Решение по делу № 2-2/2022 (2-2/2021; 2-8/2020; 2-304/2019; 2-2073/2018;) от 30.11.2018

Дело № 2-2/2022

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2022 года               г. Бахчисарай

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Скисова А.Е.,

при секретаре Османовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Бахчисарай гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз», третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым об установлении платы за пользование земельным участком обремененным сервитутом, обязательстве заключить соглашение о плате за публичный сервитут и обязательстве осуществить выплату за пользование земельным участком,-

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ГУП РК «Черноморнефтегаз», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым об установлении платы за пользование частями земельных участков с кадастровыми номерами , расположенными по адресу: <адрес>, обремененными сервитутом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязательстве заключить соглашение о плате за публичный сервитут и обязательстве осуществить выплату за пользование частью земельного участка с кадастровым номером , в размере 847 189 рублей 52 копейки, и частью земельного участка с кадастровым номером , в размере 1 819 342 рубля 30 копеек.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, категории земель: сельскохозяйственное назначение, кадастровые номера: , площадью 5 696 кв.м., и , площадью 7 506 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 24.12.2015 года №970 «Об установлении публичного сервитута» в соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 15.09.2014 года №74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» установлен публичный сервитут сроком до 01.01.2017 года в границах зоны с особыми условиями использования территории - зоны публичного сервитута объекта «Магистральный газопровод Керчь - Симферополь - Севастополь с отводами к Симферопольской ПТУ - ТЭС и Севастопольской ПТУ - ТЭС» для строительства линейной части магистрального газопровода и подводящих инженерных коммуникаций на территории Ленинского, Кировского, Советского, Белогорского, Красногвардейского, Симферопольского, Бахчисарайского районов и городского округа Феодосии Республики Крым, общей площадью 1736,3776 га.

Согласно п. 2 Приказа МИЗО №970 обладателем публичного сервитута определено ООО «Стройгазмонтаж».

Пунктом 4 Приказа МИЗО №970 на ООО «Стройгазмонтаж» возложена обязанность по заключению с правообладателями обслуживающих земельных участков соглашений о плате за публичный сервитут.

Приказом МИЗО от 28.12.2016 года №1350 «О внесении изменений в приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, от 24 декабря 2015 года №970» внесены некоторые изменения в части названия объекта, срока на который установлен сервитут и общей площади установленного сервитута. Так, публичный сервитут установлен «сроком до 01.01.2018 в границах зоны с особыми условиями использования территории - охранной зоны объекта «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым» для размещения линейной части магистрального газопровода и подводящих инженерных коммуникаций на территории Ленинского, Кировского, Советского, Белогорского, Красногвардейского, Симферопольского, Бахчисарайского районов и городского округа Феодосии Республики Крым общей площадью 16 985 187 кв.м.

Согласно данным Выписок из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ на часть земельного участка с кадастровым номером: , площадью 1 569 кв.м., и на часть земельного участка с кадастровым номером: , площадью 4 129 кв.м., установлены ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 90.00.2.2, Карта (план) зоны с особыми условиями использования территории от ДД.ММ.ГГГГ (публичный сервитут, 90.00.2.2, Приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ).

Установление публичного сервитута на принадлежащих истцу на праве собственности земельных участках, с кадастровыми номерами: , привело к невозможности использования их части, площадью 1 569 кв.м. и 4 129 кв.м., соответственно, в соответствии с видом разрешенного использования, в связи с размещением на них постоянной подъездной автомобильной дороги и линии электропередач.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Российская оценка» по заказу ООО «Стройгазмонтаж» подготовлены отчет и отчет об оценке рыночной стоимости права пользования частью земельного участка на условиях публичного сервитута в связи со строительством объекта «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым».

Руководствуясь Федеральной целевой программой «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 года №790, Законом Республики Крым от 15.09.2014 года №74-ЗРК, приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 24.12.2015 года №970 «Об установлении публичного сервитута», на основании отчета , об оценке рыночной стоимости права пользования частью земельного участка на условиях публичного сервитута в связи со строительством объекта «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым», 07.11.2017 года между истцом, как правообладателем земельного участка, с кадастровым номером , и ООО «Стройгазмонтаж», как пользователем и плательщиком (обладателем публичного сервитута) заключено Соглашение (публичный сервитут) №С1817, и на основании отчета об оценке рыночной стоимости трава пользования частью земельного участка на условиях публичного сервитута в связи со строительством объекта «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым», 07.11.2017 года между истцом, как правообладателем земельного участка, с кадастровым номером , и ООО «Стройгазмонтаж», как пользователем и плательщиком (обладателем публичного сервитута) заключено Соглашение (публичный сервитут) №С0818.

В соответствии с условиями вышеуказанных соглашений, истец предоставил ООО «Стройгазмонтаж» право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 197 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, площадь обременения (сервитута) – 2 197 кв.м., и право ограниченного пользования частью земельного участка с кадастровым номером , площадью – 4 212 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, площадь обременения (сервитута) – 4 212 кв.м.

Приказом МИЗО от 29.12.2017 года №1967 «О внесении изменений в приказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 24.12.2015 года №970», изданного, в том числе, на основании заявления ГУП РК «Черноморнефтегаз», внесены изменения в части обладателя публичного сервитута и срока на который он установлен. Так, обладателем публичного сервитута сроком на 49 лет определено ГУП РК «Черноморнефтегаз». Этим же приказом на ГУП РК «Черноморнефтегаз» возложена обязанность по заключению соглашений о плате за публичный сервитут с правообладателями обслуживающих земельных участков.

В связи с завершением строительства магистрального газопровода «Краснодарский край - Крым», 15.11.2017 года зарегистрировано право собственности Республики Крым и право хозяйственно ведения ГУП РК «Черноморнефтегаз» на указанный объект.

В нарушение требований ст.ст. 23, 39.37, 39.46, 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации и конституционных прав истца, с 29.12.2017 года и до настоящего времени со стороны ГУП РК «Черноморнефтегаз» не предприняты меры по заключению соглашения об осуществлении публичного сервитута.

Проекты соглашений об осуществлении публичного сервитута истцу, как собственнику земельных участков с кадастровыми номерами: 90:01:120501:172 и 90:01:120501:174, не направлялись.

года ЗАО «Российская оценка» по заказу истца подготовлены Отчет и Отчет , об оценке рыночной стоимости права пользования частью земельного участка на условиях публичного сервитута для размещения объекта «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым».

Истец, как собственник земельных участков, права которого нарушены, неоднократно обращался к ГУП РК «Черноморнефтегаз» с требованием о заключении соглашений об осуществлении публичного сервитута (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

На все обращения истца получены ответы от ГУП РК «Черноморнефтегаз» с отказом от заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута.

В своих ответах ГУП РК «Черноморнефтегаз» пренебрегая конституционными правами истца, как собственника земельных участков, и требованиями Земельного кодекса Российской Федерации в качестве основания отказа от заключения соглашения ссылается на п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, мотивируя отказ тем, что магистральный газопровод находится на праве хозяйственного ведения, в связи, с чем предприятие освобождено от оформления прав на земельные участки, на которых размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, а также тем, что в случае, если на земельном
участке расположены площадные (наземные) элементы подземного газопровода, земельные участки под такими объектами подлежат изъятию для
государственных нужд с дальнейшим переводом в категорию промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и т.д. и
установлением вида разрешенного использования - трубопроводный транспорт.

Истец считает вышеизложенные доводы ГУП РК «Черноморнефтегаз» необоснованными и противоречащими нормам Закона Республики Крым от 15.09.2014 года №74-ЗРК «О размещении инженерных сооружений» и Земельного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании истец ФИО1 измененные исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить, а также пояснил, что эти земельные участки находились у него в аренде на 49 лет с 2007 года, и в то время заключать договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения было невозможно. Когда он покупал земельные участки, никакие работы на них не проводились. Дорога должна была проходить за пределами его участков, а затем в проект были внесены изменения, и эта дорога прошла по ним.

Представители ответчика ГУП РК «Черноморнефтегаз» – ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения исковых требований, на основании своих письменных возражений, поскольку истец злоупотребляет своим правом, так как, приобретая в 2016 году данные земельные участки, он знал о проводимых работах. Земельные участки по целевому назначению не использовались. Кроме того, истцом не доказано наличие препятствий в использовании земельных участков. Публичный сервитут был установлен, в том числе и в интересах истца для обеспечения его потребностей в газе.

Представители третьих лиц Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.

Ранее представителем Совета министров Республики Крым в суд были направлены письменные возражения на иск.

Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: , площадью 5 696 кв.м., и , площадью 7 506 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с ФИО5 (т.1, л.д.12-52, т.2, л.д.70-71, 103-104).

С 2007 года вышеуказанные земельные участки, находились в аренде у ФИО1 на основании договора аренды земельного участка заключенного с ФИО5, зарегистрированного в Бахчисарайском отделе Крымского регионального филиала Государственного предприятия «Центр Государственного земельного кадастра» при Госкомземе Украины ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора аренды и Государственного акта о праве собственности на земельный участок серии ЯД , земельные участки свободны от строений и сооружений. Каких-либо ограничений права пользования государственный акт не содержит (т.2, л.д.1-20).

В соответствии со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: , зарегистрировано ограничение прав на часть этого земельного участка площадью 1 569 кв.м., предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Охранная зона объекта: «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым», а также 628 кв.м., в связи с размещением узла коммерческого замера газа и узла редуцирования, на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями согласно приказов от ДД.ММ.ГГГГ , и от ДД.ММ.ГГГГ , сроком на 49 лет (т.1, л.д. 14-35, 71-77).

В соответствии со сведениями ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: , зарегистрировано ограничение прав на часть этого земельного участка площадью 4 129 кв.м., предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации. Охранная зона объекта: «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым», а также 83 кв.м., в связи с размещением узла коммерческого замера газа и узла редуцирования, на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , с изменениями согласно приказов от ДД.ММ.ГГГГ , и от ДД.ММ.ГГГГ , сроком на 49 лет (т.1, л.д. 36-52, 71-77).

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращался к ГУП РК «Черноморнефтегаз» с требованием о заключении соглашений об осуществлении публичного сервитута.

На обращения истца получены ответы ГУП РК «Черноморнефтегаз» об отказе в заключение соглашений об осуществлении публичного сервитута, поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено заключение платных соглашений за нахождение под земельным участком истца линейного объекта трубопроводного транспорта, и наличие подземной коммуникации на земельном участке не препятствует его использованию (т.1, л.д. 53-66).

Согласно ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1, согласно п. 2 приказа Минимущества от ДД.ММ.ГГГГ на ГУП РК «Черноморнефтегаз» возложена обязанность по обеспечению заключения соглашений о плате за публичный сервитут с правообладателями обслуживающих земельных участков, и рекомендовано обратиться в ГУП РК «Черноморнефтегаз», а в случае несогласия с размером платы требовать его установления в судебном порядке (т.1, л.д.67-70).

Стороной ответчика не оспаривалось, что по земельным участкам с кадастровыми номерами: , проходит подъездная автомобильная дорога к узлу приема внутритрубного устройства и площадке узла измерения расхода газа, а также питающая ВЛЗ-10 кВ к площадкам ВТУ и УИРГ, которые являются неотъемлемыми частями объекта: «Магистральный газопровод Краснодарский край - Крым».

В границах земельного участка с кадастровым номером: , расположена одна опора питающей ВЛЗ-10 кВ к УИРГ г.Симферополь, а также подъездная автомобильная дорога к ВТУ и УИРГ.

В границах земельного участка с кадастровым номером: , расположены две опоры питающей ВЛЗ-10 кВ к УИРГ г.Симферополь, а также подъездная автомобильная дорога к ВТУ и УИРГ.

Объекты предприятия, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами: , фактически используются в хозяйственной деятельности, с момента ввода объекта в эксплуатацию, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ -а-пр (т.4, л.д.158-196).

Согласно заключения комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы № РЭ-2/СМ от ДД.ММ.ГГГГ, площадь обременения земельного участка с кадастровым номером , в связи с установлением публичного сервитута, составляет в совокупности 4 212 кв.м. Из этой площади 4 129 кв.м. - публичный сервитут и охранная зона непосредственно магистрального газопровода Краснодарский край-Крым («трубы»), а 83 кв.м. - публичный сервитут и охранная зона узла коммерческого замера газа и узла редуцирования.

Площадь обременения земельного участка с кадастровым номером , в связи с установлением публичного сервитута, составляет в совокупности 2 197 кв.м. Из этой площади 1 569 кв.м. - публичный сервитут и охранная зона непосредственно магистрального газопровода Краснодарский край-Крым («трубы»), а 628 кв.м. - публичный сервитут и охранная зона узла коммерческого замера газа и узла редуцирования.

Рыночная стоимость права пользования частью земельного участка с кадастровым номером , на условиях публичного сервитута в год составляет, с учетом округления, 17 925 рублей.

Рыночная стоимость права пользования частью земельного участка с кадастровым номером , на условиях публичного сервитута в год составляет, с учетом округления, 38 494 рубля.

Установление публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером , создает препятствия для использования этой части размером 2 197 кв.м., в соответствии с таким видом разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование, в том смысле, что предусматривает обязательное получение разрешения для деятельности в рамках кодов 1.3, 1.5, 1.7, 1.8-1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.17, 1.18 и 1.20, а также предположительно 1.2 и и 1.4, из существующих двадцати кодов согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Имеются основания полагать, что деятельность согласно коду 1.1 также предполагает в определенных случаях обязательное получение разрешения, так как содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1 - 1.6. Отсутствуют какие-либо препятствия для использования земельного участка только в соответствии с кодом 1.19 «сенокошение» в той части, в границах которой отсутствуют объекты искусственного происхождения.

Вместе с этим, часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 376 кв.м., вообще не может быть использована собственником по целевому назначению, так как в её границах расположены дорога (328 кв.м) и бетонный водоотводный лоток (48 кв.м).

Установление публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым номером , создает препятствия для использования этой части размером 4 212 кв.м., в соответствии с таким видом разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование, в том смысле, что предусматривает обязательное получение разрешения для деятельности в рамках кодов 1.3, 1.5, 1.7, 1.8-1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.17, 1.18 и 1.20, а также предположительно 1.2 и и 1.4, из существующих двадцати кодов согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков. Имеются основания полагать, что деятельность согласно коду 1.1 также предполагает в определенных случаях обязательное получение разрешения, так как содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1 - 1.6. Отсутствуют какие-либо препятствия для использования земельного участка только в соответствии с кодом 1.19 «сенокошение» в той части, в границах которой отсутствуют объекты искусственного происхождения.

Вместе с этим, часть земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 014 кв.м., вообще не может быть использована собственником по целевому назначению, так как в её границах расположены дорога (849 кв.м) и бетонный водоотводный лоток (165 кв.м).

По месту расположения земельного участка с кадастровым номером , эксперт выявил:

две металлические опоры линии электропередач на трубах диаметром ок. 30 см.;

дорогу, отсыпанную крупным щебнем (фракции от 5 см.), ширина которой колеблется от 6 до 7,5 м.; площадь части участка, в границах которой расположена дорога: 849 кв.м.;

вспомогательное инженерное сооружение - бетонный водоотводный лоток, расположенный между опорами линии электропередач и грунтовой дорогой, ширина: 1,5 м., площадь части участка, в границах которой расположен водоотводный лоток: 165 кв.м.

По месту расположения земельного участка с кадастровым номером , эксперт выявил:

одну металлическую опору линии электропередач на трубах диаметром ок. 30 см.;

дорогу, отсыпанную крупным щебнем (фракции от 5 см.), ширина которой колеблется от 6 до 7,5 м.; площадь части участка, в границах которой расположена дорога: 328 кв.м.;

вспомогательное инженерное сооружение - бетонный водоотводный лоток, расположенный между опорами линии электропередач и грунтовой дорогой, ширина: 1,5 м., площадь части участка, в границах которой расположен водоотводный лоток: 48 кв.м. (т.4, л.д.2-136).

Суд принимает данное заключение судебной экспертизы, поскольку эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, экспертом учтены все обстоятельства по делу, заключение надлежащим образом мотивировано, обоснованно, каких-либо противоречий не содержит, в связи, с чем, данное заключение является допустимым доказательством по делу.

Предоставленную представителями ответчика рецензию на вышеуказанную экспертизу, суд не принимает во внимание, поскольку данная рецензия в целом не опровергает выводов экспертов, а также рецензент не предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно ст. 28 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Крым «О размещении инженерных сооружений» инженерные сооружения размещаются на земельных участках (землях) вне зависимости от прав на них на условиях публичных сервитутов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом. Лицо, приобретающее право на ограниченное пользование земельным участком в соответствии с публичным сервитутом, именуется в настоящем Законе как обладатель сервитута.

В силу ст. 4 Закона Республики Крым «О размещении инженерных сооружений» Публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым

Согласно ст. 5 Закона Республики Крым «О размещении инженерных сооружений» обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора соответствующего земельного участка (далее - обслуживающего земельного участка) прав владения, пользования и распоряжения таким земельным участком или его частью. Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для земельного участка.

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 5 ст. 8 Закона Республики Крым «О размещении инженерных сооружений» размер платы за публичный сервитут, а также порядок и срок ее внесения определяются соглашением, заключаемым обладателем сервитута с правообладателем обслуживающего земельного участка: собственником или лицом, которому такой земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, либо арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Правообладатель обслуживающего земельного участка вправе заключить соглашение о плате за публичный сервитут в течение всего его срока действия, а в случае несогласия с размером платы за публичный сервитут - вправе требовать его установления в судебном порядке.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, правообладатели обслуживающего земельного участка вправе требовать от обладателя сервитута соразмерную плату за его установление, которая, однако, не может превышать уменьшения рыночной стоимости земельного участка в связи с его обременением публичным сервитутом. В случаях если необходимо использование части земельного участка, такая плата устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка.

Согласно ч.ч. 12, 13, 14 ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации, правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

В силу ч.ч. 1, 2, 3 ст. 39.46 Земельного кодекса Российской Федерации обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей.

Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута.

В соответствии с пп. "е" п. 3 и п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878, "охранная зона газораспределительной сети" - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил: а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; з) копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра.

При таких обстоятельствах, учитывая положения п. 1 ст. 39.46 ЗК РФ обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за него, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

В приведенной норме закона нет имеющегося в п. 13 ст. 23 ЗК РФ требования о том, что затруднение в использовании служащего земельного участка для получения платы за публичный сервитут должно быть существенным.

Вместе с тем, как установлено судом, ввиду установления публичного сервитута у истца имеются существенные затруднения в использовании частей земельных участков, а кроме того часть земельных участков вообще не может быть использована по целевому назначению, поскольку на них расположены объекты ответчика, которые являются неотъемлемыми частями газопровода.

Суд также учитывает общую площадь земельных участков, находящихся в собственности истца, площадь обременения, расположение публичного сервитута, который расположен фактически посередине земельных участков истца, что лишает истца возможности использования значительной части своего имущества по назначению.

Доводы стороны ответчика о том, что истец земельными участками не пользовался, не обрабатывал, правового значения для разрешения спора не имеют.

Доводы представителей ответчика о том, что на момент приобретения земельных участков истцу было достоверно известно о строительстве газопровода и проводимых работах на его земельных участках, что следует из акта освидетельствования скрытых работ от ДД.ММ.ГГГГ (т.4, л.д.172-173), суд не принимает во внимание, так как согласно данного акта невозможно установить, где и на каких земельных участках проводились данные работы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца об установлении платы за пользование частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 569 кв.м., и частью земельного участка с кадастровым номером , площадью 4 129 кв.м. (в пределах заявленных исковых требований), обремененными публичным сервитутом, установленным на 49 лет, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязательстве осуществить такую выплату в виде единовременного платежа, что предусмотрено законом, подлежат удовлетворению.

Требования истца об обязательстве ответчика заключить соглашение о плате за публичный сервитут, с учетом установления платы за пользование земельными участками единовременным платежом за весь срок обременения, суд находит несостоятельными.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах, поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 21 533 рубля, а также расходы на проведение оценки при подаче иска в размере 50 000 рублей и расходы на проведение АНО «Центр независимых судебных экспертиз «Судэкспертиза» комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы в размере 65 000 рублей.

Кроме того, с ответчика в пользу ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д.Сперанского» подлежат взысканию расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в размере 39 000 рублей, обязанность по оплате которой была возложена на истца, однако до настоящего времени не оплачена.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.

Установить плату за пользование частью земельного участка площадью 1569 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на условиях публичного сервитута за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 847 189 (восемьсот сорок семь тысяч сто восемьдесят девять) рублей 52 копейки.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» осуществить единовременную выплату в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, за пользование частью земельного участка площадью 1569 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере 847 189 (восемьсот сорок семь тысяч сто восемьдесят девять) рублей 52 копейки.

Установить плату за пользование частью земельного участка площадью 4129 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на условиях публичного сервитута за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 819 342 (один миллион восемьсот девятнадцать тысяч триста сорок два) рубля 30 копеек.

Обязать Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» осуществить единовременную выплату в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, за пользование частью земельного участка площадью 4129 кв.м., с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 819 342 (один миллион восемьсот девятнадцать тысяч триста сорок два) рубля 30 копеек.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» в пользу ФИО1 расходы на оплату государственной пошлины при подаче иска в размере 21 533 (двадцать одна тысяча пятьсот тридцать три) рубля.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» в пользу ФИО1 расходы на оплату проведения оценки при подаче иска в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей и расходы на проведение АНО «Центр независимых судебных экспертиз «Судэкспертиза» комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы в размере 65 000 (шестьдесят пять тысяч) рублей.

Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» в пользу ООО «Центр судебных экспертиз им. Б.Д.Сперанского» расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в размере 39 000 (тридцать девять тысяч) рублей.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 05.04.2022 года.

Председательствующий: А.Е.Скисов

2-2/2022 (2-2/2021; 2-8/2020; 2-304/2019; 2-2073/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шеремета Вячеслав Михайлович
Ответчики
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Черноморнефтегаз"
Другие
Совет Министров Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Суд
Бахчисарайский районный суд Республики Крым
Судья
Скисов Александр Евгеньевич
Дело на странице суда
bahchisarai.krm.sudrf.ru
30.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2018Передача материалов судье
03.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2018Подготовка дела (собеседование)
27.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2019Судебное заседание
14.02.2019Судебное заседание
16.06.2020Производство по делу возобновлено
16.06.2020Судебное заседание
27.05.2021Производство по делу возобновлено
27.05.2021Судебное заседание
18.06.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
28.06.2021Судебное заседание
30.11.2021Производство по делу возобновлено
30.11.2021Судебное заседание
13.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Дело оформлено
03.10.2022Дело передано в архив
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее