Решение по делу № 12-2/2022 (12-22/2021;) от 04.10.2021

                                                                                                      Дело № 12-2/2022

                                                                               УИД76RS0018-01-2021-000403-93

Р Е Ш Е Н И Е

с. Большое Село

Ярославской области                                                         «21» января       2022    г.

Судья Большесельского районного суда Ярославской области Киселева Е.В.,

при секретаре Селеховой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник», юридический адрес: <адрес>,

                                                     УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021      Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальник» было признано    виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2    КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 (триста тысяч) руб. в связи с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

В ходе производства по делу об административном правонарушении должностным лицом было установлено, что на основании распоряжения Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.06.2021 была проведена плановая выездная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник». По результатам проверки согласно акту проверки от 06.08.2021 установлено, что у МУП «Коммунальник имеется объект – Полигон ТБО (код объекта ), расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный объект МУП «Коммунальник» поставлен на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, внесен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объекту присвоена II категория негативного воздействия, категория риска - значительная (3).

На территории Ярославской области с 15.04.2021 установлен пожароопасный период, полигон ТБО располагается в лесном массиве, на момент проверки и на дату рассмотрения дела об административном правонарушении температура воздуха превышает 30 градусов Цельсия, что повышает опасность возгорания отходов и может привести к лесным пожарам.

В период с 15.07.2021 по 30.07.2021 Межрегиональным управлением с привлечением ФГБУ <данные изъяты> были выполнены работы в части проведения экспертного сопровождения. Согласно экспертному заключению от 30.07.2021 № б/н при обработке топографической съемки обследуемых участков были установлены: площадь, размещенных отходов на полигоне, -12381,16 м2; общий объем размещенных отходов на полигоне - 9595,68 м3; площадь выхода отходов за границу полигона - 63,42 м2; объем выхода отходов за границу полигона - 29,8 м3; границы занимаемого земельного участка соответствуют границам кадастрового плана.

В нарушение положений ч.1, ч.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» МУП «Коммунальник» часть отходов размещена за границами полигона ТБО (площадь выхода отходов за границу полигона - 63,42 м, объем выхода отходов за границу полигона - 29,8 м3 согласно экспертному заключению от 30.07.2021 № б/н ФГБУ <данные изъяты>), юридическим лицом не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

МУП «Коммунальник», считая указанное постановление    незаконным,    обратилось     в суд с жалобой, юридическое лицо просило      постановление от 27.09.2021 отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы МУП «Коммунальник» указало, что согласно экспертному заключению от 30.07.2021 № б/н ФГБУ <данные изъяты> часть отходов размещена за границами полигона ТБО, но фактически отходы были размещены на рабочем теле полигона, что подтверждается фотографией, отходы находятся на мембране полигона, в рабочей зоне.

МУП «Коммунальник» не нарушало требования в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в действиях юридического лица отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании законный представитель <данные изъяты> МУП «Коммунальник» Ватанин Н.Б., действующий согласно Уставу МУП, и защитник юридического лица Смирнов А.В., действующий согласно доверенности, поддержали доводы жалобы. Ватанин Н.Б. пояснил, что сведения, которые содержатся в экспертном заключении о размещении части отходов за границами полигона, являются недостоверными, в день проведения проверки он был на полигоне, видел, что отходы были размещены на теле полигона, мембрана не была закрыта отходами, что подтверждается представленными в судебное заседание фотографиями.

Смирнов А.В. также просил учесть финансовое положение предприятия, имеющего убытки, подтвержденные бухгалтерским балансом МУП «Коммунальник» на 31.12.2020.

        В судебном заседании государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалист –эксперт отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельянова А.А., надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, не присутствовала.

Согласно п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело было рассмотрено в отсутствие должностного лица Емельяновой А.А.

Заслушав законного представителя и защитника юридического лица,    исследовав материалы дела, проверив дело об административном правонарушении в полном объёме, судья приходит к выводу о том, что имеются основания для изменения    постановления.

Положениями части четыре статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

         Согласно ч.1, ч.2 ст. 51 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Данные учета движения отходов на предприятии должны вестись по формам, утвержденным законодательством. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом - государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалистом –экспертом отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. было установлено, что МУП «Коммунальник» имеет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, (Полигон ТБО (код объекта ), расположенный по адресу: <адрес>). В нарушение положений ч.1, ч.2 ст. 51 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» часть отходов размещена за границами полигона ТБО (площадь выхода отходов за границу полигона - 63,42 м2, объем выхода отходов за границу полигона - 29,8 м3 ), что подтверждается экспертным заключением от 30.07.2021 № б/н, составленным ФГБУ <данные изъяты>.

Вина МУП «Коммунальник» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается письменными материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 13.09.2021, актом проверки Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования юридического лица от 06.08.2021, из которого следует, что в период проверки, проведенной 25.06.2021 – 22.07.2021, Межрегиональным управлением с привлечением специалистов ФГБУ <данные изъяты> в период с 15.07.2021 по 30.07.2021 были выполнены работы в части экспертного сопровождения.

Согласно экспертному заключению по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 30.07.2021 №б/н, составленному <данные изъяты>, МУП «Коммунальник» часть отходов размещена за границами полигона ТБО (площадь выхода отходов за границу полигона - 63,42 м2; объем выхода отходов за границу полигона - 29,8 м3), границы занимаемого земельного участка соответствуют границам кадастрового плана.

Оценив представленные доказательства в совокупности, должностное лицо в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении пришло к обоснованному выводу о виновности юридического лица МУП «Коммунальник» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

         Судья считает несостоятельными доводы жалобы юридического лица об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.

       Представленные МУП «Коммунальник» фотографии полигона от 09.08.2021 не опровергают данных, полученных экспертом ФГБУ <данные изъяты> в результате топографической съемки. Оснований сомневаться в достоверности выводов экспертного заключения не имеется.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальник»     не имеется.

        Согласно ч.4 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.3.3).

МУП «Коммунальник» должностным лицом за совершенное административное правонарушение было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

Учитывая, что необратимых последствий в виде негативного воздействия на окружающую среду совершенное юридическим лицом правонарушение не повлекло, принимая во внимание финансовое положение МУП «Коммунальник», судья в соответствии с положениями ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ считает необходимым снизить МУП «Коммунальник» наказание в виде административного штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ для юридических лиц, - до 150000 руб.

С учетом изложенного, согласно п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста –эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении МУП «Коммунальник» подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания. В остальной части постановление от 27.09.2021 следует оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

                                             РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской, Костромской, Тверской областям, специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Ярославской области Емельяновой А.А. от 27.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» изменить:

Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальник» снизить размер административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КоАП РФ, на основании положений ч.3.2, ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ до 150000 руб. (ста пятидесяти тысяч руб.)

В остальной части постановление     от 27.09.2021 оставить без изменения, жалобу Муниципального унитарного предприятия «Коммунальник» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Большесельский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

       Судья

12-2/2022 (12-22/2021;)

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Коммунальник"
Другие
Смирнов А.В.
Суд
Большесельский районный суд Ярославской области
Судья
Киселева Екатерина Валентиновна
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
bolsheselsky.jrs.sudrf.ru
05.10.2021Материалы переданы в производство судье
05.10.2021Истребованы материалы
24.11.2021Поступили истребованные материалы
20.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.02.2022Вступило в законную силу
18.02.2022Дело оформлено
21.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее