Дело № 2а - 1291/2018
УИД: 66RS0045-01-2018-001249-12
Изготовлено 25.12.2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2018 года Полевской городской суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Бубновой Галины Владимировны,
при секретаре Костюниной О.В.,
с участием представителя административного ответчика Администрации Полевского городского округа - Рябухиной А.В., действующей по доверенности от . . .,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Полевского городского округа о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять административный регламент,
у с т а н о в и л:
Административный истец Свердловский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации ПГО о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять административный регламент.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что в соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138, авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Выдача разрешений на выполнение вышеуказанной деятельности, является муниципальной услугой. Муниципальные услуги предоставляются в соответствии с административным регламентом. Разработку административного регламента в соответствии с требованиями Федерального закона № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу. Вопреки вышеуказанным требованиям, в Полевском городском округе отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов на территории ПГО, а также посадку (взлет) на расположенные в границах ПГО площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации. Свердловским транспортным прокурором главе ПГО внесено представление об устранении допущенных нарушений, Глава ПГО с требованиями прокурора не согласился, представление не удовлетворил. Бездействие администрации по непринятию указанного административного регламента противоречит названным требованиям законодательства и нарушает права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в соответствии с установленным стандартом, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, а также исключает их возможность законно получить разрешение на соответствующую деятельность. В связи с этим истец просит признать бездействия Администрации ПГО по непринятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов на территории Полевского городского округа, а также посадку (взлет) на расположенные в границах Полевского городского округа площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации незаконным, а также обязать Администрацию ПГО в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов на территории ПГО, а также посадку (взлет) на расположенные в границах ПГО площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
В судебном заседании административный истец Свердловский транспортный прокурор не присутствовал, был надлежащим образом извещен о судебном заседании.
Представитель административного ответчика Администрации Полевского городского округа Рябухина А.В. в судебном заседании суду пояснила, что административный иск признает в части возложения обязаности на Администрацию ПГО в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов на территории ПГО, а также посадку (взлет) на расположенные в границах ПГО площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации. В части признания незаконным бездействия не признает в связи с тем, что муниципальная услуга осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органов предоставляющих муниципальные услуги по решению вопросов местного значения установленных в соответствии с ФЗ-131. В вопросах местного значения четко определено, что они не могут быть примерными. Не согласна с доводами административного истца, что воздушные суда можно отнести к транспортным услугам. Приняв регламент, администрация нарушит требования федерального закона №210. Эта услуга не сможет оказываться ни в электронном виде, ни через портал гос. услуг, так как она отсутствует в типовом перечне муниципальных услуг, следовательно, она не может быть типизирована. Заявитель не сможет документы в электронном виде представлять, ответчик не сможет документы запрашивать. Соответственно будут нарушаться права граждан и правила предоставления муниципальных услуг. Ни в одном законе не указан перечень документов для предоставления данной услуги и срок ее предоставления, а также основания для отказа в предоставлении услуги. Просит в удовлетворении административного иска в данной части отказать.
Суд, выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства, считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.6 ст.218 Кодекса административного производства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры, обеспечение условий для развития на территории городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (ч.1 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила -нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 11 ВК РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Согласно ч. 1 ст. 14 ВК РФ организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Статьей 16 ВК РФ установлено, что в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
В соответствии с п.49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138 (далее - Федеральные правила № 138), авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Разрешение и условия на использование воздушного пространства при выполнении авиационных работ и парашютных прыжков, а также демонстрационных полетов над населенными пунктами выдается соответствующими оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации на основании разрешения соответствующего органа местного самоуправления. Информация о разрешении органа местного самоуправления в виде копии документа предоставляется пользователем воздушного пространства в зональный центр Единой системы, региональный центр Единой системы (пункт 40.5 Федеральных авиационных правил «Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 16.01.2012 № 6).
Таким образом, выдача разрешений на выполнение деятельности, изложенной в п.49 Федеральных правил № 138, является муниципальной услугой.
При этом вопреки п.1 ч.1 ст.6 и ч.1 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ в Полевском городском округе отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над населенными пунктами указанного муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что Свердловским транспортным прокурором . . . в адрес главы Полевского городского округа направлен запрос о предоставлении сведений о наличии административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение полетов над населенными пунктами Полевского городского округа (л.д.10).
. . . Главой Полевского городского округа в адрес Свердловского транспортного прокурора направлен ответ на запрос (л.д.11) об отсутствии на территории Полевского городского округа административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение полетов над населенными пунктами Полевского городского округа.
. . . за № Свердловским транспортным прокурором в адрес Главы Полевского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства о предоставлении муниципальных услуг в сфере безопасности полетов (л.д.12-15), с требованием принять административный регламент по выдаче разрешений на выполнение полетов над населенными пунктами Полевского городского округа.
Из ответа Главы Полевского городского округа от . . . на представление прокурора (л.д.16), полученного Свердловской транспортной прокуратурой согласно штампу . . ., следует, что разработать административный регламент в сфере безопасности полетов и начать реализовывать муниципальную услугу не представляется возможным.
Таким образом судом установлено, что по состоянию на . . . Администрацией Полевского городского округа непринят указанный административный регламент тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги в соответствии с установленным стандартом, получении информации о порядке предоставлена муниципальных услуг, а также исключает их возможность законно получит разрешение на соответствующую деятельность.
Федеральными авиационными правила в ряде случаев (пункты 108, 109, 152 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденных приказом Министра обороны России № 136, Минтранса России № 42, Росавиакосмоса № 5 от 31.03.2002 и подп. «a» п.3.31 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 № 128) установлены ограничения на выполнение полётов над местами массового скопления людей.
В письме Росавиации от . . . № Исх-13154/02 «Информация по безопасности полетов №» изложены рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о нежелательности выполнения полётов на беспилотных воздушных судах над людьми, сооружениями или транспортными средствами, приближении ближе, чем на 50 метров к людям. сооружениям или транспортным средствам.
Пунктом 7 положения об обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей. утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.05.2003 № 333-ПП, для обеспечения безопасных условий таких мероприятий на органы местного самоуправления возложены полномочия координационного и организационного характера по взаимодействию с их участниками.
С учетом изложенного, осуществление деятельности, указанной в п.49 Федеральных правил № 138, при получении в отсутствии установленных административным регламентом процедур разрешения или отказа может создать реальную угрозу безопасности жизни и здоровью людей при проведении на территории муниципального образования массовых мероприятий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Свердловского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Полевского городского округа о признании бездействия незаконным, обязании разработать и принять административный регламент, удовлетворить.
Признать незаконными бездействие Администрации Полевского городского округа по непринятию административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорий Полевского городского округа, а также посадку (взлет) на расположенные в границах Полевского городского округа площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
Обязать Администрацию Полевского городского округа в течение 3 месяцев со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу разработать и принять административный регламент предоставления муниципальной услуга по выдаче разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъемов привязных аэростатов над территорией Полевского городского округа, а также посадку (взлет) на расположенные в границах Полевского городского округа площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Полевской городской суд.
Судья подпись
Копия верна.
Судья: Г.В. Бубнова