Решение по делу № 33-11484/2015 от 25.09.2015

Судья Катасонов А.В. гр. дело № 33-11484/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 6 октября 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего    Акининой О.А.,

судей                Шилова А.Е., Никоновой О.И.,

с участием прокурора    Кушнирчук А.И.,

при секретаре        Багровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17 августа 2015 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области действуя в интересах М. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 2689-р/5, М. с ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

До настоящего времени жилое помещение М. не предоставлено.

Ссылаясь на нарушение жилищных прав истца, прокурор Центрального района г. Тольятти Самарской области просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить М. по договору найма благоустроенное и отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение в г. Тольятти из специализированного жилищного фонда на состав семьи один человек площадью не ниже установленных социальных норм.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17 августа 2015 года исковые требования прокурора Центрального района г. Тольятти Самарской области, действующего в интересах М., удовлетворены, на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность предоставить М. благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору найма из специализированного жилищного фонда, на состав семьи один человек.

В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное, указав, что отсутствуют правовые основания для возложения на мэрию городского округа Тольятти обязанности предоставить М. жилое помещение, т.к. обеспечение специализированным жилым помещением возможно только в порядке очередности и по мере формирования специализированного жилищного фонда за счёт субвенций, предоставляемых на эти цели из областного бюджета.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции М. в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, решение суда оставить без изменения.

Представитель мэрии городского округа Тольятти в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки не сообщил, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил, об отложении дела не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав объяснения М., заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ч. 4 и 5 ст. 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ч. 9 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза.

Статьями 5, 6, 8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Из материалов дела следует, что М. (до заключения брака М.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

Мать М.М. Н.С. и отец М. Н.М. решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ г., вступившим в законную силу, лишены родительских прав.

    На основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от 24.12.2010 г. № 13542-р/3, М. была помещена в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - специальный (коррекционный) детский <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Тольятти.

    Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 884-р/3 «О сохранении права пользования жилой площадью за несовершеннолетней М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.», за М. (М.) сохранено право пользования в двух комнатах жилой площадью 23,6 кв.м. в 3-х комнатной муниципальной квартире по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из поквартирной карточки от 15.07.2015 г., М. зарегистрирована в квартире по указанному адресу.

Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от 08.05.2013 г. № 2689-р/5, М. с 09.04.2013 г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно справке МП «Инвентаризатор» от 21.07.2015 г. и выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по Самарской области от 21.07.2015 г., М. в реестре собственников не значится, право на приватизацию в г. Тольятти не использовала.

Разрешая спор, суд пришёл к правильному выводу о том, что М. имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Также установлено, что до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения М. не предоставлено. При этом право истца на предоставление жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда мэрией городского округа Тольятти не оспаривалось.

С учётом изложенного и принимая во внимание, что М. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.

Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти об отсутствии достаточных денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются несостоятельными, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не должно ставиться в зависимость от финансового обеспечения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, производится в порядке очередности с учетом даты подачи заявления о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанным категориям граждан не может ставиться в зависимость от времени включения граждан в список и соблюдения между гражданами очередности.

Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти повторяют правовую позицию представителя ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в судебном постановлении, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-11484/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Автозаводского района в интересах Маркиной Е.Н.
Маркина Е.Н.
Ответчики
Мэрия г.о.Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.10.2015Судебное заседание
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее