РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года гор. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Зайцевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-181/2021 по иску Мазалова ФИО9 ФИО10 к Министерству социального развития Московской области об обязании назначить ежемесячную выплату.
УСТАНОВИЛ:
Истец Мазалов Ф.В., изменив предмет иска, обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что он, 19.10.2020 обратился в Щелковский городской суд с исковым заявлением о признании незаконным решения начальника Щелковского окружного управления социальной защиты населения Московской области № от 20.07.2020, по заявлению истца № от 01.06.2020 в соответствии с которым истцу отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, по основанию - «Отсутствие у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области».
23.09.2020 Московским областным судом вынесено апелляционное определение по делу № 2-513/2020 согласно которого, установлено, что истец и члены его семьи с 2012 года по настоящее время имеют место жительство в Московской области.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В связи со вступлением 23.09.2020 в законную силу апелляционного определения по делу № 2-513/2020, истец через сайт «Госуслуги» подал в адрес начальника Щелковского окружного управления социальной защиты населения Московской области заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
Решением начальника Щелковского окружного управления социальной защиты населения Московской области № от 03.10.2020, по заявлению № от 29.09.2020 истцу отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, по основанию - «Отсутствие у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области».
На основании изложенного, просит суд:
Признать незаконным и отменить решения начальника Щелковского окружного управления социальной защиты населения Московской области № от 03.10.2020, по заявлению № от 29.09.2020; обязать назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно.
В судебном заседании истец Мазалов Ф.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Худовердова Л.А., действующая также как представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Щелковского окружного управления социальной защиты населения Министерству социального развития Московской области, возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы письменных возражений.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экономики и финансов Московской области, а также третье лицо Мазалова ФИО11 не явились, извещались.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Министерство социального развития Московской области на основании общих принципов о Федеративном устройстве РФ, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации (которым, в частности, является Московская область), закрепленных первой главой Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с Уставом Московской области и иными Законодательными актами Московской области, наделено полномочиями по обеспечению реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предоставляется ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно (далее - ЕДВ на ребенка) в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
В Московской области отношения, связанные с предоставлением ЕДВ на ребенка регулируются Законом Московской области от 10.04.2020 № 57/2020-03 «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей в Московской области», «Порядком и условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 28.04.2020 № 228/12 (далее - Порядок), ЕДВ на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации и имеющему место жительства в Московской области, на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, который является гражданином Российской Федерации и имеет место жительства в Московской области, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ЕДВ на ребенка.
В соответствии со статьей 2 Закона Московской области № 57/2020-03 «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей в Московской области» действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Для целей настоящего Закона понятие "место жительства" понимается в том же значении, в котором оно используется в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
В соответствии с ч. 8 ст. 2 Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" установлено, что место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.
Таким образом, указанной нормой законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие Закона МО на отдельную категорию граждан имеющих регистрацию по месту жительства в Московской области.
ЕДВ на ребенка назначается с даты достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста восьми лет.
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;
б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно- педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
г) алименты;
д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;
к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;
л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;
м) доходы от продажи, аренды имущества;
н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12. Порядка территориальное подразделение Министерства запрашивает в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы (сведения), указанные в Примерном перечне документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации N 384 (далее - сведения, полученные в рамках межведомственного информационного взаимодействия), в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с п.30. Порядка решение об отказе в назначении ЕДВ на ребенка принимается в случае:
получения сведений об отсутствии у заявителя и (или) у ребенка (детей), на которого назначается ЕДВ на ребенка, гражданства Российской Федерации;
получения сведений об отсутствии у заявителя и (или) у ребенка (детей), на которого назначается ЕДВ на ребенка, места жительства в Московской области;
превышения среднедушевым доходом семьи величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ЕДВ на ребенка;
получения сведений о нахождении ребенка на полном государственном обеспечении, в том числе в семьях опекунов, приемных родителей;
получения сведений о получении опекуном денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой;
получения сведений о лишении заявителя родительских прав или ограничения его в родительских правах в отношении ребенка;
получения сведений, указывающих на наличие в заявлении недостоверных или неполных данных;
непредставления в территориальное подразделение Министерства оригинала документа, подтверждающего факт рождения ребенка за пределами Российской Федерации, в течение 2 рабочих дней со дня поступления соответствующего уведомления в личный кабинет на ЕПГУ - в случае обращения за назначением ЕДВ на ребенка посредством ЕПГУ;
обращения за назначением ЕДВ на ребенка ранее окончания текущего периода выплаты;
получения сведений о назначении второму родителю (опекуну) ЕДВ на ребенка на этого ребенка в другом территориальном подразделении Министерства;
получения сведений о назначении одному из родителей (опекунов) ЕДВ на ребенка в другом субъекте Российской Федерации на этого ребенка;
обращения за назначением ЕДВ на ребенка, который не достиг возраста 3 лет;
обращения за назначением ЕДВ на ребенка, который достиг возраста 8 лет, за исключением случаев обращения в 2020 году за назначением ЕДВ на ребенка, достигшего возраста 8 лет;
получения сведений о смерти ребенка на дату обращения.
Другого порядка назначения ЕДВ на ребенка действующим законодательством Московской области не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что 29.09.2020 Мазалов Ф.В. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно с использованием Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области". (л.д.101-102)
В соответствии с п. 12. Порядка в рамках межведомственного информационного взаимодействия были направлены запросы в соответствующие ведомства. В том числе:
Запрос о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации, данные сведения предоставляются МВД России.
МВД России представлены сведения о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> на Мазалова ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Мазалову ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.(л.д.103,104)
Запрос о доходах военнослужащих, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, данные сведения предоставляются ФНС России. (л.д.40,41,105)
В соответствии с п. 30 Порядка вынесено решение от 03.10.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно по причине отсутствия у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области.
28.07.2020 Мазалова ФИО14 обратилась по месту жительства (<адрес>) с заявлением о назначении денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно. 18.08.2020 отделением было принято решение об отказе в назначении ЕДВ, так как среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Приморском крае за второй квартал, предшествующего году обращения за назначением выплаты.(л.д.106-107)
В соответствии с полученной информацией Мазалову Ф.В. ответчиком направлено письмо от 11.12.2020 № с уточнением причин отказа в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а именно: отсутствие регистрации по месту жительства в Московской области у Мазалова ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мазаловой ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р.а также то, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения на второй квартал года, предшествующего году обращения на назначением ЕДВ на ребенка.(л.д.49-50,51)
19.10.2020 обратился в Щелковский городской суд с исковым заявлением о признании незаконным решения начальника Щелковского окружного управления социальной защиты населения Московской области № от 20.07.2020, по заявлению истца № от 01.06.2020 в соответствии с которым истцу отказано в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно, по основанию - «Отсутствие у заявителя и (или) у ребенка регистрации по месту жительства в Московской области».(л.д.92)
23.09.2020 Московским областным судом вынесено апелляционное определение по делу № 2-513/2020 в котором судебной коллегией сделан вывод о том, что Мазалов Ф.В. фактически проживаю по договору служебного найма в квартире по адресу: <адрес> (л.д.57-66)
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Однако, как следует из исследованных в судебном заседании письменных доказательств среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения на второй квартал года, предшествующего году обращения на назначением ЕДВ на ребенка.
Суд отклоняет доводы истца о необоснованном включении в расчет среднедушевого дохода единовременное поощрение, дополнительное материальное стимулирование, а также компенсационные выплаты, поскольку в силу Постановления Правительства МО от 28.04.2020 №228/12 при расчете среднедушевого дохода не учитываются сумму единовременной материальной помощи, выплаченной в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом. (п. в ст.18)
На основании изложенного, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Мазалова ФИО17 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным и отмене решения начальника Щелковского окружного управления социальной защиты населения Московской области № от 03.10.2020, по заявлению № от 29.09.2020, обязании назначить и выплатить ежемесячную выплату на детей в возрасте от трех до семи лет включительно - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московской областной суд через Щелковский городской суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Торбик