УИД 77RS0018-02-2023-008402-12
Дело № 2а-21/24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2024 г. г. Москва
Никулинский районный суд г. Москвы в составе судьи Кузнецовой Е.А. при секретаре Киселевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению * Сергея Витальевича к ИФНС России № 29 по г. Москве, Управлению ИФНС России по г. Москве о признании решения незаконным, обязании возвратить денежные средства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец * С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России № 29 по г. Москве, Управлению ФНС по г. Москве, в котором просит отменить решение ИФНС России № 29 по г. Москве № 7729149785 от 16.06.2022 и обязать возвратить денежные средства в размере 98415 рублей МРИ ИФНС № 2 по Калужской области. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 09.06.2022 оплатил налог на землю в размере 98415 рублей за третье лицо в МРИ ФНС № 2 по Калужской области в рамках арбитражного дела №А23-7554/21. Данный платеж был зачислен на карточку административного истца в ИФНС № 29 по городе Москве согласно решению об уточнении реквизитов № 7729149785 от 16.06.2022 в счет взаиморасчетов по транспортному налогу. Считая данное решение необоснованным административный истец обратился с жалобой к Управлению ФНС по г.Москве, которая не была удовлетворена а связи с тем, что уточнение платежа производится по конкретному документу без изменения ИНН плательщика в соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ и Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ, утвержденных приказом Минфина России за №107н от 12.11.2013. Административный истец считает решение ИФНС № 29 по городе Москве № 7729149785 от 16.06.2022 и решение Управления ФНС по г.Москве № 21-10/042107@ от 13.04.2023 незаконными и необоснованными, в связи с чем, обратился в суд.
Административный истец * С.В. в судебное заседание явился, доводы, изложенные в административном исковом заявлении поддержал в полном объеме, указал, что решение об уточнении платежа принято без его ведома, платеж был выполнен за юридическое лицо.
Представители административных ответчиков УФНС по г.Москве, ИФНС России №29 по г.Москве в судебное заседание явились, против удовлетворения административного иска возражали, по доводам письменных возражений.
Огласив административное исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Судом установлено, что 09.06.2022 * С.В. на основании чек-ордера произведена оплата земельного налога с организаций за ЗАО «Агротоп» в размере 98415 рублей, с указанием следующих реквизитов: ИНН плательщика 772914247921, плательщик: * Сергей Викторович, получатель: МИФНС России №2 по Калужской области, ИНН/КПП: 4004015005/400401001, КБК 18210606033131000110 «Земельный налог с организаций», код ОКТМО 29650101.
По состоянию на 16.06.2022 в состоянии расчетов административного истца по транспортному налогу имелась задолженность по налогу в размере 95095 рублей, пени в размере 27742,77 рублей.
16.06.2022 ИФНС № 29 по г. Москве было вынесено решение № 7729149785, которым произведено уточнение платежа в части ИНН получателя, КБК и ОКТМО, в связи с чем денежные средства в размере 98415 рублей отразились в состоянии расчетов с бюджетом по транспортному налогу административного истца.
Не согласившись с принятым решением, 15.03.2023 * С.В. обжаловал его в УФНС по г. Москве.
13.04.2023 УФНС по г. Москве принято решение № 21-10/042107@, которым жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с НК РФ. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средств в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
Перечисление денежных средств в счет исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога может быть произведено иным лицом.
Согласно п. 7 ст. 45 НК РФ, при обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации. Решение об уточнении платежа принимается в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
В соответствии с Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013г. № 107н (в ред. Приказа от 05.04.2017г. № 58н) при заполнении реквизитов платежного поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации в обязательном порядке должно указываться:
- поле «ИНН» - Значение ИНН плательщика, за кого исполняется обязанность по уплате налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджет;
- поле «КПП» (заполняется при уплате налога за юридическое лицо) - значение КПП плательщика, за кого исполняется обязанность по уплате налогов, страховых взносов и иных платежей в бюджет. При исполнении обязанности по уплате налоговых платежей за физлиц в данном реквизите указывается 0;
- поле «Плательщик» - информация о плательщике (законном, уполномоченном представителе или ином лице), осуществляющем платеж (для физлица - его Ф.И.О.);
- поле «Назначение платежа» - ИНН и КПП лица, производящего платеж, потом ставится разделительный символ "//", а затем - наименование налогоплательщика (плательщика взносов), чья обязанность перед бюджетом исполняется;
- поле «Статус плательщика» - статус того лица, за кого уплачивается налог или страховые взносы.
Так, в платежном документе в поле «ИНН/КПП плательщика» указан ИНН * С.В. – *, а не ИНН лица, чья обязанность исполняется.
При этом у административного истца по состоянию на 16.06.2022 имелась задолженность по налогу в размере 95095 рублей и по пени в размере 27742,77 рублей.
Таким образом, ИФНС № 29 по г. Москве решением №7729149785 от 16.06.2022 произведено уточнение платежа в части ИНН получателя, КБК и ОКТМО, в связи с чем денежные средства в размере 98415 рублей отразились в состоянии расчетов с бюджетом по транспортному налогу административного истца.
Инспекция уведомила административного истца об уточнении платежа извещением о принятом налоговом органом решении об уточнении платежа №7729149785 от 16.06.2022.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогам, сборам, страховым взносам, погашения недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, по налогам, сборам, страховым взносам и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в п. 3 ст. 13, п. 3 ст. 14, п. 1 и п. 2 ст. 15 НК РФ, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.
Как следует из п. 1 ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В связи с тем, что административным истцом не было представлено в Инспекцию заявление о зачете, оставшаяся часть платежа (переплаты по транспортному налогу) в размере 3320 рублей, на основании п. 4 ст. 78, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 408 НК РФ правомерно была учтена в налоговом уведомлении № 48843229 от 01.09.2022 в счет подлежащего уплате административным истцом налога на имущество физических лиц за 2021 год по объекту «Квартиры» с кадастровым номером 77:07:0006004:5512, сумма за который составила 530 рублей (3850 рублей - 3320 рублей).
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в их совокупности, доводы административного истца и административных ответчиков, суд приходит к выводу, что административным истцом не доказано, что оспариваемые решения ИФНС России № 29 по г.Москве об уточнении платежа № 7729149785 от 16.06.2022, УФНС по г. Москве № 21-10/042107@ от 13.04.2023 не соответствуют закону и иным нормативным актам, в связи с чем, оснований для отмены указанных решений у суда не имеется.
Поскольку суд не нашел правовых оснований для удовлетворения вышеуказанных административных исковых требований, постольку отсутствуют и основания для удовлетворения требований о возврате денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ *░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ № 29 ░░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.04.2024 ░.
5