Дело № 2-1118/2023
УИД 26RS0026-01-2023-001680-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«28» ноября 2023 года г.Нефтекумск
Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Ливинской Н.С.,
при секретаре Гатиловой Т.А.,
с участием истца Сумина Д.А.,
представителя ответчика ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю Орловой А.Ю.,
представителя ответчика Управления ФСИН России по Ставропольскому краю и третьего лица ФСИН России Овчаровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сумина Д.А. к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказов в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Сумин Д.А. обратился в суд с иском к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказов в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда, указывая, что С 14.01.2003 года по 07.09.2023 года он проходил службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. Приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №-лс контракт с ним был расторгнут и он уволен со службы в уголовно-исполнительной системы на основании п.4 ч.2 ст.84 Федерального закона №197-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. При увольнении со службы, с ним не был полностью произведен расчет. Так ему было отказано в выплате компенсации за работу за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Согласно сведениям отдела бухгалтерии и ОК и РЛС ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Ставропольскому краю у него в 2015 год продолжительность рабочего времени в праздничные и выходные дни составила 488 часов, работа сверхустановленной продолжительности рабочего времени составила 131 час, всего 619 часов; в 2020 году работа в праздничные и выходные дни - 120 часов, в 2021 году работа в праздничные и выходные дни - 304 часа, в 2022 году, работа в праздничные и выходные дни - 392 часа. 11.04.2023 года он обратился в ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Ставропольскому краю с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные, нерабочие и праздничные дни, а так за работу сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени за 2015 год в количестве 77 рабочих дней, за 2020 год в количестве 15 рабочих дней, за 2021 год в количестве 38 рабочих дней, за 2022 год в количестве 49 рабочих дней. В соответствии с ответом ФКУ ЛИУ №8 ему предоставлена возможность реализации права на дополнительные дни отдыха в количестве 20 рабочих дней за период с 29.08.2022 года по 30.03.2023 года, в предоставлении дополнительных дней отдыха в остальной части за период с 2015 года по 2022 год отказано. Не согласившись с данным отказом им в УФСИН России по Ставропольскому краю была подана жалоба. Согласно ответу УФСИН России по Ставропольскому краю от 24.05.2023 года в выплате компенсации ему отказано, поскольку согласно п. 5 Приложения № к приказу Минюста России от 05.08.2021 г. № денежная компенсация за указанные часы работы не выплачивается. Согласно ответу ФКУ ЛИУ_8 УФСИН России по Ставропольскому краю № от 19.10.2023 года в выплате компенсации при увольнении ему было отказано поскольку согласно п.5 Приложения 5 к приказу Минюста России от 05.08.2021 года № денежная компенсация за указанные часы работы не предусмотрена. С решениями ФКУ ЛИУ №8 УФСИН России по Ставропольскому краю и УФСИН России по Ставропольскому краю по вышеупомянутым обстоятельствам он не согласен. Просит признать незаконными отказ УФСИН России по Ставропольскому краю от 24.05.2023 года № и отказ ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК от 19.10.2023 № в выплате компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени. Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю денежные средства в счет выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в общей сумме 312169 рублей 11 коп., в том числе за праздничные и выходные дни в сумме 286768 руб. 95 коп., за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени - 25400 рублей. 16 коп. Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю проценты в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм, за каждый день задержки начиная с 08.09.2023 по 31.10.2023г. в общей сумме 14484 руб. 65 коп., взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
В судебном заседании истец Сумин Д.А. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить иск.
В судебном заседании представитель ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю Орлова А.Ю. исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях, просила отказать в удовлетворении иска.
Из письменных возражений ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю следует, что Сумин Д.А. проходил службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК с 14.01.2003 года, уволен с 07.09.2023 года приказом УФСИН России по СК от ДД.ММ.ГГГГ №-лс. За время прохождения службы Сумин Д.А. привлекался к выполнению служебных обязанностей в выходные нерабочие и праздничные дни в 2015 году – 488 часов, 2020 года - 120 часа, 2021 года – 304 часа, 2022 год – 392 часа. Количество рабочего времени, отработанного истцом в исковой период в выходные и праздничные дни составляет 1435 часов, в денежном выражении составляет 312169 рублей 11 коп. за период с 01.01.2015 по 31.12.2015 и с 01.04.2020 по 29.08.2022г. 04 октября 2023 года от Сумина Д.А. в адрес ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК поступило заявление о произведении расчета денежных средств за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, а также сверхурочную работу с 2015, 2020-2022гг. В выплате денежных средств за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, а также сверхурочную работу Сумину Д.А. было отказано. В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Приказом № от 05.08.2021 года установлен порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации за работу в выходные и праздничные дни, а также за работу в сверхурочное время. В соответствии с п.5 приложения 11 приказа № сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. В соответствии с п.7 приложения 11 этого же приказа, сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ. – не менее 3 и не более 10 дней. Таким образом, с изданием Приказа МЮ от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», выплата денежной компенсации сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и для сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не предусмотрена. Приказом начальника ФКУ ЛИУ_8 УФСИН России по СК от 21.09.2021 года № Сумину Д.А., оперуполномоченному оперативного отдела, установлен ненормированный рабочий день. Истец проходил службу в должности оперуполномоченного, т.е. являлся сотрудником с установленной по должности пятидневной служебной неделей и ненормированным служебным днём, выплата, денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни законом не предусмотрена, а за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ему предоставляется дополнительный отпуск. Таким образом, оснований для выплаты Сумину Д.А. компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не имеется. Что касается компенсации морального вреда, то истцом не представлено доказательств физических и нравственных страданий причиненных ему в результате неправомерных действий со стороны ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК. Просит в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю и третьего лица ФСИН России Овчарова А.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила отказать в удовлетворении иска.
Из письменных возражений УФСИН России по Ставропольскому краю следует, что УФСИН России по Ставропольскому краю в данном споре является ненадлежащим ответчиком и требования к УФСИН в данном случае несостоятельны, поскольку ЛИУ-8, являясь учреждением УИС, в котором проходил службу истец Сумин, самостоятельно привлекало истца к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие дни. Согласно ведомственным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок прохождения службы в УИС и выплаты сотрудникам денежного довольствия, Уставу ЛИУ-8 и Положению об УФСИН России по Ставропольскому краю, на УФСИН России по Ставропольскому краю, как на территориальный орган ФСИН России, обязанности по расчету и выплате денежного довольствия истцу, изданию приказов о привлечении истца к службе (работе) в выходные и праздничные дни, к сверхурочной работе, учету служебного (рабочего) времени истца, начислению ему дополнительных и компенсационных выплат, в том числе за работу в выходные и праздничные дни, сверхурочную работу, не возложены. Истец проходит службу непосредственно в ЛИУ-8. Приказами (распоряжения) начальника ЛИУ-8 он привлекался к исполнению служебных обязанностей, в том числе к работе в выходные и праздничные дни. Учет служебного (рабочего) времени истца осуществлялся в соответствующих табелях учета в ЛИУ-8. Денежное довольствие ответчик также получает от ЛИУ-8 за счет средств федерального бюджета на выплату денежного довольствия сотрудникам, доведенных до учреждения распорядителем бюджетных средств - УФСИН России по Ставропольскому краю. Со стороны УФСИН России по СК были предприняты все меры по компенсации сотрудникам ЛИУ-8 за работу в выходные и нерабочие, праздничные дни и в сверхурочное время, поскольку УФСИН России по СК в адрес ЛИУ-8 направлялись денежные средства в целях компенсирования переработки сотрудникам, однако данные средства руководством ЛИУ-8 были израсходованы на выплату разовых премий сотрудникам ЛИУ-8. Указанием ФСИН России от 19.01.2015 № исх№ определялся порядок начисления и выплаты заработной платы сотрудникам и работникам УИС на 2015 год. Абзац 6 Указания ФСИН России от 19.01.2015 № указывает, что сотрудникам, работающим по пятидневной рабочей неделе службу в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время компенсировать предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. Денежная компенсация за службу в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время в течении 2015 года в ЛИУ-8 выплачивалась только сотрудникам, работающим по графику сменности. Компенсация выплачивалась на основании приказов Врио начальника учреждения. Попыток руководства учреждения, ведущих к исполнению указаний ФСИН России в течение 2015 года по компенсации сотрудникам, работающим по пятидневной рабочей педеле, сверхурочной работы днями (часами) отдыха не предпринималось. В нарушение пункта 7 Порядка выплаты премий вместо выплаты сотрудникам, работающим по пятидневной рабочей неделе, денежной компенсации за службу в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время, в конце 2015 года в ЛИУ-8 на основании приказа врио начальника учреждения от ДД.ММ.ГГГГ №-лс выплачивалась разовая премия. Также в течение 2016-2018 гг. сотрудникам учреждения, работающим по пятидневной рабочей неделе, начислялись и выплачивались разовые премии, при отсутствии компенсации службы в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время за 2015 год. С 01.08.2018 порядок прохождения службы определяется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 №197-ФЗ. Вопрос о привлечении к исполнению служебных обязанностей, а также о предоставлении отгулов по состоянию на 2015 год регулировался Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ. Приказом Минюста России от 05.08.2021 № 132 утвержден порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Для сотрудников, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации, при этом в соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ и пунктом 8 Порядка для реализации сотрудником права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем (в соответствии с пунктом 10 Порядка самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается); соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений вышеуказанной статьи, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы, что подтверждается Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15,08.20! 6 N 73-КГ16-3, давшим в своем определении толкование абсолютно аналогичной нормы, содержащейся в ст. 53 ФЗ-342. Дополнительные дни отдыха имеют определенный период времени для использования и после этого «сгорают». С рапортом о предоставлении компенсации за выполнение служебных обязательностей в выходные и праздничные дни виде отгулов истец обратился лишь 12.04.2023 года. О работе истца сверх установленного времени, в выходные и праздничные дни начальником учреждения издавались соответствующие приказы, в которых было указано на предоставление компенсации в соответствии с приказом УФСИН России от 27.05.2013 №269, что свидетельствует о пропуске истцом установленного статьей 74 Закона №197-ФЗ срока на обращение за защитой нарушенного права. Истец не реализовал свое право в течение трех месяцев со дня издания приказа о привлечении истца к дежурствам согласно установленного приказом графика, при этом зная, что дополнительные дни отдыха ему не предоставлены, денежная компенсация не выплачена, с требованием о выплате денежной компенсации обратился в суд лишь в 2023 году, т.е. за пределами установленного срока. Трехмесячный срок для обращения в суд истекает по каждому случаю в течение трех месяцев с даты издания приказа. Письмо от 24.05.2023 года исх. № направленное истцу, является ответом по существу заявленных им требования, которое по своему не содержит никакого отказа в выплате компенсации. Требования истца о взыскании процентов и компенсации морального вреда суд считает незаконными и необоснованными. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации определяется Федеральным законом Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Частью 1 статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ под служебным временем определено время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
В соответствии с ч.2 ст.55 Федерального закона №197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Согласно ч.6 ст.55 Федерального закона №197-ФЗ, сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч.10 ст.55 ФЗ-197).
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 №269 (действовавшим до 03.10.2021 года) утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы. В соответствии с п.17 Порядка, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации. Служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности (п.20 Порядка). Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (п.19).
Приказом ФСИН России от 16.08.2021 №701 утвержден новый Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, которым не предусмотрена выплата денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. 05.08.2021 года Приказом Минюста России №132 утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №11).
Соответствии с п.5 Порядка, сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
Сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона N 197-ФЗ (п.7 Порядка).
Как следует из материалов дела, Сумин Д.А. с 14 января 2003 года проходил службу в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. 06 мая 2020 года с Суминым Д.А. заключен контракт № о службе в уголовно-исполнительной системе РФ в должности оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Из справки главного бухгалтера ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК следует, что у оперуполномоченного оперативного отдела Сумина Д.А. за 2015 года работа в праздничные и выходные дни составляет 488 часов, работа в сверхурочное время – 131 час или 77 рабочих дней; за 2020 года работа в праздничные и выходные дни составляет 120 часов или 15 рабочих дней; за 2021 года работа в праздничные и выходные дни составляет 304 часа или 38 рабочих дней; за 2022 год работа в праздничные и выходные дни составляет 392 часа или 49 рабочих дней. С рапортами на предоставления денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015, 2020, 2021, 2022 гг. не обращался.
Факт сверхурочной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни подтверждается ежемесячными табелями учета рабочего времени и расчеты оплаты труда за 2015, справками начальника ОО ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО1, справкой главного бухгалтера ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, приказами об организации суточных дежурств в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю и проверок несения службы в учреждении от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, графиками дежурств.
Согласно справкам начальника ОО ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю ФИО1 у оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК Сумина Д.А. за 2015 года работа в праздничные и выходные дни составляет 488 часов, работа в сверхурочное время – 131 час; за 2020 года работа в праздничные и выходные дни составляет 120 часов; за 2021 года работа в праздничные и выходные дни составляет 304 часа; за 2022 год работа в праздничные и выходные дни составляет 392 часа.
Из ответа УФСИН России по Ставропольскому краю № от 24.05.2023г. следует, что в рамках рассмотрения коллективного обращения сотрудников ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, Сумину Д.А. даны разъяснения норм закона по отсутствию оснований для предоставления дней отдыха и выплаты денежной компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
Решением Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 04 августа 2023 года (дело №) Сумину Д.А. отказано в удовлетворении требований к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о предоставлении компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 2015 года по 2022 год, а также в 2015 году за работу сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени, в виде дополнительного времени отдыха. Судом было установлено, что основные отпуска за 2015, 2020-2022 Суминым Д.А. использованы полностью, поэтому оснований для предоставления дополнительных дней отдыха к отпуску за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени за 2015 год, 2020, 2021, 2022 гг. суд не усмотрел, но признал, что истец не лишен права ставить вопрос о выплате ему денежной компенсации за указанные периоды работы за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни и сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.
Согласно приказу УФСИН России по Ставропольскому краю №-лс от 17 августа 2023 года контракт о службе в уголовно-исполнительной системе с Суминым Д.А. расторгнут. Оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК Сумин Д.А. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе 07.09.2023 года, с выплатой пособия в размере семи окладов денежного содержания.
04.10.2023 года Сумин Д.А. обратился в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю с заявлением о выплате денежных средств за работу в выходные и праздничные нерабочие дни, а также за сверхурочную работу в 2015г., 2020г., 2021г., 2022г.
Согласно ответу ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России от 19.10.2023 г. исх.№ Сумину Д.А. отказано в выплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные нерабочие дни, а также за исполнение обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительностью рабочего времени за 2015г., 2020г., 2021г., 2022г.
На момент привлечения Сумина Д.А. к выполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни в 2015г., 2020г., 2021г. действовал приказ ФСИН России от 27.05.2013 года №, предусматривающий выплату за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в виде денежной компенсации, которая могла быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха.
Судом установлено, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015г., 2020г., 2021г. денежная компенсация Сумину Д.А. не выплачивалась и дополнительные дни отдыха не предоставлялись.
Таким образом, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении требований о выплате компенсации за период с 01.01.2015 по 31.12.2015, с 01.01.2020 по 31.12.2020, с 01.01.2021 по 21.08.2021 года.
16 августа 2021 г. Приказом ФСИН России N 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от 27 мая 2013 г. N 269 признан утратившим силу.
С 22.08.2021 года вступил в силу приказ Минюста России №132 от 05.08.2021 года, который предусматривает предоставление компенсация в виде дополнительного времени отдыха сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные.
Пунктом 8 Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение №11 к приказу №132) предусмотрено, что предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником): сотрудникам учреждения или органа УИС - руководителем (начальником) учреждения или органа УИС; руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС - вышестоящим руководителем (начальником).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении судебной коллегии по гражданским делам от 15.08.2016 №73-КГ16-3, выполнение сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени должно быть компенсировано к моменту предоставления ему очередного ежегодного отпуска в текущем году, а сотрудник, желающий реализовать свое право на получение в текущем году названной компенсации, должен обратиться с соответствующим рапортом.
Сумин Д.А., зная о своем праве воспользоваться дополнительными днями отдыха за отработанные выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2015 году, а также в период с 2020-2022гг., с рапортами к руководству в указанные периоды не обращался.
Между тем, часть 6 статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ, предусматривает право сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха за исполнение им служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на выплату денежной компенсации.
В соответствии с названным законом основанием для реализации этого права является просьба сотрудника, такое волеизъявление сотрудника оформляется по общим правилам в форме рапорта.
Также согласно разъяснениям, указанным в письме МИНЮСТ РОССИИ от 14.03.2023г. по указанным обстоятельствам, отсутствие регламентированного Минюстом России порядка выплаты денежной компенсации сотруднику не может являться основанием в отказе такой выплаты в соответствии с частью шестой статьи 55 Федерального закона №197-ФЗ.
Учитывая, что истец уволен со службы уголовно-исполнительной системы, дополнительные дни отдыха за исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также работу в сверхурочное время в период его службы ему не предоставлялись в виду вышеизложенного, он не лишен права ставить вопрос о выплате ему денежной компенсации за указанные периоды работы в связи с выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени в период с 22.08.2021 по 31.12.2022 г.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что отказ УФСИН России по Ставропольскому краю от 24.05.2023 года № и отказ ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 19.10.2023 года № в выплате истцу денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени за 2015г., 2020-2022гг. являются незаконными, а требования Сумина Д.А. о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени подлежащими удовлетворению.
Согласно справке – расчета, произведенной бухгалтерией ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, размер компенсации полагающейся Сумину Д.А. за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за 2015 год составляет 107318 рублей 44 коп., за 2020 года составляет 26389 руб. 78 коп., за 2021 года составляет 66854 руб. 11 коп., за 2022 года составляет 85206 руб. 62 коп. Денежная компенсация за исполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени за 2015 год составляет 25400 руб. 16 коп. Итого за 1435 часов или 179 рабочих дней денежная компенсация составляет 312169 рублей 11 коп.
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю, как с распорядителя бюджетных средств.
Суд считает необоснованными доводы ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю о том, что он является ненадлежащим ответчиком ввиду следующего.
Из п.1.2.1 Правил внутреннего служебного (трудового) распорядка ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, утвержденных приказом начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что работодателем является ФСИН России в лице ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю.
Согласно контракту № от 06.05.2020 года Сумин Д.А. был принят на работу в целях прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю. Данный контракт заключен между Суминым Д.А. и начальником УФСИН по Ставропольскому краю.
Согласно п. 6.2 контракта работодатель обязался обеспечить сотруднику своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление социальных гарантий.
Таким образом, поскольку контракт с Суминым Д.А. был заключен с УФСИН России по Ставропольскому краю, то надлежащим ответчиком по данному спору является УФСИН России по Ставропольскому краю.
Суд не принимает во внимание доводы УФСИН России по Ставропольскому краю о том, что Сумину Д.А. в конце 2015 году выплачена разовая премия вместо выплаты денежной компенсации за службу в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время, поскольку они были предметом рассмотрения по гражданскому делу №, по которому в решении суд признал данные доводы необоснованными и указал, что согласно приказу начальника ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю №-лс от ДД.ММ.ГГГГ Сумину Д.А. выплачена премия за добросовестное выполнение особо важных задач, высокие показатели в служебной деятельности по итогам работы за 12 месяцев 2015 года.
Также суд считает необоснованными доводы стороны ответчика о пропуске срока истцом для обращения в суд с настоящим иском, поскольку Сумин Д.А. узнал о своем нарушенном права при увольнении со службы 07.09.2023 года, когда с ним был произведен неполный расчет, что послужило основанием для обращения 04.10.2023 года с заявлением в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по СК, на которое 19.10.2023 года получил отказ, соответственно, срок обращения в суд с иском, предусмотренный абз. 2 ст.392 ТК РФ, им не пропущен.
Согласно абз.1 ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Учитывая, что при увольнении со службы с истцом не был произведен полный расчет, денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности рабочего времени в размере 312169 руб. 11 коп. выплачена не была, на данную сумм в соответствии со ст.236 ТК РФ подлежат начислению проценты начиная с 08.09.2023 года до даты фактического исполнения решения суда.
Согласно сведениям Центрального Банка РФ, ключевая ставка ЦБ РФ с 15.08.2023 по 17.09.2023 г. составляла 12% годовых, с 18.09.2023 по 29.10.2023 года – 13% годовых, с 30 октября 2023 года - 15% годовых.
Таким образом, сумма процентов (денежная компенсация), предусмотренных ст.236 ТК РФ, подлежащая взысканию в пользу истца составляет: за период с 08.09.2023 по 17.09.2023 (10 дней) 312169,11 руб. х 10 дней х 1/150 х 12% = 2497,35 руб.; за период с 18.09.2023 по 29.10.2023 (42 дня) 132169,11 руб. х 42 дня х 1/150 х 13% = 11362,96 руб.; за период с 30.10.2023 по 28.11.2023 – дата принятия решения (30 дней) 132169,11 руб. х 30дней х 1/150 х 15% = 9365,07 руб., всего 23225 руб. 38 коп.
Согласно ст.237 Трудового кодекса РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, данным в п.63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание характер нарушений прав истца, их продолжительность, степень вины ответчиков, с учетом конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика УФСИН России по Ставропольскому краю в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Сумина Д.А. к ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю, УФСИН России по Ставропольскому краю о признании незаконным отказов в выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Признать отказ УФСИН России по Ставропольскому краю от 24.05.2023 года 24.05.2023 года № и отказ ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Ставропольскому краю от 19.10.2023 № в выплате денежной компенсации за выполнение служебной обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также за выполнение служебных обязанностей сверх установленной законом продолжительности рабочего времени незаконными.
Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю (ИНН 2634017706) в пользу Сумина Д.А., 26<данные изъяты> денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в размере 312169 (триста двенадцать тысяч сто шестьдесят девять) рублей 11 коп., в том числе за работу в праздничные и выходные дни - 286768 руб. 95 коп., за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени – 25400 руб. 16 коп.
Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю в пользу Сумина Д.А. проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока всех выплат, причитающихся работнику при увольнении, за период с 08.09.2023 года по 28.11.2023 года (включительно) в размере 23225 рублей 38 коп., и с 29.11.2023 года по день фактической выплаты- в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Взыскать с УФСИН России по Ставропольскому краю в пользу Сумина Д.А. компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Сумину Д.А. в удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Ставропольскому краю о взыскании компенсации морального в размере 5000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2023 года.
Судья Н.С. Ливинская