Дело №2-1141/2024
91RS0006-01-2024-000503-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2024 г. Бахчисарай
Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе:
судьи Козловой К.Ю.
при помощнике судьи Шепелевой Д.А.,
участием представителя истца ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1141/2024 по иску ФИО7 к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО6, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУП РК «Крым БТИ» Филиал в г. Бахчисарай и Бахчисарайском районе, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Бахчисарайский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности в порядке приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО7 обратился в суд с иском к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО6, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУП РК «Крым БТИ» Филиал в <адрес> и <адрес>, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, <адрес> отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором с учетом уточнений просил признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> в силу приобретательной давности.
Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 пользуется, владеет, а также проживает в 18/100 доли жилого дома, представляющей собой угловую <адрес>, площадью <данные изъяты>.м, расположенную по адресу: <адрес>. На указанный объект недвижимости у истца имеется домовая книга для прописки граждан, проживающих в <адрес>, технический паспорт на жилой дом индивидуального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ и проект жилого дома по газификации от ДД.ММ.ГГГГ, а также отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ Иные правоустанавливающие документы на указанный объект недвижимости отсутствуют. Указанный дом в ДД.ММ.ГГГГ году был приобретен истцом по устному договору купли-продажи, заключенному с сиделкой (данные, которой не известны), которая после смерти ФИО1, собственника квартиры, жила в указанном доме.
Начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, истец несет полное бремя содержания имущества, исправно оплачивает все коммунальные услуги, осуществляет текущий ремонт и проводит улучшения жилого дома. Все договора на оказание коммунальных услуг, подтверждающие полное бремя содержания имущества, также заключены с истцом. По данному адресу задолженностей в настоящее время по оплате коммунальных услуг не числятся, что подтверждается копиями справок об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.
В домовой книге, для прописки граждан, также зафиксирован факт, того, что истец проживает и пользуется указанным имуществом с ДД.ММ.ГГГГ вместе со своей семьей - супругой и детьми.
Истец не является собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом в течение 36 лет, несет полное бремя содержания имущества, исправно оплачивает все коммунальные услуги, осуществляет текущий ремонт и проводит улучшения жилого дома. Исполнительные органы местной власти либо другие лица в установленном порядке никогда не оспаривали законность владения истцом данным имуществом.
Владение спорным домом истцом осуществляется открыто, как своим собственным, никакое иное лицо в течение всего владения не предъявляло своих прав на данный дом и не проявляло к нему интереса, как к своему собственному.
Представитель истца ФИО12 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, по основаниям указанным в иске.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 ст. 234 ГК РФ, лицо, гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течении пятнадцати лет либо иным имуществом в течении пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (п. 3 ст. 234 ГК РФ).
В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В соответствии с пунктом 16 указанного Постановления указано, что право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также бесхозяйное имущество.
Из содержания указанных норм и акта их толкования следует, что действующее законодательство, предусматривая возможность прекращения права собственности на то или иное имущество путем совершения собственником действий, свидетельствующих о его отказе от принадлежащего ему права собственности, допускает возможность приобретения право собственности на это же имущество иным лицом в силу приобретательной давности.
При этом к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе, устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.
Судом установлено, что согласно договора купли-продажи дома, расположенного в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ, содержащегося в материалах инвентаризационного дела № на домовладение № по <адрес> в <адрес>, ФИО9 продал, а ФИО1 купила жилой дом в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдано свидетельство о праве личной собственности на строения, согласно которому удостоверено, что 18/100 долей домовладения, находящегося в <адрес> действительно принадлежат ФИО1
Согласно свидетельства о смерти, выданного ДД.ММ.ГГГГ Почтовским поссоветом <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО1 (л.д.124).
Согласно информации государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на объект недвижимого имущества-жилой дом общей площадью-146,2кв.м. с надворными строениями, зарегистрировано за: ФИО2-13/100 доли, ФИО3-18/100 доли, ФИО4-13/100, на основании свидетельства о праве собственности, выданного по решению Почтовского поселкового Совета № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данным технического паспорта на жилой дом, по <адрес> в <адрес> ФИО1 является собственником 18/100 долей данного жилого дома.
Согласно сообщения Бахчисарайского УЭГХ Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> в <адрес>, заключено 2 (два) договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан: Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО7; Договор № от ДД.ММ.ГГГГ. с ФИО5.
Согласно справки Бахчисарайского УЭГХ Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» от ДД.ММ.ГГГГ задолженность за потребленный газ отсутствует.
Согласно информации <адрес> отделения энергосбыта государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» по адресу: <адрес>, открыт лицевой счет № на имя ФИО7.
В соответствии со ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Обращаясь с данным иском в суд истец ФИО10 ссылается на давность - свыше 36 лет и добросовестность владения им 18/100 долями жилого дома по адресу : <адрес> в <адрес>.
Однако, в подтверждение своих исковых требований о том, что собственником имущества ФИО1 были совершены действия, свидетельствующие об ее отказе от принадлежащего ей права собственности на долю жилого дома в пользу ФИО10, или права распоряжения данным имуществом сиделкой (личные данные которой не установлены) на право распоряжения наследственным имуществом после смерти ФИО1, ФИО10 суду не представлены, какие-либо документы, свидетельствующие о добросовестности владения им спорным имуществом отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО7 к Администрации Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, ФИО6, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ГУП РК «Крым БТИ» Филиал в г. Бахчисарай Бахчисарайском районе, Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым, Бахчисарайский районный отдел Государственного комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании права собственности в порядке приобретательной давности отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17 октября 2024 года.
Судья: Козлова К.Ю.