ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Болдонов А.И.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-993/2021
УИД: 04RS0020-01-2021-002387-06
пост. 10.02.2022 г.
дело № 33-812/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2022 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Вагановой Е.С., Чупошева Е.Н.
с участием прокурора Раднаевой В.В.
при секретаре Гетмановой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ануфриева Константина Сергеевича к МО МВД России «Северобайкальский» о взыскании компенсации морального вреда, по апелляционным жалобам представителя ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Шулунова Б.Ф. и представителя ответчика МО МВД России "Северобайкальский" Брянской Е.А. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 ноября 2021 года, которым исковые требования частично удовлетворены и постановлено:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Ануфриева Константина Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ануфриев К.С. обратился с иском к МО МВД России «Северобайкальский» о взыскании компенсации морального вреда в результате незаконного уголовного преследования, мотивируя требования тем, что 16 октября 2004 г. он был задержан в качестве подозреваемого по уголовному делу № ..., возбужденному по п. «г» ч. 2 ст.161 УК РФ; постановлением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 16 октября 2004 г. в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу; 15 декабря 2004 г. постановлением следователя СО при ОВД г. Северобайкальск мера пресечения изменена на подписку о невыезде. 7 ноября 2016 г. производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности. 29 декабря 2017 г. уголовное дело уничтожено в связи с истечением срока хранения. 12 мая 2021 г. начальником СО МО МВД России «Северобайкальский» вынесено постановление о восстановлении уголовного дела. 14 мая 2021 г. постановлением начальника СО МО МВД России «Северобайкальский» уголовное преследование в отношении него по п. «г» ч. 2 ст.161 УК РФ прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а также разъяснено право на реабилитацию. Таким образом, фактически он был подвергнут необоснованному уголовному преследованию с 16 октября 2004 г. по 14 мая 2021 г., в результате чего право на реабилитацию получил только после вмешательства Северобайкальской межрайонной прокуратуры более чем через 16 лет с начала уголовного преследования. Считает справедливой и разумной компенсацией морального вреда за необоснованное уголовное преследование и за избрание в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу и подписки о невыезде сумму в размере 3000000 рублей.
В судебном заседании Ануфриев К.С., участвующий посредством систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МО МВД России «Северобайкальский» Брянская Е.А. возражая против доводов иска, указывал что истцом не обоснован размер денежной компенсации, не представлены доказательства, указывающие на последствия, наступившие для истца в ходе принятия таких мер, не представлено доказательств отражения на здоровье истца; не обоснован характер причиненных истцу нравственных страданий с учетом фактических обстоятельств.
Представитель третьих лиц Прокуратуры Республики Бурятия и Северобайкальской межрайонной прокуратуры Ильязова С.Д. в судебном заседании указала на наличие оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу истца с учетом справедливости, разумности и обстоятельств дела в размере 30 000 рублей.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением федерального казначейства по Республике Бурятия, Шулунов Б.Ф. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил письменные возражения, указав о том, что истцом каких-либо доказательств причинения ему морального вреда не представлено, заявленная истцом сумма компенсации никак не обоснована.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Шулунов Б.Ф. просит отменить решение суда первой инстанции. Считает, что взысканная сумма не соответствует принципам разумности и справедливости. Ссылаясь на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22.01.2021 г., которым с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Ануфриева К.С. взыскана компенсация за нарушение права на уголовное производство в разумный срок в размере 30 000 руб., и на ст. 1 ФЗ от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», указывает, что у истца отсутствует право на возмещение морального вреда в рамках настоящего дела.
В апелляционной жалобе представитель МО МВД России "Северобайкальский" Брянская Е.А. просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что истцом суду не представлены доказательства, обосновывающие размер денежной компенсации.
В заседание судебной коллегии не явились истец Ануфриев К.С., представитель ответчика МО МВД России "Северобайкальский" - о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Ходатайство представителя МО МВД России "Северобайкальский" об организации видеоконференц-связи, поступившее 28.02.2022 г. непосредственно перед судебным заседанием, отклонено судебной коллегий, поскольку ст. 155.1 ГПК РФ не содержит императивного требования относительно обязательного ее использования, а необходимость ее применения определяется судом в каждом конкретном случае, исходя из существа рассматриваемого дела и при необходимости дачи осужденным пояснений, которые не могут быть изложены в письменном виде, либо представителем указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Шулунов Б.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил снизить размер компенсации морального вреда.
Прокурор Раднаева В.В. в своем заключении полагала, что оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 34 ст. 5 УПК РФ под реабилитацией в уголовном судопроизводстве понимается порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.
Согласно ч. ч. 1, 2, 3 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
Право на возмещение вреда в порядке, установленном настоящей главой, имеет также любое лицо, незаконно подвергнутое мерам процессуального принуждения в ходе производства по уголовному делу.
В силу ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
Как установлено судом первой инстанции, согласно материалам восстановленного уголовного дела № ... в отношении Ануфриева К.С. ... г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, по факту нанесения телесных повреждений ФИО13 и хищения у него денежных средств.
16 октября 2004 г. Ануфриев К.С. задержан в качестве подозреваемого.
17 октября 2004 г. постановлением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия в отношении Ануфриева К.С. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок по 15 декабря 2004 г.
Постановлением следователя СОпри ОВД г. Северобайкальск от 15 декабря 2004 г. Ануфриеву К.С. мера пресечения в виде заключения под стражу изменена на подписку о невыезде и надлежащем поведении.
25 мая 2011 г. предварительное следствие по уголовному делу № ... приостановлено по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст.208 УПК РФ, т.е. в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
7 ноября 2016 г. производство по уголовному делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст.24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
29 декабря 2017 г. материалы данного уголовного дела были уничтожены в связи с истечением срока хранения в соответствии с Приказом МВД РФ №655-2012г. от 30 июня 2012г. «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, с указанием сроков хранения» (предусматривающей срок хранения уголовных дел, прекращенных за сроком давности, один год после прекращения уголовного дела).
Постановлением начальника СО МО МВД России «Северобайкальский» от 12 мая 2021 г. уголовное дело № 44-2004-568 восстановлено, производство предварительного расследования принято к производству.
Постановлением начальника СО МО МВД России «Северобайкальский» от 14 мая 2021 г. уголовное преследование по уголовному делу № ... в отношении Ануфриева К.С. прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 22 января 2021 г. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Ануфриева К.С. взыскана компенсация за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок по № ... в размере 30000 руб. за период с 16 октября 2004 г. по 7 ноября 2016 г.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 30 сентября 2021 г. исковые требования Ануфриева К.С. о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок за период за период с 7 ноября 2016 г. по 14 мая 2021 г. оставлены без удовлетворения.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия от 16.04.2020 г. Ануфриев К.С. содержался в СИЗО-1 УФСИН РФ по РБ:
1) арестован 08.06.2003 по постановлению Северобайкальского городского суда Республики Бурятия по ч. 4 ст. 111 УК РФ, 05.07.2003 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росии по Республике Бурятия, освобожден 08.08.2003 г. по постановлению следователя прокуратуры г. Северобайкальска на подписку о невыезде;
2) арестован 01.09.2003 по постановлению Северобайкальского городского суда Республики Бурятия по п. «ж,к» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 158 УК РФ. 15.09.2003 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, 08.10.2003 убыл г ИВС Северобайкальского района Республики Бурятия. 24.12.2003 освобожден по постановлению Северобайкальского городского суда Республики Бурятия на подписку о невыезде;
3) арестован 16.10.2004 по постановлению Северобайкальского городского суда Республики Бурятия по п. «г» ч. 2 ст.161 УК РФ. 05.11.2004 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия, 15.12.2004 освобожден по постановлению следователя СОпри ОВД г. Северобайкальска на подписку о невыезде;
4) арестован 18.11.2004 по постановлению Верховного суда Республики Бурятия. 31.12.2004 осужден Верховным судом Республики Бурятия по ст. ст. 167 ч.1, 161 ч.1, 105 ч. 2 п. «ж,к» УК РФ к 21 году лишения свободы в ИК строгого режима. 21.06.2005 приговор вступил в законную силу. 24.10.2005 убыл в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятия для дальнейшего отбывания наказания. 13.08.2015 прибыл из ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Бурятии по постановлению Октябрьского районного суда г Улан-Удэ от 06.08.2015 на основании ст. 77.1 УИК РФ по ст. ст. 30 ч.3-228.1 ч.4 п. «г» УК РФ. 21 10.2015 осужден Октябрьским районным судом г. Улан-Удэ по ст. ст. 30 ч.3-228.1 ч. 4 г. «г», 70 УК РФ (приговор от 31 12.2004) к 12 годам лишения свободы в ИК особого режима. 11.02.2016 приговор вступил в законную силу. 26.02.2016 убыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю на основании указания ФСИН России от 17.07.2015.
Суд первой инстанции, установив вышеприведенные обстоятельства по делу, руководствуясь ст. 53 Конституции РФ, ст. 133 УПК РФ, ст.ст. 1099, 1070, 151, 1101 ГК РФ, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», пришел к выводу о том, что незаконным уголовным преследованием безусловно нарушены личные неимущественные права истца, в связи с чем истец вправе требовать денежной компенсации морального вреда.
Определяя размер денежной компенсации морального вреда истцу, суд руководствовался п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 г. № 17 «О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» и учел, что действия по уголовному делу не могли не оказать негативного влияния на психологическое состояние истца, избранная мера пресечения нарушила право истца на свободу передвижения, данные о его личности, сведения об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу 18.11.2014 и отбывани наказания виде лишения свободы по приговорам Верховного суда Республики Бурятия от 31.12.2004 г. и Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21.10.2015 г.).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционных жалоб о том, что взысканная судом сумма не соответствует принципам разумности и справедливости и что истцом суду не представлены доказательства, обосновывающие размер денежной компенсации, судебная коллегия отклоняет. Наличие указанных судом фактических обстоятельств сомнений не вызывает в силу их очевидности и необходимости учета при решении вопроса о размере компенсации морального вреда. Истец сформулировал в иске факты причинения морального вреда незаконным уголовным преследованием, а суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, правильно установил сумму компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
Ссылка представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 22.01.2021 г., которым с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета в пользу Ануфриева К.С. взыскана компенсация за нарушение права на уголовное производство в разумный срок в размере 30 000 руб., и на ст. 1 ФЗ от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», несостоятельна, поскольку данный Федеральный закон предусматривает право на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, в рассматриваемом же деле правовым основанием для взыскания компенсации морального вреда является признанное за истцом право на реабилитацию, в связи с незаконным уголовным преследованием.
Доводы апелляционных жалоб по существу выводы суда не опровергают, оснований к изменению решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 15 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.03.2022 г.