Дело № 2а-276/2020 года
Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
30 июня 2020 года с. Сюмси
Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики
под председательством судьи Н.В. Байгозина,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц к неустановленному ответчику о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Сюмсинского района Удмуртской Республики в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://syiktyivkar.15dney.com/ противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации. На указанном сайте размещены предложения о приобретении дистанционным способом документов об образовании: дипломов о высшем и среднем образовании. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Установить собственника сайта для привлечения его к участию в рассмотрении дела в качестве административного ответчика не представляется возможным.
Таким образом, сведения, размещенные на страницах указанного сайта, направлены на неограниченный круг лиц, в том числе не достигших совершеннолетия, и вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения документов об образовании, не указывая на противоправность действий, в обход установленным законодательством требованиям.
Руководствуясь ч.1 ст. 39, 265.1, 265.2, 291 КАС РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит:
признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://syiktyivkar.15dney.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;
копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сайта с доменным именем https://syiktyivkar.15dney.com/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и не просил рассмотреть дело без его участия, просил рассмотреть данное административное дело в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик по делу не установлен.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия и не возражал против рассмотрения дела в упрощенном производстве.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 291, ч. 7 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке упрощённого (письменного) производства.
Из исследованных материалов дела установлено следующее.
Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Согласно ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании. Так, получение основного общего образования подтверждается аттестатом об основном общем образовании, среднего общего образования – аттестатом о среднем общем образовании.
В силу ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и квалификации, подтверждающий получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: среднее профессиональное образование, подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании; высшее образование – бакалавриат, подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование – специалитет, подтверждается дипломом специалиста; высшее образование – магистратура, подтверждается дипломом магистра и т.д.
В статье 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ указано, что документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативно-правовыми актами, и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При этом, в силу ч. 16 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
За подделку, изготовление или сбыт поддельных документов установлена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На выявленном сайте размещена информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за плату документы об образовании.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на данном сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости покупки и использования документов об образовании, не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов об образовании противоречит требованиям законодательства об образовании, нарушает права несовершеннолетних на получение образования.
Учитывая, что приобретение за плату документов об образовании может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228.
Согласно ч. 1,2 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации. Конструкция средств измерений должна обеспечивать ограничение доступа к определенным частям средств измерений (включая программное обеспечение) в целях предотвращения несанкционированных настройки и вмешательства, которые могут привести к искажениям результатов измерений.
На момент рассмотрения дела, по сведениям Роскомнадзора, сайт с доменным именем https://syiktyivkar.15dney.com/ в реестре не значится.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27; п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 и ч.1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Соответственно требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 265.4 КАС РФ, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением данного административного дела, не подлежат распределению судом.
В соответствии ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Сюмсинского района Удмуртской Республики в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с доменным именем https://syiktyivkar.15dney.com/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения сайта с доменным именем https://syiktyivkar.15dney.com/ в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда через Сюмсинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий: Судья Н.В. Байгозин
Копия верна: Судья Н.В. Байгозин
Секретарь судебного заседания Е.А. Морозова