Дело №
УИД №
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
4 июня 2021 г. <адрес>
Краснознаменский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Матвеева А.Г.,
при секретарях судебного заседания Гладышевой А.В., Щукиной Н.Д.,
с участием
государственных обвинителей – Ежова М.И., Арутюнова И.О., Косолаповой М.В.,
представителя потерпевшего – ФИО3,
подсудимого Сытнюка В.П.,
защитника – адвоката Фирсикова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Сытнюка Владимира Петровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты> ранее не судимого, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 286 ч. 2, 160 ч. 4 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Сытнюк В.П., являясь должностным лицом, занимающим должность главы органа местного самоуправления муниципального образования «Краснознаменский городской округ», а впоследствии - «Краснознаменский муниципальный район» Калининградской области, распоряжаясь имуществом и денежными средствами данного муниципального образования, вопреки интересам муниципальной службы, совершил умышленное преступление против интересов службы в органах местного самоуправления при следующих обстоятельствах.
По результатам всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании решением избирательной комиссии муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 07.11.2005 № «О регистрации избранного главы муниципального образования «Краснознаменский городской округ» Калининградской области» Сытнюк В.П. зарегистрирован главой муниципального образования «Краснознаменский городской округ» Калининградской области, полномочия которого осуществлял до 15.10.2010.
В связи с истечением срока полномочий Сытнюка В.П. в 2010 году, последний по результатам всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании решением Краснознаменской территориальной избирательной комиссии от 15.10.2010 № 244 «О регистрации избранного главы муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» Калининградской области» зарегистрирован главой муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» Калининградской области, полномочия которого осуществлял до 05.11.2015.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 41 Устава муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» № 108 от 14.11.2008 (в редакции, действующей на момент совершения преступления) (далее по тексту – Устав МО «Краснознаменский муниципальный район», Устав) глава муниципального района (далее по тексту – глава МО) является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию МО «Краснознаменский муниципальный район».
Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Организует исполнение бюджета муниципального района, утвержденного районным Советом депутатов, распоряжается средствами муниципального района в соответствии с утвержденным Советом депутатов бюджетом и бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Сытнюк В.П., занимая вышеуказанную должность в муниципальном образовании, был наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то есть являлся должностным лицом, а именно главой органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 25 и 26 Устава МО «Краснознаменский муниципальный район» районный Совет депутатов Краснознаменского муниципального района (далее по тексту – районный Совет депутатов) является представительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями, определенными федеральным законодательством, законодательством Калининградской области, Уставом, а также регламентом районного Совета депутатов.
Частью 1 ст. 14 Закона Калининградской области № 322 от 16.02.2009 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» установлено, что размер денежного вознаграждения выборному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной оплачиваемой основе, определяется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должность муниципальной службы представляет собой должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Реестр должностей муниципальной службы в Калининградской области утвержден Законом Калининградской области от 05.12.2008 № 30 «О правовом регулировании муниципальной службы в Калининградской области», согласно которому глава администрации муниципального образования к высшей группе должностей в администрации муниципального образования не отнесен, в связи с чем, не является муниципальным служащим. Таким образом, Сытнюк В.П. был правомочен определять порядок и условия выплаты должностного оклада, ежемесячных надбавок к должностному окладу и других выплат только подчиненным ему муниципальным служащим администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», но не самому себе.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 Устава МО «Краснознаменский муниципальный район» районный Совет депутатов самостоятельно определяет своими муниципальными нормативными правовыми актами размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, сметы расходов районного Совета депутатов, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета для решения вопросов местного значения.
Согласно ст. 49.5 Устава МО «Краснознаменский муниципальный район» размер денежного вознаграждения выборному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной оплачиваемой основе в органе местного самоуправления МО «Краснознаменский муниципальный район», определяется в соответствии с действующим законодательством тем органом местного самоуправления, в котором выборное лицо осуществляет свои полномочия.
Таким образом, в Краснознаменском муниципальном районе, органом местного самоуправления, уполномоченным определять размер денежного вознаграждения главе МО «Краснознаменский муниципальный район», являлся районный Совет депутатов, на котором лежала обязанность по изданию нормативных правовых актов, устанавливающих размеры и условия оплаты труда главе МО «Краснознаменский муниципальный район».
Однако, в период с 01.01.2010 по 31.03.2011 Сытнюк В.П., являясь должностным лицом – главой органа местного самоуправления (МО «Краснознаменский муниципальный район»), и, находясь в рабочее время в служебном кабинете здания администрации Краснознаменского муниципального района, расположенного по адресу: <адрес>, действуя умышленно, вопреки интересам муниципальной службы, с целью незаконного обогащения и получения денежных выплат, достоверно знавший о том, что размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе определяются нормативными правовыми актами районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район», используя свое служебное положение, связанное с возможностью издания постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения лицами, находящимися у него в непосредственном подчинении, и расходования денежных средств МО «Краснознаменский муниципальный район», незаконно в нарушение вышеуказанного порядка установления конкретного размера, начисления и выплаты денежного содержания главы МО «Краснознаменский муниципальный район», ст.ст. 49.5, 61 ч. 4 Устава МО «Краснознаменский муниципальный район» совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, выразившиеся в незаконном издании постановления № 56 от 28.01.2010 «Об утверждении Положения «О денежном вознаграждении выборного должностного лица МО «Краснознаменский муниципальный район», которым утвердил Положение «О денежном вознаграждении выборного должностного лица муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» и тем самым установил себе, как главе МО «Краснознаменский муниципальный район», должностной оклад в размере 21 417 рублей, дополнительные процентные надбавки от должностного оклада и иные выплаты, а именно ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячные надбавки к должностному окладу за особые условия работы, ежемесячные надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячные поощрения за фактически отработанное время, единовременные выплаты и материальную помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов.
Впоследствии в целях продолжения реализации своего преступного умысла, направленного на незаконное обогащение, Сытнюк В.П., незаконно совершая действия, явно выходящие за пределы его полномочий, используя свое служебное положение, связанное с возможностью издания постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения лицами, находящимися у него в непосредственном подчинении, и расходования денежных средств МО «Краснознаменский муниципальный район», при тех же обстоятельствах в том же месте своими постановлениями периодически вносил изменения в названное постановление № 56 от 28.01.2010 «Об утверждении Положения «О денежном вознаграждении выборного должностного лица МО «Краснознаменский муниципальный район», а также утверждал штатные расписания, увеличивая себе как главе МО «Краснознаменский муниципальный район» размер должностного оклада, вследствие чего перечисленные выше дополнительные процентные надбавки от должностного оклада также увеличивались.
Так, Сытнюк В.П. в период с 15.03.2011 по 31.12.2011 незаконно вынес постановление № от 31.03.2011 «О внесении изменений в постановление № от 28 января 2010 года» и распоряжение № от 15.03.2011 «Об утверждении нового штатного расписания», установив себе должностной оклад в размере 25 000 рублей; в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 – постановление № от 30.01.2012 «О внесении изменений в постановление № от 28 января 2010 года» и распоряжение № от 30.01.2012 «Об утверждении штатного расписания», установив себе должностной оклад в размере 28 500 рублей; в период с 29.12.2012 по 31.10.2013 – постановление № от 29.12.2012 «О внесении изменений в постановление № от 28 января 2010 года», установив себе должностной оклад в размере 31 500 рублей; в период с 01.11.2013 по 30.11.2014 – распоряжение № от 28.11.2013 «О внесении изменений в штатное расписание», установив себе должностной оклад в размере 34 650 рублей; в период с 01.12.2014 по 05.11.2015 – постановление №р от 03.12.2014 «О внесении изменений в постановление № от 28.01.2010» и распоряжение №р от 03.12.2014 «Об утверждении штатного расписания», установив себе должностной оклад в размере 38 115 рублей.
На основании данных постановлений и распоряжений Сытнюку В.П. было незаконно выплачено из средств бюджета МО «Краснознаменский муниципальный район» денежное содержание в виде должностного оклада, ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячных и разовых премий, отпускных, компенсаций, материальной помощи в следующих размерах: в период с 01.04.2011 по 31.12.2011 на общую сумму 457 905 рублей 97 копеек; в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 на общую сумму 684 573 рубля 02 копейки; в период с 01.01.2013 по 30.10.2013 на общую сумму 600 217 рублей 23 копейки; в период с 01.11.2013 по 30.11.2014 на общую сумму 825 635 рублей 57 копеек; в период с 01.12.2014 по 05.11.2015 на общую сумму 762 700 рублей 64 копейки.
Всего в период с 01.04.2011 по 05.11.2015 Сытнюк В.П. в результате своих умышленных противоправных действий лично незаконно получил из бюджета МО «Краснознаменский муниципальный район» денежные средства (с учетом вычета НДФЛ) в общей сумме 3 331 032 рубля 43 копейки.
Вышеуказанные действия Сытнюка В.П., явно выходящие за пределы его полномочий как главы МО «Краснознаменский муниципальный район», привели к необоснованному его обогащению, повлекли причинение бюджету МО «Краснознаменский муниципальный район» материального ущерба на указанную сумму, а также существенно нарушили охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в дискредитации органов местного самоуправления, подрыве его авторитета в глазах общественности.
В судебном заседании подсудимый Сытнюк вину в совершении данного преступления не признал и показал, что правомочен был самостоятельно принимать решение об установлении себе размера и порядка выплаты денежного вознаграждения, как выборному должностному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной оплачиваемой основе в администрации муниципального образования. Данное право, по его мнению, регламентировано ст. 49.5 Устава. В связи с этим вынесение им постановления № от 28.01.2010 об утверждении Положения о денежном вознаграждении выборного должностного лица, а также последующее внесение в данное постановление изменений в части увеличения размера должностного оклада, равно как и вынесение распоряжений об утверждении штатного расписания администрации МО, где помимо муниципальных служащих, был поименован и он, правомерно. Кроме того, полагает, что районным Советом депутатов ежегодно принимались решения об утверждении бюджета и о его исполнении, в которых отдельной строкой значились суммы расходов на функционирование главы МО, то есть на оплату его труда, которые он вправе был распределять на составные части в течение года на свое усмотрение. Каких-либо вопросов у районного Совета депутатов относительно размера его денежного содержания и условий его выплаты никогда не возникало, несмотря на то, что обсуждение проекта бюджета, представляемого в районный Совет депутатов, происходило постатейно сначала в комиссии по бюджету, а затем на сессии всеми депутатами. Превышения расходов, предусмотренных бюджетом на его содержание, никогда не допускалось. Кроме того, нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления устанавливались Правительством Калининградской области. Превышение данных нормативов Краснознаменским муниципальным образованием также не допускалось. Полагает, что обвинение его в незаконном получении из бюджета МО «Краснознаменский муниципальный район» денежных средств противоречит закону, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации он имел право на вознаграждение за свой труд, а осуществление полномочий на постоянной безвозмездной основе законодательством не установлена.
Несмотря на непризнание подсудимым своей вины, суд находит его вину в совершении указанного преступления полностью доказанной и подтвержденной показаниями представителя потерпевшего, свидетелей обвинения и материалами уголовного дела.
Решением избирательной комиссии муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 07.11.2005 № Сытнюк по результатам всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании зарегистрирован избранным главой муниципального образования «Краснознаменский городской округ» (т. 1 л.д. 226).
В соответствии с Законом Калининградской области от 30.06.2008 № 256 муниципальное образование «Краснознаменский городской округ» наделено статусом муниципального района.
Решением территориальной избирательной комиссии Краснознаменского района от 15.10.2010 № Сытнюк по результатам всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании вновь зарегистрирован главой муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» (далее по тексту – МО «Краснознаменский муниципальный район, МО) (т. 1 л.д. 229).
В силу положений ст.ст. 2, 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 27.12.2009) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При этом глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, вправе издавать постановления и распоряжения местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч.ч. 4, 5.1 ст. 36, ч.ч. 4, 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Аналогичные положения содержит и Устав МО «Краснознаменский муниципальный район» (т. 1 л.д. 182-225, т. 15 л.д. 85-123) (с изменениями и дополнениями, внесенными решениями районного Совета депутатов от 25.06.2009 № (т. 13 л.д. 51-54), от 29.10.2009 № (т. 13 л.д. 55-58), от 27.05.2010 № (т. 13 л.д. 59-61).
Структуру органов местного самоуправления Краснознаменского муниципального района образуют: районный Совет депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район», глава муниципального образования (глава администрации муниципального образования) и администрация муниципального образования (ст. 24 Устава).
Районный Совет депутатов является представительным органом местного самоуправления. К его исключительной компетенции относится, в том числе, принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления. В целях решения вопросов местного значения к полномочиям районного Совета депутатов относятся, в помимо прочего, утверждение реестра выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления; рассмотрение и решение по представлению главы МО вопросов, отнесенных к его ведению. Районный Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы МО о результатах его деятельности, деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ст.ст. 25, 26 Устава).
Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, и возглавляет администрацию муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район». Глава муниципального района избирается населением муниципального района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. В пределах своих полномочий глава муниципального района издает муниципальные нормативные и ненормативные правовые акты. Правовые акты издаются в форме постановлений и распоряжений. Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ст. 41 Устава).
Глава муниципального района, помимо прочего, осуществляет следующие полномочия: подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, нормативно-правовые акты, принятые районным Советом депутатов; издает в пределах своих полномочий правовые акты (ч. 1 ст. 42 Устава).
Глава муниципального района как глава администрации муниципального района имеет полномочия по организации выполнения правовых актов районного Совета депутатов в рамках своих полномочий; вправе вносить в районный Совет депутатов проекты муниципальных правовых актов; представляет на рассмотрение и утверждение районного Совета депутатов проект бюджета МО и отчет о его исполнении; представляет на рассмотрение районного Совета депутатов проекты правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета муниципального района; организует исполнение бюджета МО, утвержденного районным Советом депутатов; распоряжается средствами МО в соответствии с утвержденным районным Советом бюджетом и бюджетным законодательством Российской Федерации. Глава МО представляет районному Совету депутатов ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Советом депутатов (ч.ч. 2, 4 ст. 42 Устава).
Администрация Краснознаменского муниципального района – орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации является глава муниципального района. К компетенции администрации, в том числе, относятся разработка проекта местного бюджета и его исполнение (ст. 45 Устава).
Систему муниципальных правовых актов муниципального района образуют: Устав муниципального района; нормативные и иные правовые акты районного Совета депутатов; правовые акты главы муниципального района (главы администрации муниципального района). При этом районный Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории МО, и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции. Глава МО в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Калининградской области, Уставом, правовыми актами районного Совета депутатов, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации ее работы (ст. 8 Устава).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под должностным лицом местного самоуправления понимается выборное или заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Поскольку Сытнюк в соответствии с Уставом был избран главой МО населением муниципального района на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, он являлся выборным должностным лицом МО «Краснознаменский муниципальный район».
Гарантии осуществления выборным должностным лицом местного самоуправления в Калининградской области полномочий определены законом Калининградской области от 16.02.2009 № 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления».
В соответствии со ст. 2 данного Закона гарантии осуществления полномочий выборных лиц устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.
Гарантии, требующие на их обеспечение финансовых расходов, реализуются за счет средств, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете муниципального образования. Возможность установления таких гарантий и их конкретный объем определяются органами местного самоуправления самостоятельно с учетом возможностей местного бюджета. Размер денежного вознаграждения выборному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной оплачиваемой основе, определяется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством (ст.ст. 3, 14 закона от 16.02.2009 № 322).
Гарантии выборных лиц МО «Краснознаменский муниципальный район» установлены главой V-I Устава МО «Краснознаменский муниципальный район».
В соответствии со ст. 49.5 Устава размер денежного вознаграждения выборному лицу, осуществляющему полномочия на постоянной оплачиваемой основе в органе местного самоуправления МО «Краснознаменский муниципальный район» определяется в соответствии с действующим законодательством тем органом местного самоуправления, в котором выборное лицо осуществляет свои полномочия.
При этом ч. 4 ст. 61 Устава установлено, что размеры и условия оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, определяет районный Совет депутатов самостоятельно своими муниципальными нормативно-правовыми актами.
С учетом того, что полномочия Сытнюка, как главы муниципального района, ограничивались положениями ст.ст. 41 и 42 Устава, которые не предусматривали возможности определения самому себе размера и условий выплаты денежного содержания, как не предусматривали такие полномочия администрации муниципального района, определенные в ст. 45 Устава, единственным органом местного самоуправления, уполномоченным в силу закона устанавливать условия и размер денежного вознаграждения подсудимому, как в соответствии с ч. 4 ст. 61 Устава, так и в соответствии со ст. 49.5 Устава, являлся районный Совет депутатов.
Об этом свидетельствуют и положения ч. 5 ст. 61 Устава, которые определяют полномочия главы администрации на установление своими правовыми актами условий оплаты труда только в отношении работников муниципальных предприятий и учреждений.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований Устава Сытнюк, как глава администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», ссылаясь на Закон Калининградской области от 16.02.2009 N 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» и Устав МО «Краснознаменский муниципальный район» постановлением от 28.01.2010 № утвердил Положение «О денежном вознаграждении выборного должностного лица МО «Краснознаменский муниципальный район», согласно которого определил, что денежное вознаграждение выборного должностного лица состоит из месячного должностного оклада в размере 21 417 рублей и дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, выплачиваемая в зависимости от стажа муниципальной и приравненной к ней службы в размере от 10 до 30 % должностного оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы, которая устанавливается в размере до 20 % должностного оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, размер и порядок выплаты которой определяется законодательством Российской Федерации; ежемесячное денежное поощрение, которое производится в размере 25 % должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, максимальный размер которых не ограничивается; единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска один раз в год в размере одного оклада; материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда один раз в год в размере одного оклада (т. 1 л.д. 233-235).
Таким образом, Сытнюк, несмотря на то, что он в силу ч. 6 ст. 6 Устава подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, незаконно определил самому себе условия выплаты денежного вознаграждения и его размер.
Впоследствии распоряжением от 14.07.2010 №р Сытнюком утверждено с 15.07.2010 штатное расписание аппарата администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» (далее по тексту – штатное расписание), должностной оклад в котором также указан в размере 21 417 рублей. При этом в данном штатном расписании, а также во всех нижеуказанных штатных расписаниях дополнительные выплаты установлены в следующих размерах: надбавка за стаж работы – 30 %; надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 30 %; надбавка за особые условия работы – 20 %; премия ежемесячная – 25 %; материальная помощь – 1/12 (т. 1 л.д. 236-239, т. 14 л.д. 151-153, 228-231, т. 15 л.д. 130-140).
Постановлением № от 31.03.2011, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 15.03.2011, Сытнюком внесены изменения в постановление № от 28.01.2010 в части увеличения должностного оклада до 25 000 рублей (т. 2 л.д. 135). Распоряжением № от 15.03.2011 им утверждено с 15.03.2011 штатное расписание в новой редакции, в котором отражен должностной оклад главы администрации района в размере 25 000 рублей (т. 2 л.д. 136-139, т. 14 л.д. 162-165, т. 15 л.д. 141-151).
Постановлением № от 30.01.2012, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, Сытнюком внесены изменения в постановление № от 28.01.2010 в части увеличения должностного оклада до 28 500 рублей (т. 3 л.д. 56). Распоряжением № от 30.01.2012 им утверждено с 01.01.2012 штатное расписание в новой редакции, в котором отражен должностной оклад главы администрации района в размере 28 500 рублей (т. 3 л.д. 57-60, т. 15 л.д. 172-182).
Постановлением № от 29.12.2012, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2013, Сытнюком внесены изменения в постановление № от 28.01.2010 в части увеличения должностного оклада до 31 500 рублей (т. 3 л.д. 62, т. 15 л.д. 189). Распоряжением № от 29.12.2012 им утверждено с 01.01.2013 штатное расписание в новой редакции, однако должностной оклад главы администрации района в нем оставлен без изменения – 28 500 рублей (т. 3 л.д. 210-213, т. 14 л.д. 173-176, т. 15 л.д. 190-199). Только с 01.04.2013 распоряжением № от 01.04.2013 в штатное расписание внесены изменения и размер должностного оклада главы администрации района установлен 31 500 рублей (т. 3 л.д. 214-217, т. 15 л.д. 202-205).
Распоряжением № от 28.11.2013 Сытнюком утверждено с 01.11.2013 штатное расписание в новой редакции, в котором отражен должностной оклад главы администрации района в размере 34 650 рублей (т. 3 л.д. 218-221, т. 14 л.д. 183-186, т. 15 л.д. 208-212).
Постановлением №р от 03.12.2014, действие которого распространено на правоотношения, возникшие с 01.12.2014, Сытнюком внесены изменения в постановление № от 28.01.2010 в части увеличения должностного оклада до 38 115 рублей (т. 5 л.д. 68). Распоряжением №р от 03.12.2014 им утверждено с 01.12.2014 штатное расписание в новой редакции, в котором отражен должностной оклад главы администрации района в размере 38 115 рублей (т. 4 л.д. 169-172).
Содержание постановлений №№р и №, распоряжений №№ и штатные расписания отражены в протоколе осмотра документов от 10.05.2019 (т.7 л.д. 141-185, 198-201, 209-212, 224-227, т. 8 л.д. 41-44, 45-48, 49-52).
Распоряжением главы администрации Сытнюка В.П. от 12.10.2010 №р принято решение о премировании в размере двух должностных окладов специалистам, перечисленных в приложениях № и № к распоряжению №р о 14.07.2010 «Об утверждении штатного расписания», в том числе самому себе (т. 2 л.д. 17).
Периоды работы, выходные дни, дни отпуска и больничных Сытнюка указаны в табелях рабочего времени за 2012 - 2015 гг. (т. 7 л.д. 229-248, т. 8 л.д. 1-28, 53-90, 103-138, 150-181), осмотр которых отражен в соответствующем протоколе от 10.05.2019 (т. 7 л.д. 141-185).
Согласно протоколу осмотра документов от 10.05.2019 (т. 7 л.д. 141-185), копий расчетно-платежных ведомостей за 2010-2012 гг. (т. 2 л.д. 154-159, т. 3 л.д. 72-77, т. 7 л.д. 186-197, 203-208, 218-223) и копий карточки сотрудника администрации (т. 1 л.д. 240, т. 2 л.д. 144, т. 3 л.д. 61, т. 7 л.д. 202, 217, 228) Сытнюку в 2010 г. было выплачено 567 867,34 рублей (с учетом удержаний по исполнительному листу в размере 10 000 рублей), в 2011 г. – 577 142,72 рубля, в 2012 г. – 684 573,02 рубля (с учетом платежного поручения № от 16.01.2013 на сумму 20 830 рублей (т. 3 л.д. 243-244).
Согласно протоколам осмотра документов от 10.05.2019 (т. 7 л.д. 141-185), копий расчетно-платежных ведомостей за 2013 г. (т. 8 л.д. 29-40) и копий платежных поручений № от 22.01.2013, № от 07.02.2013, № от 19.02.2013, № от 05.03.2013, № от 28.03.2013, № от 29.03.2013, № от 05.04.2013, № от 25.04.2013, № от 06.05.2013, № от 21.05.2013, № от 05.06.2013, № от 10.06.2013, № от 04.07.2013, № от 17.07.2013, № от 01.08.2013, № от 14.08.2013, № от 04.09.2013, № от 16.09.2013, № от 07.10.2013, № от 21.10.2013, № от 06.11.2013, № от 21.11.2013, № от 04.12.2013, № от 16.12.2013, № от 17.01.2014 (т. 3 л.д. 245-248, т. 4 л.д. 1-44, 198-199) администрацией МО «Краснознаменский муниципальный район» Сытнюку за 2013 г. перечислена заработная плата в размере 734 968,03 рублей.
Согласно протоколу осмотра документов от 10.05.2019 (т. 7 л.д. 141-185), копий расчетно-платежных ведомостей за 2014 г. (т. 8 л.д. 91-102) и платежных поручений № от 24.01.2014, № от 07.02.2014, № от 06.03.2014, № от 11.03.2014, № от 28.03.2014, № от 08.04.2014, № от 17.04.2014, № от 30.04.2014, № от 30.05.2014, № от 04.06.2014, № от 09.06.2014, № от 16.06.2014, № от 08.07.2014, № от 24.07.2014, № от 07.08.2014, № от 04.09.2014, № от 03.10.2014, № от 23.10.2014, № от 11.11.2014, № от 05.12.2014, № от 24.12.2014, № от 21.01.2015 (т. 4 л.д. 173-184, 200-242) администрацией МО «Краснознаменский муниципальный район» Сытнюку, как главе администрации МО, за 2014 г. выплачена заработная плата в размере 802 384,42 рубля.
Согласно протоколу осмотра документов от 10.05.2019 (т. 7 л.д. 141-185), копий расчетно-платежных ведомостей за 2015 г. (т. 8 л.д. 199-149) администрацией МО «Краснознаменский муниципальный район» Сытнюку, как главе администрации МО, за 2015 г. выплачена заработная плата в размере 944 170,85 рублей.
Согласно справок об исследовании документов № от 27.08.2018, № от 27.08.2018, № от 27.08.2018, № от 05.06.2018, № от 08.06.2018, № от 13.06.2018, составленных начальником отделения документальных исследований УЭБиПК УМВД России по Калининградской области ФИО10 по итогам исследования расчетно-платежных ведомостей администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», Сытнюку выплачивалась заработная плата, состоящая из должностного оклада, ежемесячных надбавок (за выслугу лет; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за особые условия муниципальной службы), ежемесячных премий, премий разовых, отпускных и компенсаций за отпуск, лечебных надбавок (больничный), в следующих размерах:
- за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 начислено 663 617,34 рублей, удержан налог на доходы физических лиц в соответствии с действующим законодательством РФ в размере 85 700 рублей, выплачено 577 867,34 рублей (без учета удержанных в июле 2010 г. по исполнительному листу 10 000 рублей);
- за период с 01.01.2011 по 31.12.2011 начислено 662 784,72 рубля, удержан налог 85 642 рубля, выплачено 577 142,72 рубля;
- за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 начислено 786 268,02 рублей, удержан налог 101 695 рублей, выплачено 684 573,02 рубля;
- за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 начислено 844 193,03 рубля, удержан налог 109 225 рублей, выплачено 734 968,03 рублей;
- за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 начислено 921 683,42 рубля, удержан налог 119 299 рублей, выплачено 802 384,42 рубля;
- за период с 01.01.2015 по 05.11.2015 начислено 1 084 655,85 рублей, удержан налог 140 485 рублей, выплачено 944 170,85 рублей.
Всего, таким образом, Сытнюку за период с 01.01.2010 по 05.11.2015 начислено 4 963 202,58 рубля, а выплачено 4 321 106,58 рублей (без учета удержанных в июле 2010 г. по исполнительному листу 10 000 рублей)
(т. 2 л.д. 58-69, 209-221, т. 3 л.д. 127-138, т. 4 л.д. 83-95, т. 5 л.д. 34-46, 88-99).
Аналогичные сведения о суммах дохода Сытнюка в администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» за 2010-2012 гг. отражены в справках о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ (т. 2 л.д. 7-10).
Заключением эксперта № от 21.01.2019 установлено, что Сытнюку как главе МО «Краснознаменский муниципальный район»
- за период с 01.01.2010 по 31.03.2011 начислена заработная плата (должностной оклад, ежемесячные надбавки к окладу, премии, отпускные, компенсации, лечебные надбавки, материальная помощь) в размере 800 671,09 рубль, сумма к выдаче – 687 104,09 рубля;
- за период с 01.04.2011 по 31.12.2011 начислена заработная плата в размере 525 730,97 рублей, сумма к выдаче – 457 905,97 рублей;
- за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 начислена заработная плата в размере 786 268,02 рублей, сумма к выдаче – 684 573,02 рубля;
- за период с 01.01.2013 по 31.10.2013 начислена заработная плата в размере 702 127,03 рублей, сумма к выдаче – 611 370,03 рублей, выплачено (по имеющимся сведениям о поступлении на счет) – 608 818,38 рублей (т. 7 л.д. 23);
- за период с 01.11.2013 по 30.11.2014 начислена заработная плата в размере 985 612,42 рублей, а выплачена в размере 858 003,42 рубля (т. 7 л.д. 23);
- за период с 01.12.2014 по 05.11.2015 начислена заработная плата в размере 1 162 793,05 рубля, сумма к выдаче – 1 012 150,05 рублей, выплачено (по имеющимся сведениям о поступлении на счет) – 700 901,64 рубль (т. 7 л.д. 24).
Всего за период с 01.01.2010 по 05.11.2015 начислена заработная плата 4 963 202,58 рубля, сумма к выдаче – 4 311 106,58 рублей (с учетом удержанных в июле 2010 г. 10 000 рублей по исполнительному листу). Выплачено (по имеющимся сведениям о поступлении на счет) за период с 01.01.2013 по 05.11.2015 – 2 188 553,44 рубля (без учета начисленной заработной платы за сентябрь-ноябрь 2015 г.) (т. 7 л.д. 4-41).
Протоколом осмотра предметов (документов) от 10.05.2019 и сведениями о поступлении на счет Сытнюка денежных средств, содержащимися на приобщенном к делу в качестве вещественного доказательства CD-R диске, подтверждается, что на счет Сытнюка в период с 01.01.2013 по 05.11.2015 поступили денежные средства в сумме 2 188 553,44 рубля (без учета начисленной заработной платы за сентябрь-ноябрь 2015 г.) (т. 8 л.д. 187-242).
Из протокола осмотра документов от 10.05.2019, в котором проанализировано содержание протоколов сессий районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район», протоколов заседаний постоянных депутатских комиссий, журналы регистрации решений окружного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район» за 2010-2015 гг., следует, что вопросы о размере и условиях оплаты труда главе МО «Краснознаменский муниципальный район» Сытнюку районным Советом депутатов и на заседаниях постоянных депутатских комиссий (в том числе комиссии по бюджету) на повестку дня не выносились, не рассматривались и решения по ним не принимались (т. 7 л.д. 141-185).
Допрошенные в судебном заседании депутаты районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район» Свидетель №3, ФИО35 Свидетель №4, Свидетель №2, Свидетель №10, Свидетель №6, ФИО11, а также председатель районного Совета депутатов Свидетель №8 подтвердили, что решений о размере, порядке и условиях выплаты Сытнюку вознаграждения районным Советом депутатов не принималось. С инициативой определения размера и условий выплаты себе денежного содержания Сытнюк в районный Совет депутатов не обращался. Каким образом формировалось денежное содержание Сытнюка и из каких частей состояло, им не известно. Бюджет Краснознаменского муниципального района всегда был дотационным.
Свидетель Свидетель №6, кроме того, пояснила, что на заседании комиссии по бюджету пару раз возникал вопрос о том из чего складывается денежное содержание Сытнюка, однако юрист администрации пояснил, что эти вопросы не относятся к полномочиям депутатов.
Свидетель ФИО11 также уточнил, что депутаты просили довести до них сведения о размерах окладов главы администрации, однако на их вопросы ответов получено не было.
Представитель потерпевшего ФИО3 показал, что Сытнюк не вправе был определять саму себе порядок, условия и размер денежного содержания, поскольку согласно Уставу не обладал такими полномочиями. Эти вопросы подлежали разрешению только районным Советом депутатов, который в период исследуемых событий не принимал подобных решений. Сам Сытнюк имел возможность обратиться в районный Совет депутатов с инициативой по определению себе размера и условий денежного содержания, однако таким правом не воспользовался, самостоятельно незаконно установил самому себе размер должностного оклада, с различными надбавками и премиями, который впоследствии незаконно увеличивал. Чем при этом Сытнюк руководствовался, ему не известно, поскольку никаких муниципальных правовых актов, регламентирующих размер и условия содержания главы МО или главы администрации МО, не имелось. В бюджете содержалась строка расходов на содержание главы МО, однако только одной суммой, при этом никак не расшифровывалась и в пояснительной записке не обосновывалась. Получив незаконно в качестве вознаграждения денежные средства, Сытнюк причинил существенный ущерб для бюджета Краснознаменского муниципального района, поскольку бюджет был дотационным и незаконно выплаченные подсудимому денежные средства могли были быть направлены на иные цели для разрешения вопросов муниципального значения.
В подтверждение доводов ФИО3 администрацией МО «Краснознаменский городской округ» представлена информация о том, что в период с 2010 по 2015 гг. бюджет района являлся дотационным (процент дотационности с 60 до 88), а у учреждений района имелась значительная задолженность по уплате налогов и сборов и исполненным муниципальным контрактам (т. 16 л.д. 14-15).
Главный специалист финансового отдела администрации МО «Краснознаменский городской округ» ФИО26 показала, что проект бюджета готовит и представляет в районном Совете депутатов финансовый отдел. В бюджете, помимо прочего, имеется строка расходов на содержание главы МО. К проекту бюджета прилагается пояснительная записка, однако строка по содержанию главы МО никак не расшифровывалась. Сначала проект бюджета рассматривается комиссией по бюджету районного Совета депутатов, потом выносится непосредственно на сессию Совета депутатов. При наличии у депутатов вопросов, представитель финансового отдела делает соответствующие разъяснения. Расходы на содержание главы МО закладывались в проект бюджета исходя из должностного оклада и надбавок, указанных в штатном расписании администрации, и постановления № от 28.01.2010 об утверждении Положения о денежном вознаграждении выборного должностного лица. Каких-либо вопросов относительно денежного содержания Сытнюка, в том числе при утверждении отчета об исполнении бюджета никогда не возникало. Сам Сытнюк не обращался в районный Совет депутатов с инициативой по вопросу определения ему денежного содержания.
Главный бухгалтер администрации МО «Краснознаменский городской округ» Свидетель №1 показала, что выплата заработной платы Сытнюку производилась на основании поступавшего в бухгалтерию штатного расписания, которое периодически пересматривалось, а также табеля учета рабочего времени, где был указан и Сытнюк. При составлении проекта бюджета на следующий год бухгалтерией производились расчеты по содержанию Сытнюка исходя из указанных в штатном расписании должностного оклада и надбавок, которые предоставлялись в финансовый отдел.
Начальник департамента финансового контроля Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области Свидетель №9 показала, что бюджет Краснознаменского района был дотационным и денежные средства, выплаченные Сытнюку, могли были быть направлены районным Советом на различные цели. Как орган финансового контроля их отдел проверяет законность расходования региональных денежных средств, но бюджет муниципалитетов не вправе проверять.
Свидетель Свидетель №5, допрошенная в судебном заседании, сведений, значимых для рассматриваемого дела, не сообщила, ссылаясь на свою неосведомленность.
Названные доказательства суд признает допустимыми, достоверными, относимыми, подтверждающими вину Сытнюка в совершении указанного выше преступления и достаточными для вынесения в отношении него обвинительного приговора.
В подтверждение невиновности подсудимого стороной защиты представлено ряд доказательств.
По мнению защиты районный Совет депутатов ежегодно утверждал бюджет на предстоящий год, в котором были заложены расходы на содержание главы МО, то есть на Сытнюка, и вынесение дополнительных решений о размерах денежного вознаграждения, порядке и условиях его выплаты не требовалось.
Так, из решений районного Совета депутатов МО «Краснознаменский городской округ» № от 18.12.2009, № от 16.12.2010, № от 26.12.2011, № от 25.12.2012, № от 19.12.2013, № от 18.12.2014 и соответствующих протоколов сессий районного Совета депутатов № от 18.12.2009, № от 16.12.2010, № от 26.12.2011, № от 25.12.2012, № от 19.12.2013, № от 18.12.2014 в бюджете Краснознаменского муниципального района, утвержденном районным Советом депутатов, были запланированы следующие расходы на функционирование главы МО, как высшего должностного лица органа местного самоуправления: на 2010 г. – 714 000 рублей; на 2011 г. – 755 000 рублей; на 2012 г. – 953 000 рублей; на 2013 г. – 1 062 000 рублей; на 2014 г. – 1 162 000 рублей; на 2015 г. – 930 000 рублей (т. 13 л.д. 105-159, 160-206, 207-250; т. 14 л.д. 1-41, 42-83, 84-121).
Аналогичные суммы были отражены и в пояснительных записках, представляемых финансовым отделом администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», к проектам бюджета на соответствующий год (т. 13 л.д. 203-206, 248-250; т. 14 л.д. 119-121).
Из решений районного Совета депутатов об утверждении исполнения бюджета МО «Краснознаменский муниципальный район» за 2011 – 2015 гг. от 31.05.2012 №, от 25.04.2013 №, от 24.04.2014 №, от 28.05.2015 №, от 31.05.2016 № и протоколов соответствующих сессий от 04.06.2012 №, от 25.04.2013 №, от 24.04.2014 №, от 28.05.2015 №, от 31.05.2016 № следует, что расходы на функционирование главы МО в указанные годы были исполнены в соответствии с запланированными на 100 % и без превышения. Так согласно уточненному плану на 2011 г. на высшего должностного лица МО было запланировано израсходовать 849 000 рублей, эта же сумма израсходована и фактически. На 2012 г. запланировано 907 000 рублей, на 2013 г. запланировано 1 034 500 рублей, на 2014 г. запланировано 1 138 400 рублей, на 2015 г. запланировано 1 457 600 рублей. Эти же суммы были израсходованы и фактически. При этом вопросы о денежном содержании Сытнюка, его размере, порядке выплаты не поднимались и не обсуждались (т. 15 л.д. 3-25).
По результатам рассмотрения отчета об исполнении бюджета района за 2013 г. дано положительное заключение главного бухгалтера (ревизора) районного Совета депутатов ФИО12 (т. 14 л.д. 201-204).
Согласно уведомлению Министра финансов Калининградской области, направленного в адрес главы МО «Краснознаменский муниципальный район» Сытнюка В.П. 20.04.2015 по итогам проверки годовой отчетности за 2014 г., предоставленной МО «Краснознаменский муниципальный район», каких-либо разногласий в отчете не установлено, в связи с чем годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета МО «Краснознаменский муниципальный район» за 2014 г. был принят (т. 14 л.д. 205).
Согласно сообщений Министерства финансов Калининградской области от 21.04.2021 и 12.05.2021 нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления начали устанавливаться Правительством Калининградской области и контролироваться Министерством финансов Калининградской области с 2012 г. Расходы на содержание главы муниципального образования – главы администрации муниципального образования входят в структуру нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, утверждавшихся соответствующими постановлениями Правительства Калининградской области (от 11.05.2012 №, от 19.11.2012 №, от 23.09.2013 № и от 31.10.2014 №). При этом муниципальным образованием «Краснознаменский муниципальный район» в 2012-2015 гг. не было допущено превышения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Утверждение же фактического уровня бюджетной обеспеченности нормативно-правовыми актами Правительства Калининградской области не предусмотрено. В состав расходов на содержание главы МО могут быть включены расходы на фонд оплаты труда муниципальных органов, иные выплаты персоналу муниципальных органов, за исключением фонда оплаты труда, иные выплаты (за исключением фонда оплаты труда муниципальных органов, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий), взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам муниципальных органов, закупку товаров, работ, услуг в сфере информационного-коммуникационных технологий, закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта муниципального имущества, прочую закупку товаров, работ и услуг, пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств, приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения, исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда, уплату налога на имущество организаций и земельного налога, уплату прочих налогов, сборов, уплату иных платежей, резервные средства (т. 13 л.д. 48-50, т. 15 л.д. 44-66).
В соответствии со ст. 4 Положения о бюджетном процессе в МО «Краснознаменский муниципальный район», утвержденного решением районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район» от 25.10.2012 (т. 13 л.д. 70-89) и действующего до его отмены решением районного Совета депутатов от 02.12.2016 № (т. 13 л.д. 90-104), глава МО является главным распорядителем бюджетных средств и обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает составление проекта бюджета; вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов; разрабатывает и утверждает методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансферов; обеспечивает исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности; предоставляет отчет об исполнении бюджета на утверждение районного Совета депутатов; обеспечивает управление муниципальным долгом; осуществляет иные полномочия, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно решению районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район» от 26.02.2009 № (с изменениями от 28.05.2009 №, от 16.12.2010 №) должность главы МО Краснознаменский муниципальный район или главы администрации МО Краснознаменский муниципальный район в реестр должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Краснознаменский муниципальный район» не входила (т. 14 л.д. 126-148).
Из документов, представленных администрацией МО «Краснознаменский городской округ» и стороной защиты (сообщение от 11.05.2021, распоряжения главы администрации от 28.12.2005 №, от 05.11.2015 №а, от 07.02.2007 №р, протоколы комиссии по установке надбавки за выслугу лет работникам администрации от 28.12.2005 № и от 05.11.2015 №) следует, что Сытнюк В.П. имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну по второй форме, с проведением 14.02.2006 проверочных мероприятий органами безопасности и ему устанавливалась ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 30 %. С 01.12.2005 ему, как главе администрации МО «Краснознаменский городской округ», была установлена надбавка за выслугу лет в размере 20 % от оклада (стаж 10 лет), а с 05.11.2015, как заместителю главы администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», - в размере 30 % от оклада (стаж 20 лет 3 месяца) (т. 14 л.д. 206, 247-250, т. 15 л.д. 26-27).
Трудовой стаж Сытнюка подтверждается также трудовой книжкой на его имя, в которой отражены сведения о призыве на срочную военную службу, работу на различных должностях в РК ВЛКСМ, РК КПСС, главой МО «Краснознаменский городской округ» и МО «Краснознаменский муниципальный район», сведения о награждениях и поощрении (т. 15 л.д. 213-222).
Также защита ссылается на решение районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район» от 27.01.2010 №, которым утверждено Положение о денежном вознаграждении выборного должностного лица районного Совета депутатов, которое фактически определяет размер и условия денежного вознаграждения председателя районного Совета депутатов и в большей своей части аналогично вынесенному на следующий день Сытнюком постановлению №, которым утверждено названное выше Положение о денежном вознаграждении выборного должностного лица муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» (т. 16 л.д. 28-31).
Ссылаясь на предусмотренный до инкриминируемого периода порядок выплаты подсудимому заработной платы защитой представлены распоряжение главы администрации Сытнюка от 27.12.2007 № «О тарифной сетке, штатном расписании аппарата администрации МО «Краснознаменский городской округ» и распоряжение о внесении в него изменений от 09.07.2008 №, согласно которых Сытнюку, как главе администрации округа был установлен с 01.01.2008 должностной оклад, такой же как действовал с 01.01.2010 - в размере 21 417 рублей. Также были установлены аналогичные указанным выше следующие ежемесячные надбавки: за стаж работы – 20%; за секретность – 30%; за особые условия 20%; премия ежемесячная – 25%; 1/12 материальной помощи (т. 15 л.д. 35-42).
По мнению стороны защиты, поводом для проведения прокуратурой Краснознаменского района проверки и возбуждения уголовного дела в отношении Сытнюка В.П. послужило заявление, составленное от имени ФИО1 о самовольном начислении Сытнюком в 2015 г. заработной платы и премий (т. 5 л.д. 67).
Однако согласно сообщению отделения полиции по Краснознаменскому району МО МВД России «Неманский» от 06.09.2019 такой гражданин на территории Краснознаменского района не числится, а адрес, указанный в заявлении, как адрес его проживания, не существует (т. 16 л.д. 17).
Свидетель защиты ФИО13, работавшая в 2010-2015 гг. юристом районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район», показала, что проект бюджета на очередной год рассматривался депутатами постатейно, в том числе по содержанию главы МО, однако сумма на содержание главы МО в проекте бюджета была указана без расшифровки. Превышения расходов на содержание главы МО по утвержденным бюджетам не имелось.
Свидетель защиты ФИО14, работавшая до декабря 2012 г. начальником финансового отдела администрации МО «Краснознаменский муниципальный район», показала, что при составлении проекта бюджета, который представлялся на утверждение в районный Совет депутатов, финансовым отделом составлялась смета расходов на содержание Сытнюка, которое состояло из должностного оклада, ежемесячных надбавок и различных отчислений во внебюджетные фонды. При рассмотрении проекта бюджета и при утверждении исполнения бюджета у депутатов не возникало вопросов относительно порядка расчета расходов на содержание Сытнюка. Размер оклада Сытнюка увеличивался периодически исходя из коэффициента инфляции. Установленные Министерством финансов Калининградской области нормативы расходов на содержание главы МО никогда не превышались. Постановление № от 28.01.2010 об утверждении Положения о вознаграждении выборного должностного лица МО «Краснознаменский муниципальный район» распространялось только на Сытнюка.
Аналогичные показания относительно порядка и оснований начисления Сутнюку заработной платы, увеличения должностных окладов Сытнюку дала свидетель защиты ФИО15, работавшая в 2010-2015 гг. в администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» главным бухгалтером.
Свидетель защиты ФИО16, осуществлявший в период с 2006 г. по март 2011 г. полномочия председателя районного Совета депутатов МО «Краснознаменский муниципальный район», показал, что Сытнюк, как глава муниципального образования и глава администрации, на основании ст. 49.5 Устава был вправе своими правыми актами устанавливать себе размер и порядок выплаты заработной платы. При принятии бюджета и утверждении его исполнения вопросы денежного содержания Сытнюка районным Советом депутатов обсуждались, однако данные расходы депутатами не уменьшались. Установленные бюджетом расходы на содержание Сытнюка не превышались.
Кроме того, защитой представлены письма Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в которых выражена разъяснительная позиция относительно содержания ряда федеральных законов, которые не имеют доказательственного значения. Правом официального толкования положений федеральных законов данные органы не обладают (т. 15 л.д. 224-229, 230-231)
Несмотря на обширность представленных стороной защиты доказательств, они как каждое в отдельности, так и в своей совокупности не свидетельствуют о невиновности подсудимого в совершении указанного выше преступления.
Выше приведено обоснование необходимости установления размера и условий оплаты труда Сытнюка именно районным Советом депутатов и отсутствие приятого этим органом местного самоуправления соответствующего решения.
Утверждение же районным Советом депутатов бюджета на конкретный год и утверждение отчетов о его исполнении, в которых приводятся суммы расходов на функционирование высшего должностного лица органа местного самоуправления – главы МО, не подтверждает мнение защиты об определении таким образом районным Советом депутатов размера и условий денежного вознаграждения подсудимого. Такие решения районного Совета депутатов не являются муниципальным актом, предусмотренным ст.ст. 61 ч. 4 и 49.5 Устава, поскольку бюджет касается образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления в целом, и предоставляется администрацией муниципального района.
Более того, ни решения, ни пояснительные записки администрации МО «Краснознаменский муниципальный район» к проекту бюджета не содержат обоснования, мотивировки и расшифровки из каких составляющих произведен расчет содержания главы МО.
Между тем, вопреки утверждению защиты, к расходам на функционирование главы МО относится не только заработная плата.
В соответствии со ст. 4 закона Калининградской области от 16.02.2009 N 322 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» в соответствии с уставом муниципального образования выборному лицу могут возмещаться расходы по информированию избирателей о месте и времени проведения приемов и встреч с ними, организации соответствующих мероприятий, приобретению необходимой литературы, расходы на проезд в пределах территории муниципального образования и иные расходы, непосредственно связанные с осуществлением полномочий указанных лиц.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 49.1 Устава.
В состав расходов на содержание главы МО, как следует из указанного выше сообщения Министерства финансов Калининградской области от 21.04.2021, могут быть включены, помимо прочего, различные выплаты персоналу муниципальных органов, взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам муниципальных органов, расходы на закупку товаров, работ, услуг, пособия, компенсации, исполнение судебных актов, уплату налогов, сборов, иных платежей, а также резервные средства (т. 13 л.д. 48-50).
Таким образом, круг расходов на осуществление функционирования главы МО обширный и принятие районным Советом депутатов решения о выделении на все возможные затраты определенной суммы денежных средств, не означает принятие решения о направлении всей суммы только на выплату заработной платы главе МО.
Соблюдение МО «Краснознаменский муниципальный район» нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, устанавливаемых Правительством Калининградской области, само по себе не указывает на законность действий Сытнюка по установлению самому себе размера и условий выплаты денежного содержания и направления всех выделенных в бюджете расходов на функционирование главы МО только на оплату труда подсудимого без соответствующего решения районного Совета депутатов.
Тот факт, что районным Советом депутатов было утверждено Положение о денежном вознаграждении выборного должностного лица районного Совета депутатов (решение от 27.01.2010 №), а в отношении главы МО подобное решение не принималось, не опровергает выводы о незаконности действий подсудимого по установлению себе размера и условий выплаты вознаграждения. Сытнюк в силу положений Устава (пп. 2 и 5 п. 2 ст. 42) обладал правом внесения на рассмотрение районного Совета депутатов проектов муниципальных правовых актов, в том числе предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета муниципального района.
Показания перечисленных выше свидетелей защиты также не опровергают выводы о незаконности действий подсудимого по установлению себе размера и условий выплаты вознаграждения и превышении своих должностных полномочий, поскольку суть пояснений данных свидетелей сводится к установленным на основании доказательств обвинения обстоятельств о том, что районным Советом депутатов решения относительно определения Сытнюку размера и условий денежного содержания не принимались. Мнение ряда свидетелей, в том числе свидетеля обвинения Свидетель №8, о том, каким органом местного самоуправления должен определяться порядок выплаты денежного содержания Сытнюка, представляющее собой предположение относительно оценки содержащихся в Уставе положений о содержании главы МО, для суда не имеют значения.
Обстоятельства выплаты подсудимому заработной платы, условий и порядка ее начисления до января 2010 г. не влияют на наличие или отсутствие в его действиях состава указанного выше преступления, поскольку не свидетельствуют о правомерности вынесения постановления № от 28.01.2010 об утверждении Положения о денежном вознаграждении выборного должностного лица МО «Краснознаменский муниципальный район», последующем внесении в него изменений и вынесения распоряжений об утверждении штатного расписания в части оплаты своего труда, которые приняты Сытнюком с превышением своих должностных полномочий.
Доводы защиты о проведении прокуратурой Краснознаменского района проверки в отношении Сытнюка по заявлению, составленному от имени ФИО1, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку поводом для возбуждения в отношении Сытнюка уголовного дела явилось не названное заявление, а предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ в качестве такового постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Основанием же для возбуждения уголовного дела явились результаты прокурорской проверки, в ходе которой и были установлены допущенные подсудимым нарушения.
Давая правовую оценку действиям подсудимого, суд, анализируя субъективную и объективную стороны преступления, исходит из обстоятельств, установленных приведенными выше доказательствами стороны обвинения, собранными по уголовному делу, которые с достоверностью подтверждают наличие у подсудимого, являющегося главой местного самоуправления, преступного умысла на превышение своих должностных полномочий, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
Подсудимый в силу занимаемой должности постоянно выполнял организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, руководил администрацией муниципального района и выполнял полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Являясь должностным лицом, и, руководствуясь в силу своих полномочий вышеуказанными правовыми актами, а также законодательством о местном самоуправлении, Сытнюк незаконно, вопреки установленному порядку, самостоятельно единолично устанавливал себе размер и условия выплаты денежного вознаграждения, что свидетельствует об умышленном характере его действий.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Сытнюк, издав постановления и распоряжения, определяющие размер и условия выплаты себе денежного вознаграждения, явно вышел за пределы своих полномочий.
Также суд приходит к выводу, что указанные действия подсудимого повлекли нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, так как выражаются в отрицательном влиянии на нормальную работу органов местного самоуправления, умалении и дискредитации органов местного самоуправления, подрыве авторитета и общественного доверия к органам местного самоуправления у граждан, осведомленных об обстоятельствах преступления, созданию мнения у населения о неспособности органов местного самоуправления обеспечить неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации, законов и Устава муниципального района на своей территории, о произволе должностных лиц местного самоуправления, не соблюдающих требования действующего законодательства.
Такие нарушения охраняемых законом интересов общества и государства суд расценивает как существенные и находящиеся в причинной связи с допущенным подсудимым превышением своих должностных полномочий.
При этом доводы защиты об отсутствии существенного вреда суд находит несостоятельными. В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Следовательно, действия Сытнюка посягнули на регламентированную нормативными правовыми актами нормальную деятельность органов местного самоуправления и в результате его действий существенно были нарушены охраняемые законом интересы общества и государства.
Кроме указанного выше преступления, органом предварительного следствия Сытнюк в связи с совершением вышеперечисленных действий обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, – растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенная лицом с использованием своего служебного положения в особо крупном размере.
Однако после исследования всех доказательств государственный обвинитель исключил из предъявленного Сытнюку обвинения данное преступление, ссылаясь на то, что действия подсудимого подлежат квалификации только по ч. 2 ст. 286 УК РФ, которая поглощает ч. 4 ст. 160 УК РФ.
С данными доводами государственного обвинителя суд, с учетом мнения представителя потерпевшего, защитника и подсудимого, не возражавших против исключения из обвинения последнего означенного преступления, соглашается.
Поскольку Сытнюком совершено превышение должностных полномочий и наряду с этим иных действий, которые бы подлежали самостоятельной квалификации по ст. 160 УК РФ, не совершал, при описании обоих преступлений приведены одинаковые обстоятельства, указаны одни и те же действия, выполненные в рамках объективной стороны, отражены одни и те же отрицательные последствия, суд исходя из положений п. 2 ч. 8 ст. 246 УПК РФ исключает из обвинения подсудимого преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 160 УК РФ, как излишне вмененное.
Кроме того, государственный обвинитель уменьшил объем предъявленного Сытнюку обвинения по ч. 2 ст. 286 УК РФ, исключив события по получению им в период с 01.01.2010 по 31.03.2011 денежных средств в сумме 687 104,09 рубля, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности.
С учетом отсутствия возражений представителя потерпевшего, защитника и подсудимого об изменении обвинения в сторону смягчения и в этой части, суд с учетом положений п. 2 ч. 8 ст. 246 УПК РФ по доводам государственного обвинителя также исключает из предъявленного Сутнюку обвинения по ч. 2 ст. 286 УК РФ событие по получению им в период с 01.01.2010 по 31.03.2011 денежных средств в сумме 687 104,09 рубля.
Также в предъявленном Сытнюку по ч. 2 ст. 286 УК РФ обвинении отражено, что его действия, связанные с превышением должностных полномочий, повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», по делам о превышении должностных полномочий судам надлежит, наряду с другими обстоятельствами дела, выяснять и указывать в приговоре, какие именно права и законные интересы граждан были нарушены и находится ли причиненный этим правам и интересам вред в причинной связи с допущенным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Под существенным нарушением прав граждан в результате превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Под нарушением законных интересов граждан в результате превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности.
Между тем, в ходе рассмотрения дела каких-либо доказательств о причинении совершенным Сытнюком преступлением вреда гражданам исследовано не было. Не было также установлено какие именно права и законные интересы граждан были нарушены, являются ли они гарантированными общепризнанными принципами и нормами международного права и Конституцией Российской Федерации, какие были созданы препятствия в удовлетворении гражданами своих потребностей.
С учетом изложенного, суд считает необходимым исключить из предъявленного Сытнюку обвинения также и квалифицирующий признак «существенное нарушение прав и законных интересов граждан».
Исходя из приведенных обстоятельств дела, суд квалифицирует действия подсудимого Сытнюка по ч. 2 ст. 286 УК РФ, как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, совершенных главой органа местного самоуправления.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, которое относится к категории тяжких, его личность, состояние здоровья, семейное положение, обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Изучением личности Сытнюка установлено, что он в настоящее время <данные изъяты>, ранее не судим, <данные изъяты> характеризуется положительно, имеет множество наград, благодарственных писем, грамот, различных поощрений.
К обстоятельствам, смягчающим его наказание, суд относит <данные изъяты>, пожилой возраст и указанные положительно характеризующие подсудимого сведения.
Обстоятельств, отягчающих наказание Сытнюка, суд не усматривает.
С учетом изложенного, исходя из принципов общих начал назначения наказания, обстоятельств совершения преступления, его общественной опасности, имущественного положения подсудимого, суд считает необходимым назначить Сытнюку наказание в виде лишения свободы, которое будет соответствовать целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Иное наказание не обеспечит достижение целей наказания и исправление осужденного.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного Сытнюком преступления, направленного против службы в органах местного самоуправления и посягающего на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность органов местного самоуправления, личности подсудимого, противоправными действиями которого были дискредитированы органы местного самоуправления, существенно нарушены интересы общества и государства, суд считает необходимым назначить Сытнюку дополнительное наказание в виде лишения права занимать в государственных органах, органах местного самоуправления должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
При этом суд считает возможным применить к основному наказанию положения ст. 73 УК РФ – условное осуждение, возложив на Сытнюка в соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ, с учетом обстоятельств совершенного преступления, обязанность в течение установленного судом испытательного срока не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.
Оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ, с учетом фактических обстоятельств преступления, характера и степени его общественной опасности, а также отсутствия обстоятельств, уменьшающих степень общественной опасности преступления, суд не усматривает.
В ходе предварительного расследования и.о. прокурора Краснознаменского района Рогалиным А.Н. в интересах органа местного самоуправления – муниципального образования «Краснознаменский городской округ» заявлен гражданский иск на сумму причиненного МО «Краснознаменский муниципальный район» ущерба в размере 4 321 106,35 рублей, уменьшенный прокурором до суммы ущерба, указанного в предъявленном подсудимому обвинении – 4 018 136,52 рублей (т. 7 л.д. 44-50).
Однако поскольку исковые требования хотя и связанны с преступлением, но относятся к последующему восстановлению нарушенных прав муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район» данные исковые требования подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. В связи с этим указанный гражданский иск прокурора суд считает необходимым оставить без рассмотрения.
Кроме того, при принятии решения об оставлении иска без рассмотрения суд учитывает, что установленная приговором сумма ущерба, причиненного действиями Сытнюка, признанными преступными, значительно меньше заявленных исковых требований, а решение судом о незаконности действий Сытнюка по получению денежного содержания в период с 01.01.2010 по 31.03.2011 в сумме 687 104,09 рубля не принималось.
При таких обстоятельствах необходимы проведение дополнительных расчетов по исковым требованиям, исследование и оценка доказательств обоснованности иска, а также установление правопреемника муниципального образования «Краснознаменский муниципальный район», что исходя из представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств сделать на момент постановления приговора не представляется возможным.
Также исковое заявление содержит противоречия в части лица, в чьих интересах оно подано.
В силу ч. 3 ст. 44 УПК РФ прокурором может быть предъявлен иск в защиту интересов муниципальных образований.
Вместе с тем, в чьих интересах прокурором подан иск установить не представляется возможным, поскольку он содержит противоречивые формулировки. Из содержания искового заявления усматривается, что иск заявлен в интересах органа местного самоуправления – муниципального образования «Краснознаменский городской округ», однако в силу положений ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» термины и понятия «орган местного самоуправления» и «муниципальное образование» по своей сути не являются идентичными.
Помимо изложенного, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения и в связи с тем, что оно подписано и подано не надлежащим лицом – и.о. прокурора Краснознаменского района Рогалиным А.Н., который как установлено постановлением Краснознаменского районного суда Калининградской области от 26.08.2019 (т. 10 л.д. 244-245), состоит в родственных отношениях с одним из свидетелей по делу и в связи с этим был отстранен судом от участия в деле в качестве государственного обвинителя.
Руководствуясь ст.ст. 304, 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Сытнюка Владимира Петровича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 2 (два) года, с лишением права занимать в государственных органах, органах местного самоуправления должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, сроком на 2 года.
В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное Сытнюку В.П. наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 2 (два) года.
Обязать Сытнюка В.П. в течение установленного судом испытательного срока не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного.
Гражданский иск и.о. прокурора Краснознаменского района Рогалина А.Н. оставить без рассмотрения.
Вещественные доказательства, в соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ:
- расчетно-платежные ведомости с января 2010 г. по ноябрь 2015 г. включительно; распоряжение №р от 14.07.2010 «Об утверждении штатного расписания»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 15.07.2010; карточка сотрудника за 2010 г.; распоряжение № от 15.03.2011 «Об утверждении нового штатного расписания»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 15.03.2011; распоряжение № от 07.11.2011 «Об утверждения нового штатного расписания»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 07.11.2011; карточка сотрудника за 2011 г.; распоряжение № от 30.01.2012 «Об утверждении нового штатного расписания»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 01.01.2012; карточка сотрудника за 2012 г.; распоряжение № от 29.12.2012 «Об утверждении штатного расписания»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 01.01.2013; распоряжение № от 01.04.2013 «О внесении изменений в штатное расписание»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 01.04.2013; распоряжение № от 28.11.2013 «О внесении изменений в штатное расписание»; штатное расписание аппарата административного МО «Краснознаменский муниципальный район» с 01.11.2013; табели учета рабочего времени за период с января 2012 г. по ноябрь 2015 г. включительно, находящиеся на хранении в администрации МО «Краснознаменский городской округ», оставить в данной организации;
- CD-R диск со сведениями о поступлении на счет Сытнюка В.П. денежных средств в период времени с 01.01.2013 по 10.10.2015, находящийся на хранении при деле, оставить при уголовном деле в течение всего срока его хранения.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Калининградского областного суда через Краснознаменский районный суд в течение 10 суток со дня постановления.
Осужденный вправе при подаче апелляционной жалобы ходатайствовать об участии в судебном заседании суда апелляционной инстанции, воспользоваться услугами защитника определяемого им по соглашению или отказаться от защиты, либо воспользоваться услугами защитника, назначенного судом апелляционной инстанции по его ходатайству.
Председательствующий судья А.Г. Матвеев