Судья Волкова Т.Д. дело № 33-1512/2024
дело № 2-3464/2023 (12RS0003-02-2023-003187-35)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 29 августа 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Скворцовой О.В. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Тарасовой С.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июля 2023 года, которым постановлено обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» выполнить работы по организации беспрепятственного доступа Колесник А. Н. к жилому помещению путем проведения ремонта или замены подъемного устройства, расположенного по адресу: <адрес>, а также решить вопрос о постановке указанного подъемного механизма на баланс для проведения технического обслуживания и ремонтных работ в срок 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском в интересах Колесник А.Н. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее по тексту также – администрация), в котором просил обязать выполнить работы по организации беспрепятственного доступа Колесник А.Н. к жилому помещению путем проведения ремонта или замены подъемного устройства, расположенного по адресу: <адрес>, а также решить вопрос о постановке на баланс подъемного механизма для проведения технического обслуживания и ремонтных работ, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что Колесник А.Н. является инвалидом I группы. В <адрес>, где проживает Колесник А.Н., выполнены работы по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида. В результате осмотра 11 мая 2023 года обнаружена неисправность подъемного механизма, установленного на крыльце указанного многоквартирного дома. Подъемник имеет следы повреждений в результате механического воздействия, не функционирует, что ограничивает жизнедеятельность истца, нарушает ее право на беспрепятственный доступ к общему имуществу в многоквартирном доме.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить, настаивая на отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 ноября 2023 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 5 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым отказано в удовлетворении иска прокурора в интересах Колесник А.Н. к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности выполнить работы по организации беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению, решить вопрос о постановке на баланс подъемного механизма.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 апреля 2024 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 ноября 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора Полозовой Т.В., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года
№ 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям), возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, установлены Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649 (далее – Правила № 649).
Абзацем 2 пункта 2 Правил № 649 определено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
По смыслу приведенных выше положений закона на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению инвалиду условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме путем изменения и переоборудования общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, в том числе в виде установки подъемного устройства для обеспечения доступа инвалида в подъезд многоквартирного дома.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ в состав общедомового имущества входят крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В определении судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18 апреля 2024 года изложена правовая позиция, согласно которой оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома, входит в состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого работы по надлежащему содержанию и ремонту должны осуществляться управляющей компанией, лишь при условии принятия в установленном законом порядке решения о вводе данного оборудования в эксплуатацию и после включения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору сведений об объекте в соответствующий реестр, а также при условии указания данного оборудования в договоре управления многоквартирным домом в составе общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление (л.д.104-105).
В соответствии с частью 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Из дела видно, что Колесник А.Н. является инвалидом I группы, проживает по адресу: <адрес>
5 апреля 2021 года между МКУ «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» (заказчиком) и индивидуальным предпринимателем Михеевым С.Т. (подрядчиком) заключен муниципальный контракт № 60/2021, по которому подрядчиком выполнены работы по приспособлению жилого помещения Колесник А.Н. и общего имущества в многоквартирном доме посредством обустройства подъемного механизма на крыльце вышеуказанного многоквартирного дома (л.д. 115-145).
11 мая 2023 года МКУ «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» в результате осмотра обнаружена неисправность подъемного механизма, установленного на крыльце вышеуказанного многоквартирного дома: деформирована вертикальная направляющая и затруднен подъем горизонтальной площадки.
Из ответа Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 июля
2024 года № 290-7649, поступившего на запрос суда апелляционной инстанции, следует, что уведомление о вводе в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в эксплуатацию оборудования, предназначенного для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (подъёмной платформы), в управление не поступало, в реестр лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов указанное оборудование не включено.
Товарищество собственников жилья «Суворова 42», осуществляющее с 14 июля 2023 года управление многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, на запрос суда апелляционной инстанции сообщило, что в состав общедомового имущества, оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (подъёмная платформа) не включено; решение о вводе указанного оборудования в эксплуатацию товариществом не принималось.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Обязанность администрации по ремонту (замене) подъемного устройства, расположенного по адресу: Республика Марий Эл,
<адрес>, вытекает из его публично-правовых обязательств по обеспечению инвалиду условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме, поэтому довод апелляционной жалобы администрации об обратном является несостоятельным.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 5 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи О.В.Скворцова
О.В.Клюкина
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
4 сентября 2024 года.