дело № 2-675/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2017 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации Чепошского сельского поселения о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,
УСТАНОВИЛ:
Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Чемальский районный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чепошское сельское поселение» о возложении обязанности разработать и направить на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения юридическим лицом - администрацией МО «Чепошское сельское поселение» законодательства об отходах производства и потребления. Проверкой установлено, что указанным юридическим лицом осуществляется хозяйственная и иная деятельность, в ходе которой образуются отходы, в связи с чем, администрация МО «Чепошское сельское поселение» обязана разработать и направить на утверждение в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данный проект ответчиком не разработан, в связи с чем 01.06.2017 года в адрес главы МО «Чепошское сельское поселение» направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления.
Нарушения, указанные в представлении, до настоящего времени ответчиком не устранены, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разработан. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории сельского поселения населения и приезжающих в него граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Нарушение прав Российской Федерации выражается в том, что в соответствии со ст. 5Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека. Горно-Алтайский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Чепошское сельское поселение» разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
23 августа 2017 года исковые требования уточнены, в окончательной редакции истец просит обязать сельскую администрацию Чепошского сельского поселения разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд, руководствуясь ст. 39 ГПК РФ, принял к рассмотрению уточненные исковые требования.
В судебном заседании помощник прокурора Чемальского района Манузина А.В., действующая на основании поручения Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика, глава сельской администрации Чепошского сельское поселение» Прадед Л.И. просила рассмотреть дело без ее участия, представила суду заявление о признании иска.
Представитель ответчика по доверенности Прадед С.В., исковые требования не признал, суду пояснил, что не согласен с требованиями прокурора, поскольку последним не доказан факт того, что представляемое им юридическое лицо в процессе хозяйственной деятельности образует отходы, а, следовательно, подлежит региональному государственному экологическому надзору, и как следствие, обязано разрабатывать проект нормативов образования отходов.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее – отходы ) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.
На основании ч. 1 ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что сельская администрация Чепошского сельского поселения является действующим юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.06.2017 года, согласно которой сельская администрация Чепошского сельского поселения зарегистрирована в качестве юридического лица 29.12.2005 г., имеет ОГРН 1030400665338, ИНН/КПП 0410000660/041001001, адрес: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чепош, ул. Кучияк, д. 56. Основной вид деятельности – № 84.11.35 Деятельность органов местного самоуправления сельских поселений. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является глава сельского поселения Прадед Л.И.
В силу ст. 11 Закона № 89-ФЗ, юридические лица при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.
В силу положений статей 56-57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Из материалов дела следует, что Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором установлено, что в процессе деятельности сельской администрации Чепошского сельского поселения образуются отходы, что в ходе судебного следствия подтверждено письменными доказательствами, а именно, представленной в уполномоченный орган в упрощенном порядке декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года, где приводятся сведения относительно категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в частности, сажа, зола от сжигания углей, офисный и бытовой мусор, и т.п., а также сведениями директора ООО «СибСпецСервис» относительно объема вывезенных от Администрации 2017 году твердых бытовых отходов. Согласно сообщению начальника регионального отдела экологического надзора по Республике Алтай М.Л. Мизонова, сельская администрация Чепошского сельского поселения декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год представила, оплату произвела.
Однако проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывался и для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай для утверждения не направлялся, что подтверждается сообщениями: № 2859 от 02.05.2017 года первого заместителя министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай и № 3483 от 30.05.2017 года Министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.
Кроме того, как установлено судом, в связи с выявленными нарушениями, Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором 01.06.2017 года внесено представление об устранении нарушений ст.ст.11, 18 Федерального закона № 89-ФЗ. Согласно письма и.о. главы Чепошского сельского поселения Ж.В. Пугачевой от 31.07.2017 г. № 249, администрация Чепошского сельского поселения заключила договор о выполнении вышеуказанных работ, требования прокурора будут выполнены в полном объеме. Из материалов дела следует, что 28.07.2017 года между ООО «ЭКОТРИН» в лице генерального директора Белешева А.Б. и сельской администрацией Чепошского сельского поселения в лице главы Прадед Л.И. заключен договор № 185 возмездного оказания услуг, предмет договора: разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай. Срок исполнения работ – 60 рабочих дней с момента получения оплаты и необходимых исходных данных.
Согласно Акту выполненных работ № 298 от 28.07.2017 года, исполнитель ООО «ЭКОТРИН» услуги по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выполнил в полном объеме, заказчик претензий не имеет. Выполненные работы заказчиком оплачены, что подтверждается счетом на оплату № 321 от 28.07.2017 года.
Из письма директора ООО «СибСпецСервис» В.И. Пупкова прокурору г. Горно-Алтайска следует, что администрация МО «Чепошское сельское поселение» 15.08.2017 года направила в их адрес реквизиты для заключения договора, который в настоящее время находится в стадии проекта.
Доказательств опровергающих доводы прокурора о том, что юридическое лицо образует отходы, и как следствие этого, обязано предоставлять проект нормативов отходов на утверждение, не представлено ответчиком.
Довод о том, что проект нормативов не подлежит предоставлению ввиду неотнесения Администрации Чепошского сельского поселения к объектам регионального экологического надзора, судом не может быть принят во внимание на основании того, что данное утверждение опровергается на основании нижеследующего. Так, Законом об охране окружающей среды (ст. 5) предусмотрено, что осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утверждены постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. № 903. Данные Критерии подготовлены с учетом классификации предприятий (объектов), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия, на 4 категории (ст. 4.2. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»): на объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий), а также оказывающие умеренное, незначительное или минимальное воздействие на окружающую среду.
Указанная классификация была введена Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ.
Все иные объекты государственного экологического надзора, не подпадающие под указанные критерии, подлежат региональному государственному экологическому надзору.
Доводы представителя ответчика о том, что сельской администрацией Чепошского сельского поселения приняты меры по устранению нарушений, а именно 28.07.2017 года заключен договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, оплата указанных услуг не свидетельствуют о том, что сельской администрацией устранены нарушения законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления, поскольку до настоящего времени обязанность разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сельской администрацией не исполнена.
Таким образом, представленными по делу доказательствами достоверно подтверждено, что юридическим лицом – сельской администрацией Чепошского сельского поселения, в нарушение ст.ст. 11, 18 Федерального закона № 89-ФЗ, не разработан указанный проект и, соответственно, не направлен для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай, тем самым нарушены права Российской Федерации в области проведения единой государственной политики при обращении с отходами, оказывается негативное воздействие на экологическую обстановку, создана опасность для здоровья неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, ограничено право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Данные обстоятельства являются основаниями для удовлетворения заявленных Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором исковых требований.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено.
Суд полагает возможным установить срок 8 месяцев для исполнения решения, полагая его достаточным для устранения нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194, 198, 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельской администрации Чепошского сельского поселения о возложении обязанности разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Обязать сельскую администрацию Чепошского сельского поселения разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято 28 августа 2017 года