Дело № 12-29/2013
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
26 июля 2013 г. г. Ядрин
Судья Ядринского районного суда Чувашской Республики Павлов В.П.,
рассмотрел в судебном заседании в помещении районного суда жалобу должностного лица – директора ООО «НВМ» г.Ядрин Чувашской Республики Маловой О.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ядринского района Чувашской Республики от 21 июня 2013 г. по делу об административном правонарушении, которым
Маловой О.И., <данные изъяты> ранее не привлекавшаяся к административной ответственности,
подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ядринского района Чувашской Республики от 21 июня 2013 г. по делу об административном правонарушении должностному лицу – директору ООО «НВМ» г.Ядрин ЧР Маловой О.И. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29. КоАП РФ, выразившегося в том, что Малова О.И., являясь директором ООО «НВМ», осуществляя предоставленное ст.22 Трудового кодекса РФ право, ДД.ММ.ГГГГ приняла на работу в соответствии со ст.67 Трудового кодекса РФ на должность управляющего ФИО2, фактически допустив его к выполнению трудовой функции, занимавшего ранее до ДД.ММ.ГГГГ должность заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ядринскому району, отнесенной к разделу III перечня «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками» Перечня должностей федеральной государственной службы, и вопреки требованиям ст.12 ч.4 ФЗ «О противодействии коррупции» не выполнила обязанности по сообщению в десятидневный срок о заключении трудового договора с ФИО2 представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, то есть в Министерство внутренних дел Российской Федерации по Чувашской Республике.
Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, Малова О.И. обратилась в районный суд с жалобой, которой просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ядринского района от 21.06.2013 г. по мотивам незаконности вынесенного постановления. В жалобе указала, что дело об административном правонарушении в отношении нее было возбуждено постановлением заместителя прокурора Ядринского района в связи с установлением факта нарушения порядка уведомления прежнего работодателя бывшего федерального государственного служащего ФИО2 в МВД по ЧР в установленный законом десятидневный срок. По мнению заявителя, порядок реализации ограничений трудоспособности лиц, ранее замещавших публичные должности, конкретизирован в статье 12 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в редакции ФЗ от 21.11.2011 г. № 329-ФЗ), согласно положениям которой, работодатель обязан сообщать о заключении договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы лишь в том случае, если последний принят на должность в данной организации, в обязанности которого входит выполнение работ и оказание услуг в течение месяца стоимости более ста тысяч рублей или он ранее осуществлял управленческие функции в отношении данной организации. Считает, что анализ представленных должностных обязанностей ФИО2 не входило выполнение отдельных функций государственного, муниципального (административно) управления ООО «НВМ», в связи с чем мировым судьей при рассмотрении дела были неверно применены нормы материального права, что повлекло принятие необоснованного постановления.
Уведомленная о времени и месте рассмотрения жалобы Малова О.И. на рассмотрение жалобы в суд не явилась. В суде представитель правонарушителя Маловой О.И. - Князев А.В., действующий на основании доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ г., поддержал жалобу по указанным в ней доводам и просил ее удовлетворить.
Участвующий при рассмотрении жалобы старший помощник прокурора Ядринского района Акимов А.А. считает жалобу Маловой О.И. необоснованной, подлежащей отказу в удовлетворении, оставив при этом постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ядринского района Чувашской Республики от 21.06.2013 г. по делу об административном правонарушении без изменения.
Исследовав представленные доказательства по административному делу, судья приходит к следующему выводу.
Действующая статья 19.29. КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя, в том числе, за привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Согласно ч.4 ст.12 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2-х лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-тидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная норма содержит ч.3 ст.64.1 ТК РФ которая указывает, что работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ данных положений указывает на то, что информировать о приеме на работу бывшего госслужащего нужно в случае, если после увольнения такого сотрудника со службы не прошло еще 2 лет и если он замещал должность государственной (муниципальной) службы, которая включена в специальный перечень согласно п.1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925.
Неисполнение работодателем данной обязанности в силу ч.5 ст.12 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления таких сведений предусмотрен в постановлении Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной
службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».
Как видно из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Ядринского района Чувашской Республики возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном 19.29. КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ООО «НВМ» г.Ядрин ЧР Маловой О.И. Из указанного постановления следует, что Малова О.И., являясь директором ООО «НВМ», осуществляя предоставленное ст.22 ТК РФ право, приняла ДД.ММ.ГГГГ на работу в качестве управляющего ФИО2, в соответствии со ст.67 ТК РФ фактически допустив его к выполнению трудовой функции, который ранее, до ДД.ММ.ГГГГ г., занимал должность заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ядринскому району, отнесенную к разделу III перечня «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками» Перечня должностей федеральной государственной службы, и вопреки требованиям ст.12 ч.4 ФЗ «О противодействии коррупции» не выполнила обязанности по сообщению в десятидневный срок о заключении трудового договора с ФИО2 представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы, то есть в Министерство внутренних дел Российской Федерации по Чувашской Республике.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «НВМ», в лице директора Маловой О.И., и ФИО2 был заключен трудовой договор за № и приказом директора ООО «НВМ» Маловой О.И. за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на должность управляющего ООО «НВМ» с ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок. Ранее ФИО2 на основании приказа Министра внутренних дел по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № л/с был назначен на должность заместителя начальника полиции по охране общественного порядка подразделения по охране общественного порядка отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ядринскому району. В последующем, на основании приказа Министра внутренних дела по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ за № л/с с ФИО2, заместителем начальника полиции (по охране общественного порядка) отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ядринскому району, расторгнут контракт и он уволен ДД.ММ.ГГГГ
Из сообщения зам. министра МВД по ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что уведомлений в МВД по Чувашской Республике от работодателей (юридических и физических лиц) о заключении трудового договора с бывшим сотрудником МВД ФИО2 не поступало. В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что приведенные выше ограничения распространяются на граждан Российской Федерации, замещавших должность федеральной государственной службы, включенную в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. за № 557.
В раздел III перечня «Другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками» входят должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Соответственно, ранее занимаемая ФИО2 должность заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ядринскому району отнесена к данному перечню.
Таким образом, в силу приведенных положений законодательства Малова О.И., являясь директором ООО «НВМ», при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим ФИО2 обязана была в 10-дневный срок в письменной форме сообщить об этом в Министерство внутренних дел Российской Федерации по Чувашской Республике.
Согласно правовой позиции, отраженной в ответе на вопрос №7 в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4-ый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.04.2013 г., ст.19.29. КоАП РФ, в частности, предусматривает административную ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон).
Далее, в соответствии с ч.2 ст.12 Закона гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы при заключении трудового договора (независимо от размера оплаты труда), и (или) гражданско-правового договора (договоров), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей. Если в должностные (служебные) обязанности указанных лиц входили отдельные функции государственного управления данной организацией, то такие договоры могут быть заключены этими лицами только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (ч.1 ст.12 Закона).
Названные требования антикоррупционного законодательства, исходя из положений п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня. Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, предусмотренные ст.12 Закона, утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. N 925).
В свою очередь, на работодателе согласно ч.4 ст.12 Закона лежит обязанность при заключении с такими лицами указанных выше договоров на протяжении двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать в десятидневный срок о заключении договоров представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом ст. 12 Закона не ставит обязанность работодателя сообщить о заключении названных выше договоров в зависимость от того, замещал ли бывший государственный гражданский или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.
Таким образом, в соответствии с разъяснениями, изложенными в вышеуказанном Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4-ый квартал 2012 г., несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч.4 ст.12 Федерального закона "О противодействии коррупции", в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в указанные выше перечни, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29. КоАП РФ, независимо от того, входили ли в должностные обязанности государственного или муниципального служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним трудовой договор (независимо от размера оплаты труда) и (или) гражданско-правовой договор (договоры), стоимость выполнения работ (оказание услуг) по которому (которым) в течение месяца превышает сто тысяч рублей.
С учетом вышеизложенного, судья приходит к выводу, что доводы в жалобе заявителя о том, что на работодателя при заключении трудового договора возложена обязанность сообщать сведения о заключении трудового договора прежнему работодателю лишь в том случае, если последний принят на должность в данной организации, в обязанности которого входит выполнение работ и оказание услуг в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей или он ранее осуществлял управленческие функции в отношении данной организации являются несостоятельными по вышеуказанным основаниям, которые фактически основаны на неверном толковании закона.
Оценив перечисленные доказательства в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст.26.11. КоАП РФ, мировой судья обоснованно пришел к выводу о совершении должностным лицом – директором ООО «НВМ» Маловой О.И. правонарушения, предусмотренного ст.19.29. КоАП РФ, за которое назначил справедливое наказание в пределах санкции статьи административного законодательства за совершенное административное правонарушение. Нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ, в связи с чем достаточных оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 1 Ядринского района Чувашской Республики от 21 июня 2013 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6. - 30.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ядринского района Чувашской Республики от 21 июня 2013 года по ст. 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – директора ООО «НВМ» Маловой О.И. оставить без изменения, а жалобу Маловой О.И. – без удовлетворения.
Судья: В.П. Павлов