Дело № 2а-202/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» июля 2016 г. с.Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шульгина К.В.,
при секретаре Гапон А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области о понуждении к исполнению обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Магнитогорский природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Чесменского муниципального района <адрес> с требованиями (с учетом их уточнения) обязать администрацию Чесменского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на водозаборную скважину, расположенную в 500 метрах от <адрес> на юго-запад от <адрес> муниципального района <адрес>, определить для централизованной системы водоснабжения населения поселка Тарасовка Чесменского муниципального района <адрес> гарантирующую организацию, организовать водоснабжение населения поселка Тарасовка Чесменского муниципального района <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе привести водозаборную скважину, расположенную в 500 метрах от <адрес> на юго-запад от <адрес> муниципального района, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №.
Административный истец обосновал требования тем, что водоснабжение <адрес> надлежащим образом не организовано, не определена организация по обеспечению населения поселка водой, подземные скважины, из которых осуществляется добыча и подача воды не имеют собственника, санитарно-гигиеническое благополучие населения не обеспечено.
В судебном заседании представитель административного истца Магнитогорского природоохранного прокурора ФИО3 поддержал исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Чесменского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, с исковыми требованиями согласен.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.ч. 2, 3 ст.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.1.4. Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 14.03.2002 № 10 (далее СанПиН) зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п.1.5. СанПиН зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п.п. 1.6., 1.13. СанПиН организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, который должен иметь заключение центра государственно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном порядке.
Принципиальное решение о возможности организации зоны санитарной охраны принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений (п. 1.9. СанПиН).
В соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п.4 ч.1, ч.ч. 3, 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с ч.1.1. ст.6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся: полномочия по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; полномочия по определению для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Магнитогорской природоохранной прокуратурой была проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации источников питьевого водоснабжения на территории Чесменского муниципального района <адрес>.
В ходе проверки установлено, что в границах Тарасовского сельского поселения имеется водозаборная скважина, расположенная в 500 метрах от <адрес> на юго-запад от <адрес> муниципального района <адрес> посредством которой осуществляется водоснабжение населения <адрес> муниципального района <адрес>. При этом водоснабжение <адрес> надлежащим образом не организовано. Проект зоны санитарной охраны скважины, используемой для добычи воды из подземных источников, не разрабатывался. Гарантирующая организация для централизованной системы водоснабжения населения поселка Тарасовка Чесменского муниципального района <адрес> не определена.
Бездействие административного ответчика в решении указанных вопросов не обеспечивает в полной мере охрану источника питьевого водоснабжения от вредных воздействий, загрязнений, ведет к нарушению прав жителей <адрес> на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административный иск Магнитогорского природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Чесменского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев со дня внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на водозаборную скважину, расположенную в 500 метрах от <адрес> на юго-запад от <адрес> муниципального района <адрес>, определить для централизованной системы водоснабжения населения поселка Тарасовка Чесменского муниципального района <адрес> гарантирующую организацию, организовать водоснабжение населения поселка Тарасовка Чесменского муниципального района <адрес> в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе привести водозаборную скважину, расположенную в 500 метрах от <адрес> на юго-запад от <адрес> муниципального района, в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.
Председательствующий: К.В. Шульгин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>