ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19772/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
19 октября 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Матвеевой Л.Н.,
судей Никоновой О.И., Ивановой С.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Голиковой Оксаны Николаевны на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 27 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2020 г. по гражданскому делу №2-42/2020 по иску Голиковой О.Н. к Администрации города Оренбурга, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга об обязании предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Никоновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Голикова О.Н., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд с иском о предоставления жилого помещения во внеочередном порядке. В обоснование своих требований истец указала, что она и её дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, являются инвалидами с детства. При этом жилого помещения с соответствующей квадратурой и возможностью в нее попасть (путем подъема на коляске по пандусу) не имеют, ей принадлежит <данные изъяты> доля в однокомнатной квартире, в которой нет возможности проживать в виду отсутствия каких - либо условий. В связи с этим Голикова О.Н. полагает, что их семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий и ей с дочерью необходимо в первоочередном порядке предоставить жилое помещение соответствующей площадью и условиями.
23 января 2019 г. истец, действуя в своих интересах и в интересах своей несовершеннолетней дочери, подала заявление о постановке истца и её дочери на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в имеющихся условиях. Заявление от 4 октября 2018 г. и иные неоднократные обращения истца в приемную управления жилищной политики оставлены без надлежащего ответа. Голикова О.Н. считает, что её с дочерью незаконно не ставят на учет в льготную очередь, поскольку все документы, подтверждающие их нуждаемость в жилом помещении, были предоставлены.
С учетом изложенного и уточнения исковых требований, ссылаясь также на положения ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации Голикова О.Н. просила суд признать отказ администрации г. Оренбурга в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке незаконным, обязать администрацию г. Оренбурга и управление жилищного коммунального хозяйства г. Оренбурга предоставить во внеочередном порядке Голиковой О.Н. и ФИО1 по договору социального найма жилое помещение в г. Оренбурге, соответствующее санитарным и техническим правилам с учетом установленных норм, общей площадью исходя из состава семьи в количестве двух человек, в порядке улучшения жилищных условий граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
Решением Центрального районного суда города Оренбурга от 27 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2020г. в удовлетворении исковых требований Голиковой О.Н. отказано.
В кассационной жалобе Голикова О.Н. просит отменить решение Центрального районного суда города Оренбурга от 27 января 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда от Оренбургского областного суда от 19 мая 2020г. и исковые требования удовлетворить в полном объеме. Ссылается на отсутствие у нее жилья пригодного для проживания, на наличие у нее тяжелой формы хронического заболевания и как следствие на право предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Судебное заседание по настоящему делу было назначено на 15 октября 2020г., стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В заседании был объявлен перерыв до 19 октября 2020г. После перерыва судебное заседание в соответствии с ч. 3 ст. 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации продолжено.
На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2020г.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения норм материального права были допущены судебными инстанциями по настоящему делу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Голикова О.Н. приходится матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, являющейся <данные изъяты>. Сама Голикова О.Н. также является инвалидом с детства, ей установлена <данные изъяты> бессрочно.
При этом одно из имеющихся у Голиковой О.Н. заболеваний, заболевание с кодом <данные изъяты>, включено в действующий Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. №
Согласно распоряжению администрации Соль-Илецкого района Оренбургской области от 20 мая 2008 г. № опекуном ФИО1 назначена ФИО2
Голикова О.Н. и ее дочь ФИО1 зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, которая в размере <данные изъяты> доли принадлежит истцу Голиковой О.Н. на основании договора дарения от 1 июня 2018 г. Оставшаяся доля квартиры является муниципальной собственностью.
В соответствии с актом осмотра вышеуказанного жилого помещения от 27 сентября 2019г. квартира и места общего пользования многоквартирного дома не соответствуют требованиям, предусмотренным разделами 3 и 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2016г. №.
4 октября 2018 г. Голикова О.Н. обратилась в управление жилищной политики администрации г. Оренбурга с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма
Постановлением администрации города Оренбурга от 8 апреля 2019 г. № 847- Голиковой О.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории «граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, и страдающими тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием факта проживания в квартире нескольких семей.
Согласно представленным сведениям, Голикова О.Н. на основании постановления Администрации города Оренбурга от 10 сентября 2018г. № «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» составом семьи 2 человека (Голикова О.Н. и ФИО1), номер учетного дела – №.
Согласно ответу Управления жилищной политики администрации города Оренбурга от 1 ноября 2018г. Голиковой О.Н. было отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку социальное жилье гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов) предоставляется в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Голиковой О.Н., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 31, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исходил из того, что поскольку факт проживания в квартире, доля которой принадлежит истцу на праве собственности, нескольких семей не установлен, оснований для обеспечения семьи истца во внеочередном порядке социальным жильем не имеется. Также судом первой инстанции отмечено, что поскольку Голиковой О.Н. по договору дарения от 1 июня 2018г. перешла № доли в праве собственности на жилое помещение, она утратила право на заключение договора социального найма.
Соглашаясь с решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на положения п. 4 ч. 1 ст. 51 и п.3 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указал на то, что основанием для предоставления жилого помещения вне очереди является наличие в семье больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, при условии проживания такого больного в квартире, занятой несколькими семьями. В данном случае, как указал суд апелляционной инстанции, доказательств проживания в квартире по адресу: <адрес> нескольких семей не представлено, на такие обстоятельства сторона истца не ссылалась, в связи с чем предусмотренных законом оснований для внеочередного предоставления Голиковой О.Н. жилой площади не имеется, как не имеется оснований полагать, что принадлежащее на праве общей долевой собственности истцу жилое помещение признано в установленном порядке непригодным для проживания.
Судебная коллегия находит, что постановление суда апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно данной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29 ноября 2012 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Вывод судов об отказе в удовлетворении иска в связи с тем, что вне очереди жилые помещения предоставляются лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, только при условии их проживания в квартире, занятой несколькими семьями, не основан на законе, поскольку для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний. При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
Как видно из материалов дела Голикова О.Н. страдает заболеванием, указанным в названном Перечне, что подтверждается соответствующими медицинскими документами.
Между тем, суды, разрешая спор, не дали правовой оценки уведомлению от 10 сентября 2018г. о постановке истца на учет нуждающихся в социальном жилье и не поставили на обсуждение вопрос о том, признана ли Голикова О.Н. в установленном порядке малоимущей.
Поскольку указанные юридически значимые обстоятельства в нарушение требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены, апелляционное определение нельзя признать законным. Заявленный в настоящем деле спор о праве Голиковой О.Н. на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации фактически остался судом не разрешен.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 года № 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что вышеуказанные требования закона судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), суд находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2020 г. подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 мая 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий Л.М. Матвеева
Судьи О.И. Никонова
С.Ю. Иванова