Дело № 2-13/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Исилькуль 18 января 2022 года
Исилькульский городской суд Омской области
в составе:
председательствующего судьи Н.Д.Боронко,
при секретаре В.В. Моляк,
при участии помощника судьи И.А. Ивченкова,
с участием прокурора Т.А. Попок,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Исилькульского межрайонного прокурора к ООО «Жилкомстрой» о признании незаконной деятельности по размещению жидких бытовых отходов вне специально отведенных участков, об обязании прекратить деятельность по размещению жидких бытовых отходов вне специально отведенных участков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Исилькульской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности ООО «Жилкомстрой», в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 3, 11, 30, 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22, 39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 17 СанПин 2.1.3684-21 «санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещении, организации и проведению санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», письма Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23.08.2018 №12-500137-ОГ, письма Минприроды РФ №01-25-27/17203 от 20.07.2020, ст.ст. 1, 8, 9, 12, 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 19 ст.1 Водного кодекса РФ, ст.ст. 3, 1, 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», указывает, что проведенной проверкой установлено, что ООО «Жилкомстрой» осуществляет деятельность по транспортировке жидких бытовых отходов в виде отходов из выгребных ям многоквартирных жилых домов, а также по договорам, заключенным с юридическими лицами.
Также установлено, что на основании приказа от 03.05.2018 №257 Управлением Росприроднадзора по Омской области ООО «Жилкомстрой» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, и утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. В соответствии с указанной лицензией вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в соответствии с ч.2 ст.12 федерального закона №99-ФЗ – транспортирование отходов IV класса опасности. Указанная лицензия ООО «Жилкомстрой» получена при наличии договора №1802/127 от 20.02.2018 на прием и размещение жидких бытовых отходов, заключенного между ООО «Жилкомстрой» и ООО «Управляющая компания «Называевск» на срок до 31.12.2018г. По истечении срока действия указанного договора ООО «Жилкомстрой» иных договоров на прием и размещение жидких бытовых отходов не заключало. Вместе с этим, фактически деятельность по размещению отходов IV класса опасности, подлежащая лицензированию, осуществляется ООО «Жилкомстрой» самостоятельно в отсутствие лицензии на земельном участке с кадастровым номером 55:33:210101:126. При этом отходы в соответствии с постановлением администрации Исилькульского городского поселения от 29.12.2018г. №743 «Об определении мест складирования жидких бытовых отходов, вывозимых с территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области» запрещено размещать на данном земельном участке.
Кроме того, до настоящее времени иное место размещения жидких бытовых отходов на территории Исилькульского муниципального района не определено.
25.12.2020г. Исилькульской межрайонной прокуратурой вносилось представление в адрес генерального директора ООО «Жилкомстрой» в связи с несоблюдением условий лицензирования при осуществлении деятельности по размещению отходов IV класса опасности. Вместе с этим, до настоящего времени нарушения не устранены.
Размещение жидких бытовых отходов ООО «Жилкомстрой» на земельном участке, который в соответствии с законодательством не определен для этих целей, приводит к загрязнению окружающей среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит суд обязать ООО «Жилкомстрой» прекратить деятельность по размещению жидких бытовых отходов вне специально отведенных участков, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 55:33:210101:126.
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Жилкомстрой» по доверенности Сушко Д.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что формально ООО « Жилкомстрой незаконно размещает жидкие бытовые отходы вне специально отведенных участков потому как на территории Исилькульского муниципального района Омской области отсутствуют санкционированные, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства места для размещения ЖБО. Факт отсутствия специально отведенных участков для размещения ЖБО на территории Исилькульского района подтверждается: ответом Администрации Исилькульского муниципального района на обращение ООО «Жилкомстрой», ответом Исилькульской межрайонной прокуратуры, Постановлением № 743 Главы Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 29.12.2018г.
ООО «Жилкомстрой» на основании лицензии осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности от населения многоквартирных домов г.Исилькуль.
Размещение (хранение и захоронение) отходов, как указывает Истец, ООО «Жилкомстрой» не осуществляет. Для данного вида деятельности Положением о лицензировании предусмотрены отдельные специальные требования, например: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельного участка, необходимого для осуществления лицензируемого вида деятельности.
ООО «Жилкомстрой» в соответствии с лицензией осуществляет транспортирование отходов IV класса опасности, то есть их загрузку, перемещение, выгрузку.
Считает, что признание незаконной деятельности ООО «Жилкомстрой» по размещению (выгрузке) ЖБО вне специально отведенных участков в условиях отсутствия специально отведенных участков для приема ЖБО на территории Исилькульского района, влечет приостановку данной деятельности, следовательно, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому населению многоквартирных домов г.Исилькуль.
Ввиду отсутствия специально отведенных участков на территории Исилькульского района, размещение ЖБО на участке с кадастровым номером № 55:33:210101:126, кроме ООО «Жилкомстрой», в настоящее время, осуществляют около 30 индивидуальных предпринимателей, вывозящих отходы от частного сектора г.Исилькуль.
Ввиду отсутствия специально отведенных участков на территории Исилькульского района, МУП «Тепловая компания Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области», в чьем ведении находится городская система водоотведения, через городской коллектор ежедневно сливает сотни кубических метров ЖБО отходов «на поверхностный рельеф в северо-западной части г. Исилькуль», что подтверждается ответом Исилькульской межрайонной прокуратуры от 08.10.2021г.
Таким образом, размещение ЖБО вне специально отведенных участков Администрацией Исилькульского городского поселения, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами является следствием проблемы, связанной с отсутствием на территории Исилькульского муниципального района Омской области специально отведенных участков для размещения ЖБО.
Считает, что признание незаконной деятельности ООО «Жилкомстрой» по размещению ЖБО вне специально отведенных участков, влечет (в соответствии с принципом справедливости) признание незаконной деятельности в отношении вышеназванных лиц, что в свою очередь, создает угрозу экологическому коллапсу.
В связи с отсутствием на территории Исилькульского муниципального района Омской области специально отведенных участков для размещения ЖБО, ООО «Жилкомстрой» обращалось с заявлениями на заключение Договора на прием ЖБО в организации Называевского, Москаленского районов, осуществляющие деятельность по приему (размещению) ЖБО.
ООО «УК «Называевск», ООО «Жилищно-коммунальные услуги» (р.п.Москаленки) в своих ответах сообщили, что «не имеют технической возможности в приеме ЖБО».
Таким образом, в приеме жидких бытовых отходов ООО «Жилкомстрой» было отказано. В связи с чем, ввиду объективных (не зависящих от воли Общества) обстоятельств, связанных с отсутствием специально отведенных мест для размещения ЖБО на территории района, связанных с отказом организаций соседних Называевского, Москаленского районов принимать ЖБО отходы из Исилькульского района, ООО «Жилкомстрой», в целях обеспечения своевременного вывоза ЖБО отходов от населения многоквартирных домов, в целях, санитарно-эпидемиологического благополучия вынуждено размещать ЖБО на участке с кадастровым номером N~ 55:33:210101:126.
Постановлением № 743 Главы Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области от 29.12.2018 участок с кадастровым номером № 55:33:210101:126 был закрыт для приема ЖБО. Однако, новое место для приема ЖБО Администрацией Исилькульского городского поселения, Администрацией района не было определено. О проблеме отсутствия специально отведенных участков для размещения ЖБО на территории Исилькульского района, об экологической катастрофе с 2018 г. пишут областные средства массовой информации. Не смирившись с закрытием в 2018 г. единственного на территории Исилькульского муниципального района санкционированного места для размещения ЖБО, в связи с осуществлением социально направленной деятельности по транспортированию ЖБО отходов от населения многоквартирных домов г.Исилькуль, ООО «Жилкомстрой» в период с 2019 по 2021 предпринимало все зависящие от него меры в целях выгрузки (размещения) ЖБО отходов на специально отведенных участках, а именно обращалось в Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области с просьбой заключить договор на прием ЖБО, обращалось в ООО «УК «Называевск», ООО «Жилищно- коммунальные услуги» (р.п.Москаленки) для заключения договора на вывоз ЖБО. Также, с 2019 г. неоднократно обращалось в Исилькульскую межрайонную прокуратуру с требованием подготовить, направить в суд исковое заявление в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области, к Администрации Исилькульского муниципального района о возложении обязанности создать на территории Исилькульского муниципального района специально отведенный участок для размещения ЖБО. Обращалось в Омскую областную прокуратуру, в генеральную прокуратуру РФ, в приемную президента Российской Федерации В.В. Путина.
Из ответа Исилькульской межрайонной прокуратуры от 07.09.2021 следует, что «Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено».
В настоящее время, проблема отсутствия специально отведенных участков для размещения ЖБО на территории Исилькульского района так и не решена.
За 3 года исковое заявление о возложении обязанности создать на территории Исилькульского района специально отведенный участок для размещения ЖБО Исилькульской межрайонной прокуратурой не подготовлено, в суд не направлено.
Таким образом, за 3 года специально отведенные участки для приема ЖБО на территории Исилькульского района органами местного самоуправления не определены.
В связи с чем, из-за бездействия должностных лиц, сотни кубических метров ЖБО отходов ежедневно сливаются в лесах, в несанкционированных местах, что наносит колоссальный вред окружающей среде, нарушает права жителей г.Исилькуль на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Считает, что попытка Исилькульской межрайонной прокуратуры формально решить вопрос, переложить вину на отдельных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, осуществляющих социально направленную деятельность, применить в отношении их штрафные санкции, не только не решает, но усугубляет проблему, так как транспортирование отходов в отсутствие специальных мест для размещения ЖБО становится крайне убыточной деятельностью, грозит штрафами, приостановкой деятельности по транспортированию ЖБО, следовательно, создает угрозу экологической катастрофы.
Из ответа Исилькульской межрайонной прокуратуры от 08.10.2021 №219ж-2021 г. следует, что отходы из коллектора, находящегося в собственности Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, отводятся на поверхностный рельеф в северо-западной части г.Исилькуль.
Из ответа Прокуратуры следует, что Министерством природных природных ресурсов привлечено 12 юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Однако, несмотря на выявленные Исилькульской межрайонной прокуратурой нарушения, деятельность вышеназванных лиц по размещению ЖБО вне специально отведенных участков не признавалась Исилькульской прокуратурой незаконной. Исковые заявления о признании их деятельности незаконной в суд не направлялись, что свидетельствует о несправедливом, избирательном, формальном характере действий Исилькульской межрайонной прокуратуры.
Таким образом, в условиях отсутствия специальных мест для размещения ЖБО на территории Исилькульского района, в условиях отказа соседних районов принимать ЖБО отходы из Исилькульского района, в условиях ежедневного размещения МУП «Тепловая компания Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области» вне специально отведенных участков через городской коллектор на поверхностный рельеф в северо-западной части г.Исилькуль», требование о признании незаконной деятельности ООО «Жилкомстрой» считает формальным, надуманным, несправедливым.
Считает, что до создания на территории Исилькульского района специальных мест для размещения ЖБО, признание незаконной деятельности ООО «Жилкомстрой» является нарушением прав тысяч жителей г.Исилькуль на санитарно-эпидемиологическое благополучие, на своевременный вывоз ЖБО отходов. В связи с чем просит в иске отказать, производство по делу прекратить.
Представитель Администрации Исилькульского муниципального района Омской области на основании доверенности С.М. Тарасов, привлеченного в качестве третьего лица полагает, что решение суда должно быть основано на законе и полагает, что судом будет вынесенное законное и обоснованное решение.
Администрация Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещены о дате о времени рассмотрения настоящего дела, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Положения ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривают право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии п. 2 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положения ч.3 ст. 39 указанного Федерального закона предусматривают, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Пунктом 17 указанных СанПин предусмотрено, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из положений ч.1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положениями ч.1 ст. 13.4 настоящего Федерального закона предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Из положений ст. 30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п.2 ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Положения ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
Из содержания п. 5 ч.4 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ следует, что Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности, в том числе - сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
Положения п.1 ч.3 ст. 8 указанного Федерального закона предусматривают, что В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Представленными материалами прокурорской проверки установлено, что ООО «Жилкомстрой» осуществляет деятельность по транспортировке жидких бытовых отходов в виде отходов из выгребных ям многоквартирных жилых домов, а также по договорам, заключенным с юридическими лицами.
Также установлено, что на основании приказа от 03.05.2018г. №257 Управлением Росприроднадзора по Омской области ООО «Жилкомстрой» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, и утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности. В соответствии с указанной лицензией вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности в соответствии с ч.2 ст.12 федерального закона №99-ФЗ – транспортирование отходов IV класса опасности. Имеется указание о том, что данная лицензия выдана бессрочно. Указанная лицензия ООО «Жилкомстрой» получена при наличии договора №1802/127 от 20.02.201г. на прием и размещение жидких бытовых отходов, заключенного между ООО «Жилкомстрой» и ООО «Управляющая компания «Называевск» на срок до 31.12.2018г.
Из представленного перечня многоквартирных домов, находящихся на обслуживании (управлении) ООО «Техжилстрой», имеющих выгребную систему канализации, следует, что в данном перечне поименовано 35 многоквартирных домов, расположенных на территории г.Исилькуль Омской области, из которых в отношении 31 дома предусмотрен договором вывоз ЖБО.
В соответствии с договором на вывоз жидких бытовых отходов от 01.02.2021г. ООО «Техжилстрой» (заказчик) заключило с ООО «Жилкомстрой» (исполнителем) указанный договор, предметом которого является обязательство по вывозу жидких бытовых отходов от многоквартирных домов, находящихся на техническом обслуживании (управлении) заказчика.
В соответствии с представлением Исилькульского межрайонного прокурора от 28.12.2020г. в адрес генерального директора ООО «Жилкомстрой» последнему указано о нарушении условий лицензирования деятельности в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами, поскольку лицензия ООО «Жилкомстрой» получена при наличии договора от 20.02.2018г. на прием и размещение жидких бытовых отходов, заключенного между ООО «Жилкомстрой» и ООО «Управляющая компания «Называевск».
В ответ на указанное представление ООО «Жилкомстрой» 20.01.2021г. в адрес Исилькульского межрайонного прокурора направлена информация о том, что решением №41 от 25.11.2020г. утвержден новый генеральный план Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области из пояснений к которому следует, что место хранения ЖБО (55:33:210101:126) было исключено из состава земель населенных пунктов и переведено в земли промышленности. Таким образом, размещая жидкие бытовые отходы на земельном участке, имеющем категорию земли промышленности, ООО «Жилкомстрой» не нарушает требования природоохранного законодательства. Транспортирование ЖБО в зимний период в г.Называевск не осуществимо по техническим причинам в связи с замерзанием последних в емкостной бочке, что повышает риски срыва графика по транспортированию ЖБО от населения многоквартирных домов и создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения многоквартирных домов г.Исилькуль. Указано, что у общества не было иной возможности, как осуществлять транспортирование ЖБО на земельный участок с кадастровым номером №55:33:210101:126.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №6 в Исилькульском судебном районе Омской области от 11.03.2021г. генеральный директор ООО «Жилкомстрой» ФИО13 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 14.1 ч.2 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Из данного постановления следует, что ООО «Жилкомстрой» осуществляло деятельность по размещению отходов IV класса опасности, подлежащую лицензированию, при отсутствии лицензии на земельном участке с кадастровым номером 55:33:212101:126. За указанное правонарушение назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 руб.
В соответствии с постановлением главы Исилькульского городского поселения №743 от 29.12.2018г. определены места складирования жидких бытовых отходов, вывозимых с территории Исилькульского городского поселения, согласно лицензий, выданных учреждениям, предприятиям и организациям, находящимся на территории Исилькульского городского поселения, независимо от форм собственности. Постановление от 08.02.2018г. №45 «Об определении земельного участка для складирования жидких бытовых отходов на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района поселения» признано утратившим силу.
Постановлением главы Исилькульского городского поселения от 08.02.2018г. №45 определен земельный участок на территории Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, из земель населенного пункта для складирования жидких бытовых отходов, кадастровый номер 55:33:210101:126, площадь земельного участка 61158, кв.м. Вид разрешенного использования указанного земельного участка «для складирования жидких бытовых отходов» также указан в выписке из ЕГРН в отношении указанного земельного участка.
В соответствии с информацией главы городского поселения Исилькульского городского поселения от 27.09.2021г. №01-35/1127 на имя Исилькульского межрайонного прокурора следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 имеет вид разрешенного использования «для складирования жидких бытовых отходов». На указанном участке находятся 6 котлованов для накопления жидких бытовых отходов, в настоящее время фактически никем не используется. Отходы от коллектора размещаются на поверхностный рельеф в северо-западной части г.Исилькуль. К централизованному канализационному коллектору подключены 92 многоквартирных дома, 34 иных объекта. Жидкие бытовые отходы размещаются на поверхностный рельеф в северо-западной части г.Исилькуль. Участок обвалован. На территории Исилькульского городского поселения деятельность по вывозу ЖБО осуществляет МУП «Тепловая компания» (в отношении централизованной канализации), договоры на размещение заключаются собственниками домовладений. Сведениями об иных организациях и или индивидуальных предпринимателях, осуществляющих на территории города обращение в сфере ЖБО, не располагают. В генеральном плане Исилькульского городского поселения предусмотрены мероприятия по строительству в северной части города очистных сооружений с возможностью приемки жидких бытовых отходов от частных домовладений.
Из информации главы городского поселения Исилькульского городского поселения от 28.09.2021г. №01-35/1127 на имя Исилькульского межрайонного прокурора следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:33:210101:126 с момента его формирования использовался под складирование ЖБО, в настоящее время фактически никем не используется, то есть не представлен физическому или юридическому лицу на каком-либо праве, котлованы расположенные на данном земельном участке не пополняются, поскольку в адрес Администрации Исилькульского городского поселения поступило обращение Департамента Росприроднадзора по Омской области от 18.08.2018 №ИК-6069 о разработке проекта рекультивации указанного земельного участка, на котором расположена свалка жидких отходов. Запрос коммерческих предложений показал, что ориентировочная стоимость разработки технического задания на проектирование составляет 180-350 тыс. рублей, стоимость проекта рекультивации ориентировочно составляет 770-970 тыс. руб. исходя из специфики объекта рекультивации, большинство организаций, в которые направлялись запросы о предоставлении коммерческих предложений о стоимости разработки проекта рекультивации, отказались от разработки такого типа проекта. В бюджете Исилькульского городского поселения на 2021 года на указанные цели денежные средства не предусмотрены. Направлены письма в министерство природных ресурсов и экологии Омской области, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Омской области о выделении денежных средств на разработку технического задания и проекта рекультивации.
В соответствии с письмом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу от 14.08. 2018 ИК-6069 на имя главы Исилькульского муниципального района Омской области, главы Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района, генерального директора АО «Солнцево», указано о выявлении с северо-западной стороны земельного участка с кадастровым номером 55:33:210191:126 (места для складирования жидких коммунальных отходов) факта поступления воды со свалки на прилегающую территорию. В связи с чем Департаментом проведен рейдовый осмотр и обследование указанного участка. Указано, что, жидкие отходы размещены в границах земельного участка в нарушение п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». К письму приложены протоколы осмотра и фототаблицами, содержание которых свидетельствует о затоплении жидкими бытовыми отходами соседних земельных участков сельскохозяйственного назначения, а также протоколы отбора проб и испытаний почвы, заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений, испытаний, в соответствии с которыми выявлено превышение содержания нитратов в 32,3 раза, превышение содержания фосфатов в 2,23 раза, нитратов в 14,4 раза. Также в письме имеется указание о том, что земли, расположенные в границах указанного земельного участка, нарушены в результате размещения жидких отходов и подлежат рекультивации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что размещение жидких бытовых отходов ООО «Жилкомстрой» на земельном участке, который в соответствии с законодательством не определен для этих целей, приводит к загрязнению окружающей среды, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Исилькульского межрайонного прокурора Омской области удовлетворить.
Обязать ООО «Жилкомстрой» прекратить деятельность по размещению жидких бытовых отходов вне специально отведенных участков, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 55:33:210101:126.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд Омской области в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Н.Д. Боронко
Мотивированное решение изготовлено 25.01. 2022 года..