копия
Дело № 2-2466/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 апреля 2024 года г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:
председательствующего судьи Н.Н. Михлик
при секретаре В.И Безруковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Феоктистова О.А. к Министерству социального развития Смоленской области о признании незаконным отказа в единовременной выплате,
УСТАНОВИЛ:
Феоктистов О.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Смоленской области, в котором просит признать незаконным отказ Министерства социального развития Смоленской области в назначении единовременной денежной выплаты в размере 700 000 руб., согласно пп. 2 п. 4 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии РФ и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 13.04.2022 № 237, обязать ответчика осуществить денежную выплату в размере 700 000 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что, находясь в зоне проведения специальной военной операции (СВО) в качестве добровольного участия, во время участия в боевых действиях, ДД.ММ.ГГГГ получил увечья (военные травмы). В связи с полученными травмами ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в отдел социальной защиты населения Заднепровского района г. Смоленска Министерства социальной защиты населения Смоленской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты. Однако в данной выплате ему было отказано со ссылкой на тот факт, что данная единовременная выплата не предоставляется добровольцам. Аналогичный ответ на обращение истца получен из Министерства социального развития Смоленской области. Полагает такой отказ в предоставлении единовременной денежной выплаты незаконным, поскольку как доброволец приравнен в своих правах к военнослужащим, имеет право на соответствующие меры социальной поддержки.
В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Министерства социального развития Смоленской области ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, сводящимся к тому, что круг субъектов, имеющих право претендовать на спорную единовременную денежную выплату, ограничен и не распространяется на граждан Российской Федерации, пребывающих в добровольческих формированиях. Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывающих в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, утвержден постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обороне". В частности, статья 1 дополнена пунктом 8.1, согласно которому для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 22.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" граждане РФ, пребывающие в добровольческих формированиях, имеют статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности), устанавливаемый федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется статус военнослужащих.
При этом в силу п. 8.1 ст. 11 Федерального закона "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ, в период мобилизации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 22.1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации.
В пунктах 2 - 10, 15, 16 и 26 Порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, утвержденного приказом Министром обороны Российской Федерации от 15.02.2023 № 67, установлено, что с кандидатом, признанным комиссией военного комиссариата соответствующим требованиям, и представителем Министерства обороны Российской Федерации заключается контракт о пребывании в добровольческом формировании. Гражданину, заключившему контракт, военным комиссаром выдается соответствующее удостоверение и предписание, в котором указывается дата прибытия в воинскую часть, выполняющую мероприятия по формированию добровольческих формирований (воинская часть-формирователь), где он зачисляется в добровольческое формирование, обеспечивается вещевым имуществом, становится на продовольственное обеспечение, зачисляется на денежное содержание, за ним закрепляются стрелковое оружие и материально-технические средства.
Гражданин, пребывающий в добровольческом формировании, находящийся на лечении в военно-медицинской организации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в результате выполнения задач по предназначению, возложенных на добровольческое формирование, направляется на освидетельствование военно-врачебной комиссией в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 (далее - Положение), для определения его соответствия требованиям к состоянию здоровья граждан, пребывающих в добровольческих формированиях.
В подпункте "а" п. 94 Положения установлены основания, при наличии которых военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья (ранения, травмы, контузии). Эти основания дифференцированы с учетом особых условий, событий и обстоятельств, когда было получено увечье или заболевание.
Заключение о причинной связи увечья, заболевания военно-врачебная комиссия выносит, в том числе на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (пункт 96 Положения), порядок выдачи которой регламентирован приказом Минобороны России от 20.10.2014 № 765 "Об утверждении порядка выдачи справки о травме в Вооруженных Силах Российской Федерации, формы справки и правил ее заполнения".
Пунктом 154 (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2023 № 157) Положения определено, что военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании документов, подтверждающих период (периоды) исполнения гражданином обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, документов, отражающих обстоятельства получения им увечий, заболеваний, выданных командиром воинской части, в которой этот гражданин исполняет (исполнял) обязанности по контракту о пребывании в добровольческом формировании, медицинских и иных документов, содержащих сведения об указанных обстоятельствах.
Постановлением Администрации Смоленской области от 13.04.2022 № 237 "О дополнительной мере социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей" установлена дополнительная мера социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей в виде единовременной денежной выплаты, финансирование расходов на предоставление которой, является расходным обязательством Смоленской области. Этим же постановлением утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей (далее - Порядок).
Согласно подпункту 1 пункта 2 Порядка право на единовременную денежную выплату имеют лица, постоянно проживающие на территории Смоленской области, проходящие военную службу в воинских частях и службу в территориальном органе Росгвардии, принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Херсонской области, Запорожской области, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины (далее - специальная военная операция). Постоянное место проживания на территории Смоленской области подтверждается регистрацией по месту жительства (месту пребывания).
Единовременная денежная выплата предоставляется в размере 700 000 руб. военнослужащим, сотрудникам Росгвардии, получившим в ходе проведения специальной военной операции в период с 24 февраля 2022 года тяжелое увечье (увечья) (ранение (ранения), травму (травмы), контузию), предусмотренное (предусмотренные) разделом I перечня увечий (ранений, травм, контузий), и повлекшее (повлекшие) временную или стойкую утрату трудоспособности;- подпункт 2 пункта 4 Порядка.
Как следует из материалов дела, Феоктистов О.А. проходил военную службу в в/ч № с ДД.ММ.ГГГГ и являлся участником СВО на территории Донецкой Народной республики, Луганской Народной Республики и Украины, зачислен в списки личного состава в звании сержанта, командиром отделения №» на основании контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается выпиской из приказа командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ приступил к выполнению задач СВО на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также <адрес> и <адрес>.
29.12.2023 Феоктистов О.А. освобожден от занимаемой должности в связи с истечением срока контракта согласно приказа командира в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из справки ВПГ № военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Феоктистов О.А. в период пребывания добровольцем № в войсковой части №, относящейся к Министерству обороны РФ, ДД.ММ.ГГГГ получил тяжелое ранение: сочетанное множественное огнестрельное осколочное ранение нижних, верхних конечностей; огнестрельное осколочное слепое проникающее ранение левого коленного сустава, множественные огнестрельные осколочные слепые, касательные ранения мягких тканей верхних, нижних конечностей, в связи с чем проходил лечение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во втором хирургическом отделении.
Согласно выписного эпикриза № от ДД.ММ.ГГГГ № военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ (<адрес>) увечье Феоктистова О.А. является тяжелым.
15.01.2024 Феоктистов О.А. обратился в отдел социальной защиты населения Заднепровского района г. Смоленска Министерства социального развития о предоставлении единовременной денежной выплаты, установленной постановлением Администрации Смоленской области от 13.04.2022 №.
ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) отделом социальной защиты населения Заднепровского района г. Смоленска истцу было отказано в назначении единовременной денежной выплате ввиду прохождения военной службы в составе добровольческих формирований.
Решением Министерства социального развития Смоленской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в виде денежной выплаты, поскольку у истца отсутствуют правовые основания для ее получения. Основанием для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты послужило положение п. 14 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходивших службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей». Тем самым, Феоктистов О.А. не имеет права на получение спорной выплаты, поскольку не обладает статусом военнослужащего.
Указанные обстоятельство подтверждены материалами дела.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред., действующей на момент возникновения спорных правоотношений) социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, предоставляются гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - граждане, пребывающие в добровольческих формированиях), и членам их семей в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 в Российской Федерации с этой даты объявлена частичная мобилизация, период которой не окончен.
Довод ответчика о том, что постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № установлена дополнительная мера социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывавших в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в виде единовременной денежной выплаты в размере 100 000 руб., признается судом необоснованным, поскольку данная мера социальной поддержки не имеет дифференциации в случае получения гражданами ранения (контузии, травма, увечья) в ходе проведения специальной военной операции, что наличествует в рассматриваемом споре, что не согласуется с принципами справедливости и равенства при реализации соответствующих прав граждан.
Как было указано выше, спорная единовременная денежная выплата предоставляется в размере 700 000 руб. военнослужащим, сотрудникам Росгвардии, получившим в ходе проведения специальной военной операции в период с 24 февраля 2022 года тяжелое увечье (увечья) (ранение (ранения), травму (травмы), контузию), предусмотренное (предусмотренные) разделом I перечня увечий (ранений, травм, контузий), и повлекшее (повлекшие) временную или стойкую утрату трудоспособности согласно пп. 2 п. 4 Порядка.
С учетом вышеуказанных законоположений, принимая во внимание, что Феоктистовы О.А. заключался контракт о пребывании в добровольческом формировании с Министерством обороны Российской Федерации, командованием воинской части ему оформлялись документы, подтверждающие исполнение обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании в установленном законом порядке, участии в боевых действиях, выполнении соответствующих задач, поскольку в период прохождения военной службы истец получил ранения, не предусмотренные Перечнем увечий (ранений, травм, контузий), суд приходит к выводу, что схожесть статуса граждан, поступивших в добровольческие формирования, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общность выполняемых задач, а также характер правоотношений, возникающих в связи с участием в добровольческих формированиях, позволяют распространить на них статус военнослужащих для целей, связанных с реализацией социальных гарантий, установленных для данной категории граждан Администрацией Смоленской области.
Таким образом, отказ Министерства социального развития Смоленской области в назначении истцу спорной единовременной денежной выплаты нельзя признать обоснованным.
Суд признает за Феоктистовым О.А., постоянно проживающим на территории Смоленской области, право на назначение единовременной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О дополнительной мере социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей", в размере 700 000 руб. и возлагает обязанность на Министерство социального развития Смоленской области осуществить данную выплату Феоктистову О.А.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Феоктистова О.А. к Министерству социального развития Смоленской области – удовлетворить.
Признать за Феоктистовым О.А. (паспорт №) право на назначение единовременной денежной выплаты, предусмотренной подпунктом 2 пункта 4 постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О дополнительной мере социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей".
Возложить обязанность на Министерство социального развития Смоленской области (ИНН: №) осуществить единовременную денежную выплату, предусмотренную подпунктом 2 пункта 4 постановления Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № "О дополнительной мере социальной поддержки военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и членов их семей", Феоктистову О.А. в размере 700 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Н. Михлик
Мотивированный текст решения изготовлен 12.04.2024
<данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>