72RS0013-01-2021-011318-14
Дело №2а-7445/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Тюмень 11 ноября 2021 года
Калининский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Лобанова А.В.,
при секретаре Бушуевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, с использованием средств аудиофиксации, административное дело по административному исковому заявлению Чернооковой Татьяны Валерьевны к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнову Эдуарду Юрьевичу, РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области о признании незаконным действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Черноокова Т.В. (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнову Э.Ю. о признании незаконным действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанностей. Требования мотивирует тем, что 23.09.2021 года истец с сайта государственных услуг получила сообщение о наложении ареста на транспортные средства, после чего истцу с сайта УФССП России по Тюменской области стало известно о возбуждении исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года на основании судебного приказа №№ от 16.06.2021 года выданного мировым судьей судебного участка №1 Калининского судебного района г.Тюмени о взыскании с истца налогов и сборов в размере 17 546,88 рублей. Постановление о возбуждении исполнительного производства истец не получала. 25.09.2021 года Черноокова Т.В. направила в адрес мирового судьи возражения относительно исполнения судебного приказа, о чем уведомила судебного пристава-исполнителя Вальнова Э.Ю., путем направления возражений через сайт Госуслуг. 04.10.2021 года мировым судьей судебного участка №2 Калининского судебного района г.Тюмени судебный приказ №№ отменен. Определение об отмене судебного приказа получено истцом 05.10.2021 года и сразу направлено в адрес судебного пристава-исполнителя Вальнова Э.Ю., через сайт Госуслуг. Однако 05.10.2021 года со счетов истца в банке Открытие списано 17 546,88 рублей, со счетов истца в ПАО "Сбербанк" списано 17 546,88 рублей, всего по исполнительному производству №№ взыскано 35 093,76 рубля. 07.10.2021 года истец направила в адрес судебного пристава заявление о возвращении взысканных денежных средств. Ответ до настоящего времени не получен истцом. 08.10.2021 года через сайт Госуслуг истец получила постановление об отказе в прекращении исполнительного производства №№. Истец считает, что действиями судебного пристава-исполнителя грубо нарушены требования закона. На основании изложенного истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. в рамках исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года, выразившееся в не направлении Чернооковой Т.В. постановления о возбуждении исполнительного производства, признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. в рамках исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года, выразившееся в незаконном списании денежных средств со счетов Чернооковой Т.В., в том числе пенсионных и компенсационных выплат, признать незаконным и отменить постановление от 08.10.2021 года об отказе в прекращении исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года, обязать судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. исполнительное производство №№ от 13.09.2021 года прекратить и вернуть списанные денежные средства (л.д.3-7).
14 октября 2021 года при принятии искового заявления к производству суда в качестве ответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области, в качестве заинтересованного лица ИФНС России по г.Тюмени №1 (л.д.1).
Административный истец Черноокова Т.В. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представитель Проскурякова И.В. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по основаниям в нем изложенным.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнов Э.Ю., представитель административного ответчика РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области, представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, представитель заинтересованного лица ИФНС России по г.Тюмени №1, в суд не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, доказательств уважительности причин неявки не представили.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава - исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов является одновременное несоответствие этого решения, действия (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, постановлением судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальновым Э.Ю. от 13.09.2021 года возбуждено исполнительное производство №№ на основании судебного приказа №№ от 16.06.2021 года выданного мировым судьей судебного участка №1 Калининского судебного района г.Тюмени о взыскании с Чернооковой Т.В. в пользу ИФНС по г.Тюмени №1 налогов и сборов в размере 17 546,88 рублей (л.д.30-31).
Определением мирового судьи судебного участка №2 Калининского судебного района г.Тюмени судебный приказ от 16.06.2021 года №№ отменен (л.д.9).
05 октября 2021 года Чернооковой Т.В. в адрес судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. направлено заявление о прекращении исполнительного производства и отмене мер принудительного исполнения (л.д.10).
Согласно ч.5 ст.64.1 Закона об исполнительном производстве если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
08 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальновым Э.Ю. вынесено постановление об отказе в прекращении ИП со следующей мотивировкой "Рассмотрев обстоятельства, на которые ссылается заявитель, судебный пристав-исполнитель признает доводы заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д.13, 50).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случаях отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Согласно п.6 ч.2 ст.14 Закона об исполнительном производстве в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
На основании изложенного суд считает, что вынесенное 08.10.2021 года судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальновым Э.Ю. постановление об отказе в прекращении ИП является не законным и не соответствует нормам Закона об исполнительном производстве, в указанной части требования иска надлежит удовлетворить.
Судом установлено, что в ходе исполнительного производства со счетов (административного истца) должника в рамках возбужденного исполнительного производства списаны денежные средства: 05.10.2021 года в размере 34 737,95 рублей, 07.10.2021 года в размере 2 293,12 рубля, 13.10.2021 года в размере 1 716,23 рублей (л.д.63-64).
Согласно справке о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству №№ по состоянию на 07.11.2021 года взыскано с должника 36 809,99 рублей, перечислено взыскателю 17 546,88 рублей, возвращено должнику 19 263,11 рубля.
20 октября 2021 года судебным приставом-исполнителем РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальновым Э.Ю. вынесено постановление об окончании исполнительного производства №№ на основании п.1 ч.1 ст.47 Закона об исполнительном производстве.
Частью 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как усматривается из материалов дела, истец 11.10.2021 года обратился в суд с настоящим иском (л.д.15). Истцу стало известно о выявленных нарушениях 05 октября 2021 года. При таких обстоятельствах суд считает, что истцом не пропущен установленный законом десятидневный срок на обжалование действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве одной из мер принудительного взыскания является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
В соответствии с положениями статьей 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Согласно статье 70 Закона об исполнительном производстве перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняют содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Однако в нарушение требований пункта 2 статьи 12, пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года №118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав-исполнитель дополнительные сведения в банке не запросил, обратил взыскание на счета, в размере превышающем сумму долга по исполнительному документу. При этом правовых оснований для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах Чернооковой Т.В. после отмены судебного приказа у судебного пристава-исполнителя не имелось.
В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства. Гарантии охраны частной собственности законом, закрепленные в статье 35 Конституции Российской Федерации, распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 1997 года №8-П).
Таким образом, системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с установленными обстоятельствами настоящего дела, позволяет суду прийти к выводу, что действия судебного пристава-исполнителя, в результате которых произошло списание денежных средств со счетов Чернооковой Т.В. по исполнительному производству, нельзя признать правомерными.
Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Учитывая изложенное имеется совокупность условий, предусмотренная частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требований административного истца, следует признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. в рамках исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года, выразившееся в незаконном списании денежных средств со счетов Чернооковой Т.В., в том числе пенсионных и компенсационных выплат, признать незаконным и отменить постановление от 08.10.2021 года об отказе в прекращении исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года.
Согласно ч.4.1 ст.70 Закона об исполнительном производстве если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.
Таким образом суд не принимает доводы истца о том, что пристав не имел права списывать денежные средства должника с социальных выплат, так как они основаны на неправильном понимании действующего законодательства.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в части: - обязать судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. исполнительное производство №№ от 13.09.2021 года прекратить и вернуть списанные денежные средства, поскольку суд не может подменять орган, к компетенции которого это отнесено, при этом считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.
Закон об исполнительном производстве, конкретные способы направления должнику, взыскателю копии указанных постановлений не определяет. Законодательство, регулирующее правоотношения, возникающие в связи с принудительным исполнением требований исполнительных документов, не запрещает направлять постановления о возбуждении исполнительного производства простым почтовым отправлением без получения уведомления о вручении корреспонденции адресату.
Несвоевременное направление (вручение) копий постановлений судебного пристава-исполнителя само по себе не свидетельствует о незаконности принятия таких постановлений или бездействии судебного пристава, а влияет только на решение вопроса о сроке обжалования таких постановлений, в данном случае постановление о возбуждении исполнительного производства не обжалуется.
Судом установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение им прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Таким образом требования истца признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Э.Ю. в рамках исполнительного производства №№ от 13.09.2021 года, выразившееся в не направлении Чернооковой Т.В. постановления о возбуждении исполнительного производства удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд находит, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21 июля 1997 года №118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" ст.ст. 175-180, 219, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Чернооковой Татьяны Валерьевны к судебному приставу-исполнителю РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнову Эдуарду Юрьевичу, РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области о признании незаконным действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя, возложении обязанностей - удовлетворить частично.
Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя РОСП Калининского АО г. Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Эдуарда Юрьевича в рамках исполнительного производства №№ от ДД.ММ.ГГГГ года, выразившееся в незаконном списании денежных средств со счетов Чернооковой Татьяны Валерьевны.
Признать незаконным и отменить постановление от 08 октября 2021 года об отказе в прекращении исполнительного производства №№ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Возложить на административного ответчика судебного пристава - исполнителя РОСП Калининского АО г.Тюмени УФССП России по Тюменской области Вальнова Эдуарда Юрьевича обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, о чем в течение месяца сообщить в суд и административному истцу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Калининский районный суд города Тюмени.
Решение принято в совещательной комнате.
Председательствующий судья А.В. Лобанов