РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Бузулук 27 ноября 2018 года
Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кривенкова О.В., при секретаре Моисеевой А.В., с участием представителя административного истца Мирошниченко В.В., действующей на основании доверенности от 05.09.2018г., и административного ответчика Алексеева С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области к Алексеев С.Н. с участием заинтересованного лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о взыскании задолженности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 3 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила взыскать с Алексеева С.Н. задолженность в размере 12 247,82 рубля, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 796,85 рубля, пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5 499,70 рубля, пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 2 951,27 рубля. В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что Алексеев С.Н., являлся плательщиком страховых взносов и был обязан уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующие фонды обязательного медицинского страхования в размерах, определяемых в соответствии с ранее действовавшей ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно выписки из ЕГРИП Алексеев С.Н. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Затем 10.02.2017г. была осуществлена государственная регистрация прекращения административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не свидетельствует о прекращении его обязанности по уплате страховых взносов, возникшей до внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об исключении лица из реестра. Индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Алексеев С.Н. прекратил деятельность индивидуального предпринимателя. До настоящего времени им не оплачены страховые взносы в сумме 12247,82 рубля, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 796,85 рубля, пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5 499,70 рубля, пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 2 951,27 рубля. В адрес должника были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам от 04.07.2017г., 09.01.2017г. Так как требования в добровольном порядке должник не исполнил, инспекция вынуждена обратиться в суд о принудительном взыскании с административного ответчика подлежащих уплате сумм. Просили взыскать с Алексеева С.Н. задолженность в размере 12 247,82 рубля, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 796,85 рубля, пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 5 499,70 рубля, пени на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС в размере 2 951,27 рубля.
В ходе рассмотрения дела административный истец неоднократно уточнял исковые требования и окончательно просили взыскать с Алексеева С.Н. задолженность по страховым взносам в размере 3 796,85 рубля, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 796,85 рубля.
Представитель МИФНС № 3 России по Оренбургской области в судебном заседании уточненные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Алексеев С.Н. возражал против удовлетворения заявленных требований указывая, что в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017г., а так же сумм страховых взносов, пеней и штрафов до начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами фонда Социального страхования Российской Федерации подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий за расчетные периоды истекшие до 01.01.2017г. в связи с истечением установленного срока их взыскания, признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, предоставил в суд мотивированный отзыв.
Выслушав стороны и их представителей, рассмотрев дело по существу, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Согласно положениям ст.57 Конституции Российской Федерации устанавливается обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), а также Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В пп.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165 -ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» указано, что страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (обязательные платежи на обязательное социальное страхование).
По правилам пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно п.5 ч.2 ст.4.2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255 -ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – б Федеральный закон N 255-ФЗ), установлено, что страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам.
В соответствии со ст.4.4 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что порядок и сроки уплаты страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.15 Федерального закона № 212-ФЗ, в течение расчетного периода плательщик уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 и п.1 ст.28 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены индивидуальные предприниматели.
Согласно ч.4.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Однако указанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2017г. в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов, эта обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена ст.18 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам).
Согласно ст.25 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), закрепляется обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из содержания ст.22 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам) следует, что при наличии недоимки (в течение трех месяцев после выявления таковой) контролирующим органом плательщику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если в требовании не указан более продолжительный период. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Федеральный закон № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам) предусматривает различный порядок взыскания недоимки по страховым взносам в зависимости от категории плательщика страховых взносов.
В отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрен внесудебный порядок такого взыскания путем направления постановления руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о взыскании страховых взносов за счет имущества такого плательщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
При этом, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (ч.3 ст.20 Федерального закона № 212-ФЗ).
В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, законом предусмотрена только судебная процедура взыскания недоимок по страховым взносам (ч.1 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ).
По общему правилу, установленному ч.2 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пеней может быть подано в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам.
К отношениям о взыскании страховых взносов, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.2.3 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.286 КАС РФ.
Таким образом, с учетом указанных законоположений по делу надлежит установить следующие юридически значимые обстоятельства: принадлежность административного ответчика к плательщикам страховых взносов, выявление факта недоимки и ее размера, исполнение контролирующим органом требований закона о направлении должнику требования об уплате недоимки, статус должника на момент возбуждения процедуры о взыскании недоимки, соблюдение сроков взыскания. В случае применения судебной процедуры – соблюдение административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки.
Из материалов дела усматривается, что ** ** ****. Алексеев С.Н. был поставлен на учет как индивидуальный предприниматель. Затем ** ** ****. индивидуальный предприниматель Алексеев С.Н. прекратил деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ** ** ****.
Судом установлено, что за время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик Алексеевым С.Н. ненадлежащим образом исполнялись обязанности, возложенные на него законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Фонд обязательного медицинского страхования и у него имеется задолженность за 2016 год. Однако в последующем, до предъявления исковым требований административным истцом все свои обязательства Алексеевым С.Н. исполнены.
В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Ответчику Алексееву С.Н. было направлено требование от 04.07.2017г. об уплате задолженности по страховым взносам в размере 3 796,85 рубля со сроком оплаты до 24.07.2017г.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу положений ч.4 ст.289 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в тоже время, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно представленного УПФ РФ ответа № от ** ** ****. Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бузулуке (межрайонное) об образовании задолженности за 2016 года у Алексеева С.Н. имеется задолженность в размере 3 796,85 рубля.
За период с 01.01.2017г. по 01.11.2018г. от Алексеева С.Н. поступили денежные средства в счет погашения задолженности по взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год в сумме 3 446,96 рубля и 349,89 рубля (реестр поступивших платежей от 06.11.2018г.), что в итоге составляет 7796,85 рубля. Следовательно, Алексеевым С.Н. задолженность по страховым взносам погашена.
На основании изложенного, учитывая, что задолженность по страховым взносам за 2016 год в размере 3 796,85 рубля оплачена ответчиком в полном объёме, административным истцом каких-либо иных доказательств наличия указанной задолженности административного ответчика в материалы дела не представлено, исковые требования МИФНС России № 3 по Оренбургской области к Алексееву С.Н. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-177, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2(1)░-2499/2018, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.