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд, систему канализации, установку общественных туалетов, планирование территории санитарно-защитной зоны кладбища, ее благоустройство.

Возложить на администрацию муниципального образования Копнинское Собинского района Владимирской области обязанность в течение двух лет с даты утверждения проекта осуществить устройство и эксплуатацию кладбищ, расположенных в с.Заречное на земельном участке с кадастровым номером NN площадью 27308 кв.м, в с. Осовец на земельных участках с кадастровым номером NN площадью 12000 кв.м и с кадастровым номером NN площадью 8000 кв.м, в д. Омофорово на земельном участке с кадастровым номером NN площадью 12487 кв.м в соответствии с утвержденными в установленном законом порядке проектами.

Об исполнении решения сообщить в Собинский городской суд и Собинскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня его исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

     Судья: /подпись/ И.В.Кондратьева

2а-1-739/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Собинский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального обр
Ответчики
администрация МО Копнинское
Суд
Собинский городской суд Владимирской области
Дело на странице суда
sobinsky.wld.sudrf.ru
09.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
30.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2017[Адм.] Судебное заседание
04.12.2017[Адм.] Судебное заседание
11.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее