Председательствующий: Васильева Т.А. |
Дело № 33а-5928/2020 № 2а-885/2020 55RS0007-01-2020-000812-55 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей Харламовой О.А., Усовой Е.И.,
при секретаре Даниловой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 декабря 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе Валл В.Н. на решение Центрального районного суда г. Омска от 31 июля 2020 г., которым постановлено:
«В удовлетворении требований Валл В. Н. к Администрации г. Омска о признании нормативного правового акта недействующим в части - отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Харламовой О.А., судебная коллегия
установила:
Валл В.Н. обратилась с административным иском о признании недействующим в части постановления Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области», указывая в обоснование, что с 20 марта 2017 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 330 кв. м., и жилого дома, расположенных по адресу: Омская область, г. Омск, <...> / <...>, <...>.
Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска 25 апреля 2017 г. Валл В.Н. выдан градостроительный план земельного участка, из которого стало известно, что через земельный участок с кадастровым номером <...> и расположенный на нем жилой дом проходит красная линия, определенная постановлением Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области».
Данным актом утвержден проект планировки территорий в границах: <...> – <...> – <...> – <...> – <...> – <...>.
Поскольку указанное постановление в части определения красной линии относительно земельного участка с кадастровым номером <...> не соответствует действующему градостроительному законодательству и документам территориального планирования, нарушает права и законные интересы административного истца, заявлены требования о признании постановления Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ г. Омск Омской области» недействующим в части установления прохождения красной линии через границы земельного участка с кадастровым номером <...>.
В судебном заседании представитель административного истца Семёнова Е.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации города Омска Бруева Е.А. высказала возражения относительно административного иска по доводам письменного отзыва.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Кажкаримова А.К., поддержала позицию административного ответчика.
Помощник прокурора г. Омска Кудрявцев Р.И. полагал заявленные административным истцом требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствие Валл В.Н.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Валл В.Н. просит об отмене решения суда, принятии нового, ссылаясь на нарушение оспариваемым актом прав собственника объектов недвижимости, ограничение прав на использование земельного участка по назначению, свободному распоряжению жилым домом, в том числе права на реконструкцию. Полагает, что при установлении красной линии не принято во внимание фактическое землепользование и существующая застройка, не соблюдены требования Градостроительного кодекса Российской Федерации об отнесении земельного участка к одной территориальной зоне, поскольку в настоявшее время земельный участок с кадастровым номером <...> разделен красной линией на территориальную зону Ж-4-1528 и ИТ-2. Кроме того, отсутствует обоснование размещения красной линии на территории, занятой объектами недвижимости.
Администрацией города Омска на апелляционную жалобу поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав представителя Валл В.Н. Семенову Е.Г., поддержавшую жалобу, представителей Администрации города Омска, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Рыжкова Н.Е. и Кажкаримову А.К., выразивших согласие с постановленным решением, заключение прокурора Алешиной О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Из материалов дела следует, что с <...> Валл В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 330 кв. м. и жилого дома с кадастровым номером <...>, площадью 71,1 кв. м., расположенных по адресу: Омская область, г. Омск, <...> <...> <...>, дом № <...>.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, градостроительного плана земельного участка № RU-55301000-0000000000016743, утвержденного распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 25 апреля 2017 г. № 1182, земельный участок с кадастровым номером <...> относится к территориальной зоне жилой застройки высокой этажности (Ж4-1528), имеет вид разрешенного использования: земли жилой застройки (индивидуальной).
Постановлением Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: улица Орджоникидзе – улица 24-я Северная – улица Челюскинцев – улица 2-я Восточная – улица 5-я Северная – улица 7-я Северная в Центральном административном округе г. Омска.
Данный проект планировки предусматривает прохождение красной линии по земельному участку с кадастровым номером <...>, принадлежащему Валл В.Н.
Полагая, что такое отражение красных линий делает невозможным использование земельного участка и реконструкцию жилого дома, Валл В.Н. обратилась с названным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проверив процедуру принятия, исходя из иерархии градостроительной документации, признал оспариваемое постановление по территориальному планированию соответствующему Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, действующему на момент рассмотрения спора, не усмотрев нарушений прав административного истца и иных лиц.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
Частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в)процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территорий общего пользования подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (красные линии).
В силу части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, в частности, если необходимы установление, изменение или отмена красных линий
Согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу частей 1, 5, 11, 13, 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Постановлением Администрации города Омска от 29 июля 2010 № 643-п «Об организации и проведении публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» публичные слушания по вопросу утверждения проектов планировки территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: <...> мемориального кладбища - граница полосы отвода железной дороги - <...> административном округе <...>; <...> - <...> - <...> административном круге <...>; <...> административном круге <...>; <...> административном округе города Омска, назначены на 02 сентября 2010 г. в здании Администрации Центрального административного округа г. Омска (г. Омск, улица Герцена, дом № 25).
В соответствии с протоколом публичных слушаний по вопросу утверждения документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, на публичных слушаниях возражений в части расположения спорного земельного участка в границах красных линий не поступило.
Заключением о результатах публичных слушаний по вопросу утверждения проектов планировки территории, расположенной в спорных границах, проводимых в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29 июля 2010 г. № 643-п, публичные слушания признаны состоявшимися.
18 ноября 2010 г. Администрацией города Омска принято постановление № 1109-п, которым утвержден проект планировки территории, расположенной в границах: <...> – <...> – <...> – <...> – <...> – <...> административном округе г. Омска.
Указанное постановление Администрации города Омска опубликовано в издании «Третья столица», № 49, 25 ноября 2010 г., размещено на официальном сайте Администрации города Омска в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», а также в справочно-информационных системах (включая графические приложения в цветном разрешении).
Исходя из изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, в надлежащем порядке и доведен до всеобщего сведения. По указанным обстоятельствам Валл В.Н. постановление Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п не оспаривает.
Оценивая доводы Валл В.Н. о нарушении ее прав пересечением принадлежащего ей земельного участка красной линией, коллегия приходит к следующему.
Генеральный план поселения является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пунктом 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт либо заявить о компенсации причиненного ему ущерба в результате таких действий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 242-О).
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
При этом следует отметить, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки и иными документами территориального планирования (часть 3 статьи 9, части 9, 10 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно действовавшему на момент рассмотрения административного дела Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденному решением Омского городского Совета от 25 июня 2007 г. № 43, земельный участок с кадастровым номером <...> отнесен к зоне жилой застройки.
В соответствии с Правилами спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны жилой застройки высокой этажности (Ж4-1528), для которой размещение улиц и дорог местного значения является основным видом разрешенного использования.
Оспариваемым проектом планировки территории установлена красная линия, проходящая через принадлежащий Валл В.Н. на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <...>.
Чертежом планировки территории, в границах: <...> административном округе г. Омска, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п, подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границах красных линий.
Схемой развития объектов транспортной инфраструктуры г. Омска (Схема размещения объектов транспорта местного значения) Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области земельный участок административного истца определяется в магистрали районного значения <...>.
Исходя из изложенного, проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, коллегия не усматривает противоречий. Разработка красных линий с их наложением на границы земельных участков, сама по себе не свидетельствует о незаконности их установления в оспариваемом проекте, поскольку не создает препятствий в их использовании, а предусматривает планируемые в будущем границы территорий общего пользования.
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит запрета на установление красных линий по территории, включающей в себя принадлежащие кому-либо на праве собственности земельные участки. Таким образом, утверждая проекты планировки территории, орган местного самоуправления действовал в соответствии с принципами законодательства о градостроительной деятельности.
По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов власти муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положений, ограничивающих право административного истца на использование земельного участка и реконструкцию жилого дома, оспариваемое постановление не содержит.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, о том, что постановление Администрации города Омска от 18 ноября 2010 г. № 1109-п «Об утверждении проектов планировки некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области» не противоречит нормам градостроительного, земельного и гражданского законодательства, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану городского округа город Омск Омской области, Правилам землепользования и застройки городского округа город Омск Омской области, являются обоснованными и правомерными.
Вопреки доводам жалобы глава 5 (Планировка территории) Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает обязательного учета фактического землепользования и существующей застройки при разработке и принятии проект планировки территории.
Доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером <...> разделен красной линией на две территориальные зоны Ж-4-1528 и ИТ-2, судебной коллегией отклоняются, поскольку в полном объеме соответствуют функционалу, установленному Генеральным планом муниципального образования. Кроме того, правомерность установления в отношении земельного участка с кадастровым номером <...> двух территориальных зон в рамках разрешения настоящего спора рассмотрению не подлежит, поскольку территориальные зоны установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. № 201.
Ссылка представителя Валл В.Н. в заседании суда апелляционной инстанции на утверждение 30 сентября 2020 г. Омским городским Советом решения № 255 «О внесение изменений в решение Омского городского Совета от 25 июня 2007 г. № 43 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области», правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку названный акт вступил в законную силу уже после принятия Центральным районным судом г. Омска решения по административному иску Валл В.Н.
В то же время коллегия отмечает, что Валл В.Н. не лишена возможности вновь обратиться за защитой нарушенного права в связи с внесением изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Нарушений нормы материального и процессуального права при проверке законности судебного акта не выявлено.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения требований Валл В.Н. коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 31 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Валл В.Н. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Судьи