Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Матвеевой Г.А.,
с участием прокурора Колесникова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 26 октября 2015 года дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Междуреченск», ГУ РК «Междуреченское лесничество» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Удорского района обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что проведенной проверкой в деятельности администрации ГП «Междуреченск» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности, и возложить обязанность устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в части требований к АГП «Междуреченск» в полном объеме, попросив установить срок для выполнения заявленных мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения на территории Республики Коми особого противопожарного режима.
Глава ГП «Междуреченск» - руководитель администрации поселения Махмутдинова М.Г. иск прокурора признала, пояснив, что нарушения законодательства о пожарной безопасности имеются и будут устранены. Поскольку проведение указанных мероприятий необходимо запланировать и заложить эти расходы в бюджет на следующий год, и учитывая, что противопожарный режим в Республике Коми отменен, просит установить срок для выполнения заявленных мероприятий до 01.05.2016, то есть до введения на территории Республики Коми особого противопожарного режима.
Представитель ГУ РК «Междуреченское лесничество» по доверенности Щелкунов С.Е. доводы прокурора поддержал в части иска к администрации ГП «Междуреченск», в иске к ГУ РК «Междуреченское лесничество» просил отказать.
Третье лицо на стороне истца отделение надзорной деятельности Удорского района Управления МЧС России по Республике Коми, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло. На предыдущем судебном заседании исковые требования прокурора поддержали в полном объеме.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Судом установлено, что администрация ГП «Междуреченск» является юридическим лицом, что подтверждено выданным налоговым органом свидетельством о государственной регистрации и соответствующими положениями Устава поселения.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 этого Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с пунктами 8, 9, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее – Правила противопожарного режима), содержащие требования пожарной безопасности и устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации определено, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров 22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с положениями Технического регламента о пожарной безопасности приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 утвержден и введен в действие с 29 июля 2013 года Свод правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее – Свод правил СП 4.13130.2013.).
В силу п. 4.14. Свода правил СП 4.13130.2013, противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 14.07.2011 № 270-р утвержден Перечень объектов экономики, организаций, летних оздоровительных учреждений (с массовым пребыванием людей), населенных пунктов, садоводческих некоммерческих товариществ, расположенных на территории Республики Коми и подверженных угрозе лесных пожаров (далее – Перечень).
В соответствии с указанным Перечнем в число населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, входит п. Междуреченск МО ГП «Междуреченск».
Пунктом 3 распоряжения Правительства Республики Коми от 14.07.2011
№ 270-р руководителям органов местного самоуправления рекомендовано разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на населенные пункты, указанные в Перечне; принять исчерпывающие меры по обеспечению пожарной безопасности на подведомственных объектах; обеспечить населенные пункты системами оповещения населения о пожаре, переносными или передвижными мотопомпами, наружным противопожарным водоснабжением, средствами связи, в местах общего пользования разместить противопожарный инвентарь и первичные средства пожаротушения.
Судом установлено, что на территории городского поселения «Междуреченск» требования пожарной безопасности не выполняются.
По результатам внеплановой выездной проверки администрации МО ГП «Междуреченск» отделением надзорной деятельности Удорского района УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Коми выявлен ряд нарушений законодательства в области пожарной безопасности, а именно:
1. В нарушение п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации в п. Междуреченск не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность перехода огня при лесном или торфяном пожаре на территории дачных участков граждан с западной стороны от здания спортивного комплекса. Отсутствует минерализованная полоса, лиственные насаждения на территории дачных участков граждан в месте примыкания лесного массива к населенному пункту (с северной стороны дачных участков от участка гр. ФИО6 в западном направлении до участка гр. ФИО7, от участка гр. ФИО7 в западном направлении до участка гр. ФИО8 и с запада от него, с западной стороны в районе участка гр. ФИО9).
2. В нарушение п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации и п. 4.14. Свода правил СП 4.13130.2013. противопожарное расстояние от границы застройки с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории дачных участков в п. Междуреченск с западной стороны от здания спортивного комплекса (с северной стороны дачных участков от участка гр. ФИО6 в западном направлении до участка гр. ФИО7, от участка гр. ФИО7 в западном направлении до участка гр. ФИО8 и с запада от него, с западной стороны в районе участка гр. ФИО9) до лесного массива менее 30 метров. Лесной массив примыкает вплотную к границе застройки.
В связи с неточностями приведенных ориентиров, относительно которых расположена указанная местность, по требованию суда участвующими в деле лицами был проведен выездной осмотр местности. Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ приведенная выше местность и ориентиры, относительно которых расположены объекты, на которых необходимо провести соответствующие работы, были уточнены. В связи с указанными уточнениями прокурор были внесены изменения в предмет иска.
Факт наличия вышеуказанных нарушений законодательства о пожарной безопасности, с учетом уточнений, внесенных актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и заявлением прокурора об изменении предмета иска, в деятельности ответчика его представитель в судебном заседании полностью признал, сведений об устранении нарушений суду не представил, не добыто таких сведений и судом. Ненадлежащее исполнение возложенных на орган местного самоуправления обязательств в части обеспечения мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Судом также установлено, что часть участка местности, на котором необходимо произвести работы по прокладке (устройству) защитной противопожарной минерализованной полосы и вырубке лесных насаждений в целях соблюдения нормативного противопожарного расстояния от границы застройки жилых домов и хозяйственных построек до лесного массива, в том числе, расположен на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (в выделе 25 квартала 136 Селэгвожского участкового лесничества ГУ РК «Междуреченское лесничество»). В связи с чем, у администрации ГП «Междуреченск» отсутствуют основания для осуществления указанных работ на землях этой категории до получения соответствующих разрешительных документов.
В силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
При осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 статьи 75 Лесного кодекса РФ продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется по договору купли-продажи лесных насаждений
В силу части 1 статьи 77 Лесного кодекса РФ договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса.
Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия Российской Федерации по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 закона Республики Коми от 27.12.2006 №136-РЗ «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми» предусмотрено, что от имени Республики Коми в лесных отношениях на территории Республики Коми участвуют Государственный Совет Республики Коми, Глава Республики Коми, Правительство Республики Коми и иные органы исполнительной власти Республики Коми, уполномоченные в установленном порядке Правительством Республики Коми.
К полномочиям Правительства Республики Коми в области лесных отношений на территории Республики Коми относится помимо прочего заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности Республики Коми, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий в границах государственных природных заповедников и национальных парков (пункт 14 части 1 статьи 4 Закона).
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесов Республики Коми органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, предоставлению государственных услуг в сфере лесных отношений на территории Республики Коми, является Комитет лесов Республики Коми.
В соответствии с Уставом ГКУ РК «Междуреченское лесничество» осуществляет в пределах своей компетенции полномочия Комитета лесов Республики Коми, в том числе организует проведение аукционов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, контролирует выполнение условий договора купли-продажи лесных насаждений (пункты 2.1 и 2.2 Устава).
Поэтому требование прокурора об обязании администрации ГП «Междуреченск» обратиться в ГУ РК «Междуреченское лесничество» с заявлением об организации аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений и включения работ по прокладке (устройству) защитной противопожарной минерализованной полосы и созданию противопожарного разрыва в государственное задание на 2016 год в выделе 25 квартала 136 Селэгвожского участкового лесничества ГУ РК «Междуреченское лесничество» на определенной местности суд находит также законным и обоснованным. При этом ГУ РК «Междуреченское лесничество» подлежит исключению из числа ответчиков по делу.
Прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 27 и статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.
Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Поскольку выполнение мероприятий потребует расходования бюджетных средств, которые необходимо учитывать в бюджете поселения на 2016 год, учитывая, что особый противопожарный режим, введенный с 30.04.2015 постановлением Правительства Республики Коми от 29.04.2015 N 185, отменен с 30.09.2015 постановлением Правительства Республики Коми от 30.09.2015 N 427 "Об отмене особого противопожарного режима на территории Республики Коми", для устранения нарушений и исполнения решения суда, в соответствии со статьей 206 ГПК РФ, необходимо установить срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Удорского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Междуреченск», ГУ РК «Междуреченское лесничество» о признании незаконным бездействия по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности и возложении обязанности по совершению определенных действий, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Междуреченск», выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной безопасности.
Обязать администрацию городского поселения «Междуреченск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:
1) в поселке Междуреченск произвести работы по прокладке (устройству) защитной противопожарной минерализованной полосы в месте примыкания лесного массива к границам населенного пункта, расположенном с северо-восточной стороны от здания спортивного комплекса по адресу: <адрес>, вдоль северной границы дачных участков от участка ФИО6 в восточном направлении до участка ФИО7
2) в поселке Междуреченск в целях соблюдения нормативного противопожарного расстояния от границы застройки жилых домов и хозяйственных построек до лесного массива произвести работы по вырубке лесных насаждений с очисткой мест рубки от порубочных остатков вместе примыкания лесного массива к границам населенного пункта, расположенном с северо-восточной стороны от здания спортивного комплекса по адресу: <адрес>, вдоль северной границы дачных участков от участка ФИО6 в восточном направлении до участка ФИО7
Обязать администрацию городского поселения «Междуреченск» обратиться в государственное учреждение Республики Коми «Междуреченское лесничество» с заявлением об организации аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений и включения работ по прокладке (устройству) защитной противопожарной минерализованной полосы и созданию противопожарного разрыва в государственное задание на 2016 год в выделе 25 квартала 136 Селэгвожского участкового лесничества ГУ РК «Междуреченское лесничество» - в месте примыкания лесного массива к границам поселка Междуреченск, расположенном с северо-восточной стороны от здания спортивного комплекса по адресу: <адрес>, в восточном направлении от дачного участка ФИО7 до участка ФИО8, вдоль восточной границы дачного участка ФИО8 и вдоль восточной границы дачного участка ФИО9, расположенном на расстоянии 180 метров к югу от участка ФИО8
Государственное учреждение Республики Коми «Междуреченское лесничество» из числа ответчиков исключить.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором –представление, в Верховный суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение принято 27 октября 2015 года в Удорском районном суде.