Дело № 2-454/2023
64RS0018-01-2023-000487-76
Решение
Именем Российской Федерации
14 июня 2023 года г. Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Ходжаян Н.В.,
при секретаре судебного заседания Жмакиной В.В.,
с участием помощника прокурора Гущина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области о возложении обязанности укомплектовать блок отделения организации медицинской помощи образовательного учреждения материально-техническими средствами для охраны здоровья обучающихся, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление образования администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области,
установил:
истец прокурор Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению – средней общеобразовательной школе с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области о возложении обязанности укомплектовать блок отделения организации медицинской помощи образовательного учреждения материально-техническими средствами для охраны здоровья обучающихся, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление образования администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области. Просит обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение – среднюю общеобразовательную школу с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области укомплектовать блок отделения организации медицинской помощи материально-техническими средствами для охраны здоровья обучающихся, а именно: тонометром с возрастными манжетами, оториноскопом с набором воронок, аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), комплектом воздуховодов для искусственного дыхания «рот в рот». Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья несовершеннолетних в деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области (далее МОУ СОШ с.Карпенка Краснокутского района). В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства блок отделения организации медицинской помощи МОУ СОШ с.Карпенка Краснокутского района недостаточно укомплектован материально-техническими средствами для охраны здоровья обучающихся. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Согласно Стандарту медицинский блок отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях должен содержать, в том числе, тонометр с возрастными манжетами (2 шт.), стетофонендоскоп (2 шт.„ секундомер, динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп), плантограф, оториноскоп с набором воронок, холодильник, аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой, пипетки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания "рот в рот", аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), грелка медицинская.
Результаты проведенной проверки показали, что в нарушение установленного Стандарта, в образовательном учреждении отсутствуют второй тонометр с возрастными манжетами, оториноскоп с набором воронок, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), комплект воздуховодов для искусственного дыхания "рот в рот".
Таким образом, учащимся образовательного учреждения не может в полной мере гарантироваться охрана их здоровья, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - несовершеннолетних обучающихся и иных граждан.
В связи с несоблюдением требований законодательства при выполнении мероприятий по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности прокуратурой района вносилось обобщенное представление начальнику управления образования администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, в котором указывалось на необходимость укомплектовать блок отделения организации медицинской помощи. Однако до настоящего времени в полном объеме нарушения не устранены. Осуществление образовательной деятельности с нарушением установленных законодательством требований и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
В судебном заседании представитель истца Гущина Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика МОУ-СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора: Управление образования администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 Генеральной Ассамблее ООН от 20.11.1959, ребенок, виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются: приоритет охраны здоровья детей, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ФЗ № 323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 41 устанавливает, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
В ч. 2 ст. 33 ФЗ № 323-ФЗ установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 года N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период их обучения и воспитания в образовательных организациях (далее - Порядок N 822н).
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 822н и пунктом 10 Положения об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в
образовательных организациях, являющегося приложением N 1 к Приказу Минздрава России от 5 ноября 2013 года N 822н, оснащение медицинского блока отделения медицинской помощи обучающимся осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи, утвержденному настоящим приказом (далее - Стандарт).
Согласно Стандарту медицинский блок отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях должен содержать, в том числе, тонометр с возрастными манжетами (2 шт.), стетофонендоскоп (2 шт.„ секундомер, динамометр кистевой 2-х видов (для детей разных возрастных групп), плантограф, оториноскоп с набором воронок, холодильник, аппарат Рота с таблицей Сивцева-Орловой, пипетки, комплект воздуховодов для искусственного дыхания "рот в рот", аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), грелка медицинская.
В судебном заседании установлено, что в МОУ-СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области отсутствует второй тонометр с возрастными манжетами, оториноскоп с набором воронок, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), комплект воздуховодов для искусственного дыхания "рот в рот".
Согласно п. 1.16 Устава МОУ-СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области медицинское обслуживание обучающихся Учреждения обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения района за Учреждением, на основании договора между Учреждением и Государственным учреждением здравоохранения Саратовской области «Краснокутская районная больница».
Согласно п. 2.8 Устава МОУ-СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения.
В результате проверки было установлено, что в здании МОУ-СОШ с.Карпенка Краснокутского района Саратовской области отсутствует второй тонометр с возрастными манжетами, оториноскоп с набором воронок, аппарат искусственной вентиляции легких Амбу (мешок Амбу), комплект воздуховодов для искусственного дыхания "рот в рот". (л.д.6).
Вышеуказанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района. Представление было рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения, указанные в представлении, устранены не были, что подтверждается актом проверки от 22.05.2023 года.
Учитывая, что учащимся образовательного учреждения не может в полной мере гарантироваться охрана их здоровья, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению выявленных нарушений следует возложить на школу.
На основании выводов судебного разбирательства, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ ░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░ ░ ░░░».
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░