Производство№ 2-2539/2024
УИД № 34RS0006-01-2024-003478-71
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 26 сентября 2024 года
Советский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.
при секретаре Кошелевой Ю.Ю.,
с участием
представителя истца Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» по доверенности Коркиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» к Сивкову Дмитрию Алексеевичу, Калиеву Малику Муратовичу об обязании заключения со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» обратился с иском к Сивкову Д.А., Калиеву М.М. об обязании заключить нанимателя жилого помещения со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес.
В обоснование требований указано, что в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда Волгоградской области номерМФ от дата Сивков Дмитрий Алексеевич (комната 1) и номерМФ от дата Калиев Малик Муратович (комната 2) являются нанимателем комнат номер и номер жилого помещения, находящегося в собственности Волгоградской области на основании свидетельства государственной регистрации права от дата номер-АБ номер, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес.
Поскольку техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, оно не может возлагаться на наймодателя.
Так, в пункте 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь (то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях) обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, именно наниматель как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, несет ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Именно наниматель как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, несет ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Согласно информации, поступившей из инспекции государственного жилищного надзора адрес (письмо от 25.03.2024 № 04-01-06-04/719), договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес, не заключен.
Статьей 20 ЖК РФ и пунктом 89 Правил № 410 контроль за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложен на органы государственного жилищного надзора.
В силу положений пункта 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушен обязательных требований.
Газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со стороны человека. Отсутствие соответствующего контроля за системой газопровода со стороны собственников помещений многоквартирного дома создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - пользователей и нанимателей жилых помещений, сотрудников коммунальных и экстренных служб, имуществу третьих лиц.
Данные обстоятельства послужили основанием для подачи иска в суд.
Представитель истца Администрации Волгограда в лице Управления «Жилищная инспекция Волгограда» по доверенности Коркина Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Ответчики Сивков Д.А., Калиев М.М. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом и своевременно.
Представитель третьего лица Администрация Советского района г.Волгограда в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом и своевременно.
Поскольку ответчики извещены о дате и месте судебного заседания, однако уклонились от явки в суд, как следствие - злоупотребление правом, которое нарушает конституционное право другой стороны на судебную защиту своих прав и интересов, и на основании статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает их надлежащим образом извещенными о необходимости явки в судебное заседание.
Таким образом, очередное отложение слушания дела повлекло бы затягивание сроков рассмотрения дела и нарушение прав истца на своевременное рассмотрение гражданского дела.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
На основании изложенного суд приходит к выводу, о рассмотрении данного гражданского дела без участия ответчиков в порядке заочного судопроизводства.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем согласно п.3 ч.2 ст. 65 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения согласно п.2 ч.3 ст. 67 ЖК РФ, поддерживать его надлежащее состояние, а также проводить текущий ремонт этого помещения (пункт 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ).
Поскольку техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования к работам по капитальному ремонту не относится, оно не может возлагаться на наймодателя.
Так, в пункте 5.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, прямо предусмотрено, что именно пользователь (то есть лицо, владеющее жилым помещением на законных основаниях) обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых внутренних устройств газоснабжения.
Таким образом, именно наниматель как законный пользователь жилого помещения, предоставленного ему по договору социального найма, несет ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Подпунктами "и", "к" пункта 21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее - Правила № 549), также определено, что абонент обязан обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки; а также надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать Договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 мая 2013 года № 410 (далее - Правила № 410), техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Согласно пункта 17 Правил № 410 договор о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме от имени всех собственников помещений или нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в многоквартирном доме может быть Заключен лицом, определенным решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Аналогичные требования включены и в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), в силу которых газоснабжение потребителя осуществляется при условии надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения, а в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования (пункт 131 Правил № 354).
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для потребителей газа, является обязательным. Только при наличии данного договора должна осуществляться поставка газа в дом.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в соответствии с договором найма жилого помещения маневренного фонда Волгоградской области номерМФ от дата Сивков Дмитрий Алексеевич (комната 1) и номерМФ от дата Ф.И.О.2 (комната 2) являются нанимателем комнат номер и номер жилого помещения, находящегося в собственности Волгоградской области на основании свидетельства государственной регистрации права от дата номер-АБ номер, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес.
В правоотношениях по социальному найму жилого помещения наймодатель, будучи собственником или управомоченным им лицом, обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, сданного внаем (пункт 3 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), а наниматель обязан обеспечивать сохранность этого помещения (пункт 2 части 3 статьи 67 ЖК РФ), поддерживать его надлежащее состояние, а также проводить текущий ремонт этого помещения (пункт 4 части 3 статьи 67 ЖК РФ).
Наниматели Сивков Д.А. и Калиев М.М. как законные пользователи жилого помещения, предоставленного им по договору социального найма, несут ответственность за надлежащее содержание и техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
Так согласно информации, поступившей из инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (письмо от 25.03.2024 № 04-01-06-04/719), договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес не заключен.
Статьей 20 ЖК РФ и пунктом 89 Правил № 410 контроль за обеспечением надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования возложен на органы государственного жилищного надзора.
Законом Волгоградской области от 10.01.2014 № 12-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) и регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» органы местного самоуправления городских округов Волгоградской области наделены государственными полномочиями Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда (за исключением муниципального жилищного фонда), а именно: требований к использованию и сохранности жилищного фонда; жилым помещениям, их использованию и содержанию; использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
На основании решения Волгоградской городской Думы от 27.07.2022 № 70/1045 «О внесении изменений в решение Волгоградской городской Думы от 28.05.2014 № 13/393 «Об утверждении Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда» (опубликовано в газете «Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград», № 83, 30.07.2022), департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно- энергетического комплекса администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, уполномоченным на реализацию полномочий администрации Волгограда в сфере жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, осуществление муниципального жилищного контроля, а также переданных законом Волгоградской области государственных полномочий Волгоградской области по организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части осуществления надзора за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании пункта 1.1 Положения об Управлении, утвержденного распоряжением Департамента от 01.08.2022 № 125-р, Управление является функциональным структурным подразделением Департамента, уполномоченным осуществлять функции по муниципальному жилищному контролю, региональному государственному жилищному контролю (надзору) и региональному лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в рамках переданных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 части 12 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.
Газопровод является источником повышенной опасности, поскольку транспортировка газа по трубопроводу создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за данной деятельностью со стороны человека. Отсутствие соответствующего контроля за системой газопровода со стороны собственников помещений многоквартирного дома создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц - пользователей и нанимателей жилых помещений, сотрудников коммунальных и экстренных служб, имуществу третьих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о (защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В данном случае материалами дела подтверждено, что ответчиком договор о техническом обслуживании и ремонте в отношении внутридомового газового оборудования домовладения с какой-либо специализированной организацией не заключен.
Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о расторжении договора на поставку природного газа в спорное жилое помещение, в порядке, предусмотренном указанными Правилами, не представлено.
Таким образом, заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования для потребителей газа, является обязательным.
Поскольку заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией является обязанностью ответчика Сивкова Д.А. как нанимателя жилого помещения комнаты номер и ответчика Калиева М.М. как нанимателя жилого помещения комнаты номер, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес, а ответчики уклоняется от заключении договора, то исковые требования специализированной организации, осуществляющей транспортировку газа по договору с поставщиком и имеющей допуск к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования ООО «Газпром газораспределение Волгоград» о понуждении ответчиков к заключению указанного договора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 -198,233 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента ЖКХ и ТЭК Администрации Волгограда в лице управления «Жилищная инспекция Волгограда» к Сивкову Дмитрию Алексеевичу, Калиеву Малику Муратовичу об обязании заключения со специализированной организацией договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования - удовлетворить.
Обязать Сивкова Дмитрия Алексеевича - нанимателя комнаты номер кв. адрес многоквартирного адрес по ул. адрес г. Волгограда и Калиева Малика Муратовича - нанимателя комнаты номер адрес многоквартирного адрес по ул. адрес г. Волгограда в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу заключить со специализированной организацией договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования по адресу: г. Волгоград, ул.адрес, адрес соответствии с требованиями Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Г. Пустовая
Мотивированный текст заочного решения изготовлен 10 октября 2024 года
Судья А.Г. Пустовая