АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 01 октября 2024 года по делу № 33-5717/2024
Судья Коровацкая Е.В. № 9-326/2024 (М-1393/2024)
Кировский областной суд в составе председательствующего судьи Ждановой Е.А.,
при секретаре Хвостовой М.Р.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Кирове 01 октября 2024 года материал по частной жалобе Смирновой В.А. на определение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 02 августа 2024 года, которым постановлено об отказе в принятии искового заявления Смирновой В.А. к Ердякову Б.И. о лишении права на денежные выплаты и пособия в связи с гибелью сына.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., суд
у с т а н о в и л :
Смирнова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Ердякову Б.И. о лишении права на денежные выплаты и пособия в связи с гибелью сына. Указала, что ответчик является отцом погибшего Ердякова М.Б., при жизни последнего ответчик не принимал участия в его жизни, алименты не платил, связи с сыном не поддерживал. Истец считает, что получение ответчиком мер социальной поддержки не будет отвечать принципам справедливости и законности. В связи с изложенным Смирнова В.А. просит суд лишить Ердякова Б.И. права на выплаты в связи с гибелью военнослужащего Ердякова М.Б., предусмотренные Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ, Федеральным законом от 07.11.2011 №306-ФЗ, Указом Президента РФ от 05.03.2022 № 98, Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 765, приказом Министра обороны РФ от 06.12.2019 № 727, Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, взыскать с ответчика судебные расходы.
Определением судьи от 02.08.2024 отказано в принятии искового заявления по п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В частной жалобе Смирнова В.А. просит определение судьи отменить, принять исковое заявление к производству суда. Считает, что имеет право на предъявление настоящего иска в суд, так как является заинтересованным в результате спора лицом, поскольку размер выплат зависит напрямую от количества признанными законом членов семьи погибшего военнослужащего.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба на вышеуказанное определение суда первой инстанции рассматривается судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив представленные материалы, доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если, в том числе, заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
Отказывая в принятии настоящего искового заявления, судья исходил из того, что спорные социальные выплаты в связи с гибелью военнослужащего назначаются членам его семьи органами государственной власти от имени государства, в то время как действующим законодательством истец не наделена правом действовать от имени и в интересах государства. Также заявление не содержит сведений о нарушении прав непосредственно истца и требований, заявленных им в своих интересах.
Суд апелляционной находит данные выводы судьи ошибочными.
Как следует из положений ст.ст. 1, 18 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения РФ», ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлениях от 17.07.2014 № 22-П, от 19.07.2016 № 16-П, законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали будущего военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в ст. 5 Федерального закона № 52-ФЗ и в ст. 3 Федерального закона № 306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и возможности учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических семейных связей.
В ч 2 ст. 38 Конституции РФ закреплено, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В соответствии с п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Согласно абз. 2 ст. 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
В п. 1 ст. 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 данного кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Ввиду изложенного лишение права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия и страховой суммы в связи с гибелью военнослужащего возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Данная правовая позиция отображена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Принимая во внимание изложенное, а также цели правого регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали, военнослужащего, содержали его до совершеннолетия, материальных и нравственных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов, отсутствии факта участия в жизни ребенка до его совершеннолетия.
В случае уклонения от выполнения обязанностей родителя такой родитель может быть лишен права на получение мер социальной поддержки, основанных на факте родства с погибшим военнослужащим, что влияет на размер социального пособия иным родственникам погибшего военнослужащего, потому затрагивает права Смирновой В.А., для защиты которых она обратилась с настоящим иском в суд.
С учетом изложенного определение судьи от 02.08.2024 подлежит отмене, как нарушающее право истца на доступ к правосудию с целью защиты своих прав, иск - направлению в суд первой инстанции для принятия к производству. Оснований для отказа в принятии иска у судьи не имелось.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 02 августа 2024 года отменить.
Материал по исковому заявлению Смирновой В.А. к Ердякову Б.И. о лишении права на денежные выплаты и пособия в связи с гибелью сына направить в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области для принятия к производству и рассмотрения.
Судья Е.А.Жданова