Решение по делу № 2а-4343/2020 от 30.07.2020

Дело № 2а-4343/2020

Решение

Именем Российской Федерации

23 сентября 2020 года                                 гор. Щёлково Московской области

Щёлковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Адамановой Э.В.,

    при секретаре судебного заседания Дрогиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Богданова ФИО6 о признании незаконным бездействия Щелковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, обязании устранить допущенные нарушения,

Установил:

Административный истец Богданов А.В. обратился в Щёлковский городской суд Московской области с административным иском о признании незаконным бездействия Щелковского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований администратвиного иска указал, что 27.05.2020 года им в адрес Щелковского территорильного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области было направлено заявление, содеращее следующую информацию.

Богданов А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес> На данном земельном участе расположен садовый дом.

На двух соседних земельных участках и , также расположенных по адресу <адрес> постояно проживает гр. Говорин А.А.

Так, в мае 2020 года, Говорин А.А., без согласования с Богдановым А.В., соорудил на своем земельном участке , граничащем с земельным участком истца - , соответственно, на расстоянии 25 сантиметров от общего забора и 6 метров от входа в жилой дом истца компостный ящик.

Кроме того, ранее Говорин А.А. установил на расстоянии 90 сантиметров от общего забора и на расстоянии 6,6 метров от входа в дом истца дворовую уборную.

Просил провести проверку по данным фактам, привлечь Говорина А.А. к амдинистратвиной ответсвенности, обязать устанить допущенные нарушения.

29.06.2020 года на электронную почту административного истца направлен ответ, который Богданова А.В. не удовлетворил, то есть был подготовлен формально.

Учитывая изложенное, административный истец Богданов А.В. просит суд: признать незаконным бездействие Щелковского территорильного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, выразившееся в неприняти имер по заявлению Богданова ФИО7 от 27.05.2020 года о нарушении требований санитарного законодательства РФ; обязать Щелковский территорильный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области: провести проверку фактов, указанных в заявлении Богданова ФИО8 от 27.05.2020 года о нарушении требований санитарного законодательства РФ совершить все необходимые действия в пределах своих полномочий, направленные на устранение допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Богданова А.В., в том числе составить акт проверки, установить виновных лиц, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь виновных лиц к ответственности.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения административного иска.

Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещен о дате и времени рассмотрения административного иска

Заинтересованное лицо, Говорин А.А., привлеченный к участию в деле, пояснил, что не возражает против проверки отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, поскольку нарушений расстояний по размещению компостной ямы в отношении смежного участка не имеется, дворовая уборная используется как склад для инвентаря. Приходили сотрудники полиции, но не в связи с данным административным иском. Разрешение спора на усморение суда.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, а также изучив представленные письменные доказательства, приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что 27.05.2020 года Богдановым А.В. в адрес Щелковского территорильного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области направлено заявление, содеращее следующую информацию.

Богданов А.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу <адрес>. На данном земельном участе расположен садовый дом.

На двух соседних земельных участках и , также расположенных по адресу <адрес> постояно проживает гр. Говорин А.А.

Так, в мае 2020 года, Говорин А.А., без согласования с Богдановым А.В.. соорудил на своем земельном участке , граничащем с земельным участком истца - , соответственно, на расстоянии 25 сантиметров от общего забора и 6 метров от входа в жилой дом истца компостный ящик.

Кроме того, ранее Говорин А.А. установил на расстоянии 90 сантиметров от общего забора и на расстоянии 6,6 метров от входа в дом истца дворовую уборную.

Просил провести проверку по данным фактам, привлечь Говорина А.А. к амдинистратвиной ответсвенности, обязать устанить допущенные нарушения.

В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Статьей 5 названного Федерального закона определены следующие права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1);

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты> (пункт 2);

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3);

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4);

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (пункт 5).

Рассматривая обращение, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо в силу части 1 статьи 10 вышепоименованного Федерального закона:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

29.06.2020 года на электронную почту административного истца направлен ответ, который Богданова А.В. не удовлетворил, в нем было разъяснено право на обращение в суд в рамках гражданского судопроизводства. (л.д. 12-13)

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Службу; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 22.06.2012 N 643, определено, что Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей, а также технических регламентов, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований которых возложен на Федеральную службу; осуществляет систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

Такой порядок определен Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, в соответствии с которым предметом государственного контроля (надзора) является деятельность или действия (бездействие) проверяемых юридических лиц, проверяемых индивидуальных предпринимателей, проверяемых граждан требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Между тем, в мериалах дела представлен ответ на обращение ФИО9 из Фряновского отдела полиции МУ МВД России «Щелковское» (исх. от 17.08.2020 года) по факту проведеной проверки по обращению ФИО3 (КУСП от 31.07.2020 года), в возбуждении уголовного дела было отказано. (л.д. 19, 20-21)

Согласно части 2 статьи 14 КАС РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

По смыслу статьи 59, части 4 статьи 180 КАС РФ суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Изложенные выше обстоятельства, как и обстоятельства не рассмотрения обращения Богданова А.В. Щелковским территорильным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в полном объеме, применительно к требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", свидетельствуют о нарушении прав, свобод и законных интересов Богданова А.В., в связи с чем суд признает доводы административного истца обоснованными и полагает верным признать незаконным бездействие Щелковского территорильного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, выразившееся в неприняти имер по заявлению Богданова ФИО10 от 27.05.2020 года о нарушении требований санитарного законодательства РФ.

Ч. 9 ст. 227 КАС РФ указывает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких обстоятельствах, установив нарушение прав административного истца, суд приходит к выводу о возложении на Щелковский территорильный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области обязаности провести проверку фактов, указанных в заявлении Богданова ФИО11 от 27.05.2020 года о нарушении требований санитарного законодательства РФ, а также совершить все необходимые действия в пределах своих полномочий, направленные на устранение допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Богданова А.В., в том числе составить акт проверки, установить виновных лиц, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь виновных лиц к ответственности.

Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что административый иск Богданова А.В. следует удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд,

    Решил:

Административный иск Богданова ФИО12 о признании незаконным бездействия Щелковского территорильного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Щелковского территорильного отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, выразившееся в неприняти имер по заявлению Богданова ФИО13 от 27.05.2020 года о нарушении требований санитарного законодательства РФ.

Обязать Щелковский территорильный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области:

- провести проверку фактов, указанных в заявлении Богданова ФИО14 от 27.05.2020 года о нарушении требований санитарного законодательства РФ

- совершить все необходимые действия в пределах своих полномочий, направленные на устранение допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов Богданова А.В., в том числе составить акт проверки, установить виновных лиц, выдать предписание об устранении выявленных нарушений, привлечь виновных лиц к ответственности.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                     Э.В. Адаманова

2а-4343/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Богданов Андрей Владимирович
Ответчики
Щелковский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области (Роспотребнадзор)
Другие
Говорин Анатолий Анатольевич
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Судья
Адаманова Э.В.
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
30.07.2020Регистрация административного искового заявления
30.07.2020Передача материалов судье
03.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2020Подготовка дела (собеседование)
14.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее