24RS0№-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 сентября 2020 г. г. Назарово
Назаровский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Гуртовенко Т.Е.,
при секретаре Козьминой И.В.,
с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора Жуковой Ю.А.,
представителя административного истца адвоката Темерова Е.Н., действующего на основании доверенности,
представителя административного ответчика председателя территориальной избирательной комиссии Назаровского района Красноярского края Елкина А.В.,
представителя заинтересованного лица первого секретаря Комитета Назаровского местного (районного) отделения Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (заинтересованного лица) Шикина Я.В.,
заинтересованных лиц Бригида Е.В., Кунц Е.А., Руденко Н.Н., Кухарчук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1500/2020 по административному исковому заявлению Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Назаровского района Красноярского края № 11/62 от 12.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России обратились в суд с административным иском к избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии № 11/62 от 12.08.2020 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. Требования мотивированы тем, что в ходе избирательной компании, административным ответчиком были допущены нарушения требований действующего законодательства, так как должно было быть отказано в регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу ввиду нарушений: так как, кандидаты не дали избирательному объединению своего согласия баллотироваться; избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов в депутаты, не существует; список кандидатов был только согласован, но не выдвинут; учредительные документы о создании местного (районного) отделения в избирательную комиссию представлены не были.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенное в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика председатель территориальной избирательной комиссии Назаровского района Красноярского края Елкин А.В., в судебном заседании с иском согласился, поскольку действительно нарушения, которые указаны в административном исковом заявлении, имеются.
Представитель заинтересованного лица первый секретарь Комитета Назаровского местного (районного) отделения Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (заинтересованное лицо) Шикин Я.В., считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку нарушений влекущих отказ в регистрации списка Назаровского местного (районного) отделения КРО ПП КПРФ предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не допущено. Неточности в заявлениях кандидатов о согласии баллотироваться и в протоколе конференции о выдвижении, не вызывают сомнение, что избирательным объединением, выдвинувшим общетерриториальный список кандидатов является Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ему же кандидаты и дали свое согласие баллотироваться. Кроме того, закон не требует обязательного указания на то, кому дается согласие. В заявлении ошибочно было указано, что дается согласие в ТИК Назаровского района. Выдвижение кандидатов было осуществлено в соответствии с Уставом КПРФ. Кроме того, считает, что избирательная комиссия должна была известить избирательное объединение о недостатках, что сделано не было, исправить техническую ошибку, в указании наименования избирательного объединения было отказано.
Заинтересованные лица Бригида Е.В., Кунц Е.А., Руденко Н.Н., Кухарчук А.А. в судебном заседании считают исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержали позицию Шикина Я.В..
Заинтересованные лица Избирательная комиссия Красноярского края, Красноярское региональное (краевое) отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», Мизева Е.А., Гобова С.М., в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались.
Выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования, подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
На основании п. 25 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации списка кандидатов, в том числе являются:
а) несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", за исключением требований, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 36 указанного Федерального закона;
б) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
б.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
б.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);
Вопросы выдвижения списков кандидатов политическими партиями регламентированы статьей 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пунктом 2 которой определено, что выдвижение осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В ст. 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" закреплено, что решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии.
В силу п.1 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8- 1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.7 статьи 26 настоящего Закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с п. 5 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8- 1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 настоящего Закона. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, не являющимся политической партией, представляется в избирательную комиссию до начала сбора подписей.
Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, либо принимает мотивированное решение об отказе в заверении списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в Федеральном законе, настоящем Законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктом 2 статьи 23 (за исключением указанных в абзаце втором) и пунктом 5 статьи 24 настоящего Закона, является основанием для исключения избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.
Согласно п.п. а п. 5.1 ст. 26 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8- 1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», одновременно со списком кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения представляет следующие документы: а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании.
Решением Назаровского районного Совета депутатов Красноярского края № ВЧ-325 от 22.06.2020 выборы депутатов Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва назначены на 13.09.2020.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края от 30.07.2020 № 7/51 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края от 12.08.2020 № 11/62 зарегистрирован общетерриториальный список кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Назаровское районное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
При рассмотрении дела установлено, что в избирательную комиссию Назаровского района Красноярского края, предоставлены заявления (по форме приложения № 5), от кандидатов общетерриториального списка в депутаты Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу Шикина Я.В., Бригида Е.В., Мизевой Е.А., Кунц Е.А., Гобовой С.М., Руденко Н.Н., Кухарчук А.А. при этом ни одним из кандидатов в депутаты не дано согласия баллотироваться кандидатом в депутаты выдвигающему его избирательному объединению: в графе даю согласие избирательному объединению указан «ТИК Назаровского р-на», которая не является избирательным объединением для данных кандидатов, что является существенным нарушением.
Доводы представителя заинтересованного лица первого секретаря Комитета Назаровского местного (районного) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (заинтересованного лица) Шикина Я.В., о том, что законом не предусмотрено дача данного согласия именно в избирательное объединение, основано на неверном толковании закона.
Согласно пункту 25 статьи 2, пунктам 2 и 10 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" под избирательным объединением понимается политическая партия, региональное отделение или иное структурное подразделение партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня; соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
Инициатором (субъектом) выдвижения списка депутатов являлось Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». Следовательно, согласие баллотироваться кандидатом в депутаты, должно было быть дано данному избирательному объединению, а не в ТИК Назаровского района как указано в представленных заявлениях.
Кроме того, при регистрации списка избирательной комиссией было допущено нарушение, поскольку зарегистрирован список несуществующего объединения, в решении указано, что было решено зарегистрировать список кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Назаровское районное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в количестве 7 человек.
Как видно из материалов дела Красноярское региональное (краевое) отделение партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» зарегистрирована 17 декабря 2002 г..
Постановлением внеочередного VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения КПРФ от 13.01.2010 «О создании местных отделений политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в границах муниципальных образований Боготольский район, Енисейский район, Минусинский район, Назаровский район, Шарыповский район Красноярского края», постановлено создать местные отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ», указано на необходимость проведения учредительных собраний для создания местных отделений в том числе в границах муниципального образования Назаровский район в срок до 16 января 2010.
Решение о создании местного отделения в границах муниципального образования Назаровский район в избирательную комиссию не предоставлялось.
Исходя из постановления VI Пленума комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 01.02.2014, в связи с переименованием местных отделений официальное наименование избирательного объединения на территори Назаровского района является «Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (сокращённо «Назаровское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ»). При этом в указанном документе так же значится «Назаровское местное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (сокращённо «Назаровское местное (городское) отделение КРО ПП КПРФ»).
Таким образом, местное (районное) и местное (городское) отделения - это разные и независимые друг от друга подразделения, что было установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось сторонами.
При этом расценивать указание избирательного объединения Назаровское районное (городское) отделение в оспариваемом решении избирательной комиссии как техническую неточность допущенную избирательной комиссией недопустимо поскольку на регистрацию были сданы документы имеющие данное наименование избирательного объединения.
Как следует из выписки из протокола I отчётно-выборной конференции от 23.07.2020, в верху данного документа избирательное объединение поименовано как «Назаровское районное (городское) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения ПП КПРФ», а ниже указано, что выписка из протокола Назаровского местного районного отделения КПРФ КРО ПП КПРФ, в то время как сокращенное наименование «Назаровское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ». Согласно расписки о принятии документов так же имеются разночтения в наименовании избирательного объединения. При этом, документы были приняты членом избирательной комиссии от Шикина Я.В. по доверенности избирательного объединения Назаровское местное (районное) отделение КРО ПП КПРФ.
Документы о создании Назаровского местного (районного) отделение КРО ПП КПРФ не предоставлялись и для устранения данных разночтений в наименовании отделения избирательной комиссией не запрашивались.
Доводы представителя заинтересованного лица первого секретаря Комитета Назаровского местного (районного) отделения Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (заинтересованного лица) Шикина Я.В., о том, что комиссия должна была известить избирательное объединение о недостатках в документах, что сделано не было, не является основаниям для признания решения о регистрации списка законным в связи с допущенными нарушениями при оформлении документов, поскольку обязанность предоставления всех необходимых документов и правильность их заполнения по смыслу закона возлагается на избирательное объединение выдвигающее список кандидатов и самих кандидатов.
Довод представителя истца о том, что кандидаты были только согласованы, но не выдвинуты, суд не принимает, поскольку действия совершенные избирательным объединением свидетельствуют о том, что выдвижение кандидатов было осуществлено в соответствии с Уставом КПРФ.
В соответствии с п. 5.8 Устава по согласованию с Бюро Комитета регионального отделения партии местное отделение выдвигает тайным голосованием кандидатов (список кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления.
Кандидатуры были согласованы постановлением Бюро Комитета Красноярского регионального (краевого) отделения Политической партии «Коммунистическая партия РФ» от 17.07.2020. После чего, было проведено тайное голосование Назаровского местного районного отделения КРО ПП КПРФ, что следует из выписки протокола от 23.07.2020 I отчетно-выборной Конференции. Процедура выдвижения кандидатов была завершена утверждением списка кандидатов.
Выявленные нарушения не позволяют признать решение избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края № 11/62 от 12.08.2020 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» законным.
Срок для обращения в суд с административным иском истцом не пропущен, оспариваемое решение о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты было принято 12 августа 2020 года, последний день подачи заявления выпал на выходной день, в силу чего последний день подачи перенесен на следующий рабочий, а именно 24.08.2020, заявление направлено по почте согласно почтового штемпеля 24.08.2020.
Таким образом, исковое заявление Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края № 11/62 от 12.08.2020, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Избирательного объединения Красноярское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края № 11/62 от 12.08.2020, удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Назаровский район Красноярского края № 11/62 от 12.08.2020 о регистрации общетерриториального списка кандидатов в депутаты Назаровского районного Совета депутатов Красноярского края шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Назаровское местное (районное) отделение Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд с подачей жалобы через Назаровский городской суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Гуртовенко Т.Е.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ