Дело № 2-2225/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2020 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики под председательством судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой К. Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора гор. Новочебоксарск Чувашской Республики, действующего в интересах несовершеннолетнего Е.Р,С,, к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное) о признании незаконным решения и обязании назначить выплату,
установил:
Заместитель прокурора гор. Новочебоксарск Чувашской Республики, действуя в интересах несовершеннолетнего Елисейкина Р.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное) о признании незаконным решения № № от 09 июня 2020 года об отказе в удовлетворении заявления Балятина С. А. о предоставлении ежемесячной выплаты и об обязании назначить Балятину С. А. ежемесячную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Требования иска мотивированы тем, что по обращению в интересах малолетнего Е.Р,С,. прокуратурой гор. Новочебоксарск была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное) № № от 09 июня 2020 года отцу малолетнего Е.Р,С,., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Балятину С. А. было отказано в удовлетворении заявления о предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей». Данное решение ответчика полагает незаконным и нарушающим права несовершеннолетнего.
В судебном заседании помощник прокурора гор. Новочебоксарск Макеев П. И. требования иска поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам, вновь приведя их суду.
Истец Балятин С. А., уведомленный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам.
Представитель ответчика Тихонов А. В. в судебном заседании возражал против требований иска, указывая ни их необоснованность.
Третье лицо - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Чувашской Республике явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, был направлен письменный отзыв на иск, в котором указывается на необоснованность заявленных исковых требований.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, судом установлено, что 05 июня 2020 года Балятин С. А. обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное) о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего ребенка Е.Р,С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Также судом установлено, что 09 июня 2020 года Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное) вынесло решение № №, которым Балятину С. А. было отказано в удовлетворении его заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» на основании подпункта 1 пункта 13 Постановления Правительства РФ от 09 апреля 2020 года № 474.
О принятом решении ответчик уведомил Балятина С. А. путем направления в его адрес по почте Уведомления.
Основанием к отказу в предоставлении ежемесячной денежной выплаты явилось несоответствие заявителя Балятина С. А. требованиям, предусмотренным пунктами 2-3.1 Правил осуществления выплат, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2020 года № 474.
Выражая несогласие с принятым решением ответчика, истцовая сторона указывает на то, ответчик неверно трактовал нормы действующего законодательства, поскольку в п. 2 Указа Президента РФ от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что ежемесячные выплаты осуществляются на каждого ребенка в возрасте до трех лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
Так, пунктом 1 Указа Президента РФ от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» в его первоначальной редакции было постановлено произвести в апреле - июне 2020 г. ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 года.
В пункте 2 Указа в его первоначальной редакции было установлено, что ежемесячные выплаты осуществляются на каждого ребенка в возрасте до трех лет, имеющего гражданство Российской Федерации (п.п. а); ежемесячные выплаты не учитываются в составе доходов семей лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, при предоставлении этим лицам иных мер социальной поддержки (п.п. б).
Пунктом 3 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в том числе расходов на доставку ежемесячных выплат, а также определить порядок и условия осуществления указанных выплат.
Указом Президента РФ от 11 мая 2020 года № 317 были внесены изменения в Указ Президента РФ от 07 апреля 2020 года № 249, в соответствии с которыми пункт 1 изложен в следующей редакции:
«Произвести в апреле - июне 2020 года ежемесячные выплаты в размере 5000 рублей:
а) лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г.;
б) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок родился или которыми первый ребенок был усыновлен в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года».
В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 475 от 09 апреля 2020 года, которым были утверждены Правила осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал.
Согласно пункта 2 Правил, ежемесячная выплата в размере 5000 рублей осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 года, на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что ежемесячная выплата при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, осуществляется следующим категориям граждан (далее - заявители):
- лицам, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
- лицам, имевшим право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», полностью распорядившимся средствами материнского (семейного) капитала.
В последующем Правительством РФ дважды вносились изменения в вышеуказанные Правила.
Так, в соответствии с редакцией Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 № 652 изменено наименование Правил, а именно Правила осуществления выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей».
Пунктом 1 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 № 652 предусмотрено, что данные Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет (далее - единовременная выплата).
Пунктом 2 Правил в редакции Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 № 652 предусмотрено, что ежемесячная выплата в размере 5000 рублей осуществляется в апреле - июне 2020 г. лицам, проживающим на территории Российской Федерации и имеющим (имевшим) право на меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», при условии, что такое право возникло у них до 1 июля 2020 г., а также гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г., на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, имеющего гражданство Российской Федерации.
Пункт 3 был дополнен абзацем следующего содержания «гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, у которых первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г.».
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 11.05.2020 № 652 был введен пунктом 3(1), согласно которому единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июня 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.».
Указом Президента Российской Федерации № 412 от 23 июня 2020 года «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» постановлено, произвести в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей», единовременную выплату гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - граждане), в размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка.
Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2020 года № 919 утверждены изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ от 09 апреля 2020 года № 474.
В соответствии с указанными изменениями, Правила устанавливают порядок и условия осуществления ежемесячной выплаты семьям, имеющим право на материнский (семейный) капитал, а также семьям, в которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 г. по 1 января 2020 г. (далее - ежемесячная выплата), единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте от 3 до 16 лет и единовременной выплаты семьям с детьми в возрасте до 16 лет (далее - единовременная выплата) (п. 1 Правил в новой редакции).
Также Правила дополнены пунктом 3(2), согласно которому единовременная выплата в размере 10000 рублей осуществляется начиная с 1 июля 2020 г. гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, на каждого такого ребенка.
Согласно пункта 13 Правил, основаниями для полного или частичного (в случае, если в заявлении о предоставлении ежемесячной выплаты или в заявлении о предоставлении единовременной выплаты указаны сведения более чем об одном ребенке) отказа в удовлетворении соответствующего заявления являются:
- несоответствие требованиям, предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящих Правил (в первоначальной редакции) (пунктами 2- 3(1) пунктами 2 - 3(1) в редакции Постановления Правительства РФ от 11.05.2020 № 652, (пунктами 2 - 3(2) в редакци Постановления Правительства РФ от 25.06.2020 № 919);
- лишение (ограничение) заявителя родительских прав в отношении ребенка (детей);
- смерть ребенка (детей), в связи с рождением которого (которых) возникло право на ежемесячную выплату или единовременную выплату;
- представление недостоверных сведений.
Анализ вышеприведенных норм законодательства позволяет суду сделать вывод о том, что право на получение ежемесячных выплат в размере 5000 рублей в период с апреля по июнь 2020 года имеют не все лица, имеющие детей до 3 лет, а лишь:
- лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»,
- лица, имевшие право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с данным ФЗ № 256 и полностью распорядившиеся средствами материнского (семейного) капитала;
- лица, у которых первый ребенок рожден в период с 1 апреля 2017 года по 1 января 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 256, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 1 января 2020 года.
Право женщин, указанных в части 1 ст. 3 ФЗ № 256, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей (ч. 3 ст. 3).
В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет (ч. 4).
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи (ч. 5).
Исходя из положений ч. 7 ст. 3 ФЗ № 256, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) первого, второго, третьего ребенка или последующих детей, в связи с рождением (усыновлением) которых возникло указанное право, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
Из материалов дела следует, что малолетний Е.Р,С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является для Балятина С. А. первым ребенком, поскольку у истца кроме Е.Р,С,. также имеется еще двое детей. А именно Е.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Е.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается представленными в материалы дела копиями свидетельств о рождении.
Матерью несовершеннолетних Е.Р., Е.Ал. и Е.А. является Е.Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Также из материалов дела следует, что заочным решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 марта 2018 года Е.Е.Ю. была лишена родительских прав в отношении Е.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Е.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а заочным решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики 05 июля 2018 года Е.Е.Ю.. была лишена родительских прав в отношении Елисейкина Р.С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При этом из материалов дела следует, что мать несовершеннолетних Е.Р., Е.Ал. и Е.А. - Е.Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 19 августа 2013 года обратилась с заявлением в ГУ - УПФР в г. Новочебоксарск о выдаче государственного (семейного) капитала. Решением ответчика от 09.09.2013 года № 570 заявление Е.Е.Ю. было удовлетворено и 10 сентября 2013 года ей был выдан сертификат № на материнский (семейный) капитал на сумму 408 960 рублей.
28 августа 2014 года Е.Е.Ю.. обратилась с заявлением в ГУ - УПФР в г. Новочебоксарск о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. 22 сентября 2014 года ответчик решением № удовлетворил заявление Е.Е.Ю. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
30 сентября 2014 года ГУ - УПФР в г. Новочебоксарск по платежному документу № перечислило денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 429408 рубле 50 копеек на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту на приобретение жилья.
28 октября 2014 года прекращено право Е.Е.Ю.. на дополнительные меры государственной поддержки.
Таким образом, мать несовершеннолетних Елисейкина Е. Ю. полностью распорядилась средствами материнского (семейного) капитала почти за четыре года до лишения ее родительских прав в отношении детей, а потому к Балятину С. А., как к отцу детей, не могло перейти право на дополнительные меры государственной поддержки.
Таким образом, обстоятельства дела указывают на то, что Балятин С. А. в отношении ребенка Елисейкина Руслана Сергеевича не подпадает под категорию лиц, которые в соответствии с Указом Президента РФ от 7 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» имеют право на получение в апреле - июне 2020 года ежемесячной выплаты в размере 5000 рублей.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное) от 09 июня 2020 года №, которым Балятину С. А. было отказано в удовлетворении его заявления о предоставлении ежемесячной денежной выплаты в апреле-июне 2020 года в размере 5 000 рублей на сына Е.Р,С,.
В связи с чем, требования иска заместителя прокурора гор. Новочебоксарск в указанной части не подлежат удовлетворению.
Поскольку требования иска об обязании ответчика предоставить Балятину С. А. ежемесячную выплату является производным от требования о признании незаконным решения ответчика от 09 июня 2020 года, в удовлетворении которого судом отказано, то оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению Балятину С. А. ежемесячной выплаты в размере 5 000 рублей в период с апреля по июнь 2020 года суд также не усматривает.
Таким образом, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора гор. Новочебоксарск Чувашской Республики, действующего в интересах несовершеннолетнего Е.Р,С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предъявленных к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск (межрайонное), о признании незаконным решения № № от 09 июня 2020 года об отказе в удовлетворении заявления Балятина С. А. о предоставлении ежемесячной выплаты и об обязании назначить Балятину С. А. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 апреля 2020 года № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» ежемесячную выплату в размере 5 000 рублей за период с апреля по июнь 2020 года на несовершеннолетнего ребенка Е.Р,С,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья О. А. Петрухина
Мотивированное решение составлено 25 декабря 2020 года.