Решение по делу № 33а-413/2019 от 19.12.2018

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-413 (33а-9004/2018)

Строка 021 а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 января 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Ясинской И.И.,

судей Дёминой О.В., Кобзевой И.В.,

при секретаре Жуковской И.В.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ясинской И.И.

административное дело по административному исковому заявлению Подшивалова Сергея Юрьевича и Подшиваловой Татьяны Викторовны к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления, понуждении заключить соглашение о перераспределении земельного участка,

по апелляционной жалобе Подшиваловой Татьяны Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах Подшивалова Сергея Юрьевича

на решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 28 августа 2018 года,

(судья районного суда Самойлова Л.В.)

У С Т А Н О В И Л А:

Подшивалов С.Ю. и Подшивалова Т.В. обратились в суд с административным иском к администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1757 от 02 октября 2017 года и обязании заключить с ними соглашение о перераспределении вышеуказанного земельного участка. В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что на праве общей долевой собственности владеют земельным участком площадью 513 кв.м., и жилым домом, которые расположены по адресу: <адрес>. На основании их заявления главой администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области вынесено постановление № 1555 от 29 августа 2017 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», которым утверждена схема расположения земельного участка площадью 812 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 513 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, принадлежащего им (истцам) на праве общей долевой собственности и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 299 кв.м. Во исполнение указанного постановления истцы обратились в БТИ Железнодорожного района г. Воронежа, подготовили межевой план и подали документы в управление Росреестра по Воронежской области для постановки земельного участка площадью 812 кв.м. на кадастровый учет.

12 октября 2017 года получили уведомление от управления Росреестра о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с отменой постановления администрации Новоусманского муниципального района № 1555 от 29 августа 2017 года на основании постановления администрации № 1757 от 02 октября 2017 года.

Административные истцы полагают, что постановлением администрации Новоусманского муниципального района от 02 октября 2017 года № 1757 нарушены их права и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав на перераспределение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок, на который они претендуют площадью 299 кв.м., на кадастровом учете не состоит.

Решением Новоусманского районного суда Воронежской области от 28 августа 2018 года в удовлетворении заявленных требований Подшивалова С.Ю. и Подшиваловой Т.В. отказано (л.д. 172,173-177).

В апелляционной жалобе Подшиваловой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах Подшивалова С.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований (л.д. 182-185).

В судебном заседании Подшивалова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах Подшивалова С.Ю. по доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав Подшивалову Т.В. обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (п.п. 3).

В п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ закреплено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13 указанной статьи).

Согласно подпункта 2 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, а именно: не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административные истцы являются собственниками (по 1/2 доли) земельного участка с кадастровым номером площадью 513 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д.23).

29 августа 2017 года постановлением администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1555 утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 812 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , площадью 513 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу и принадлежащего истцам, и земельного участка государственная собственность на который не разграничена площадью 299 кв.м., в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.7). В соответствии с данным постановлением по заказу Подшиваловой Т.В. кадастровым инженером был составлен межевой план образуемого земельного участка (л.д. 12-19).

02 октября 2017 года постановлением и.о. главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1757 отменено постановление от 29 августа 2017 года № 1555.

Из текста оспариваемого постановления усматривается, что основанием для отмены постановления от 29 августа 2017 года № 1555 послужило заявление главы Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области Кокина А.А. об отмене постановления в связи с тем, что перераспределяемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером , находящегося в частной собственности. При этом содержится ссылка на п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ и Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». (л.д. 8).

Разрешая заявленные Подшиваловым С.Ю. и Подшиваловой Т.В. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что перераспределение земельного участка административных истцов происходит за счет земельного участка с кадастровым номером , при этом, согласия собственника данного участка на перераспределение получено не было.

Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно положениям части 1 статьи 175, части 1 статьи 176 КАС РФ решение принимается при разрешении судом первой инстанции административного дела по существу. Решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемый судебный акт требованиям законности и обоснованности не отвечает.

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из изложенного орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 9-П.

При разрешении заявленных административными истцами требований суд не учел, что указанные положения Закона органом местного самоуправления не соблюдены, оспариваемое постановление администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1757 от 02 октября 2017 года не мотивировано, в нем имеется лишь ссылка на заявление главы Отрадненского сельского поселения Новоусманского муниципального района Воронежской области Кокина А.А., не указано какие противоречия и какому закону были выявлены администрацией Новоусманского муниципального района Воронежской области, проводилась ли проверка информации, изложенной в поступившем заявлении, какими документами эта информация подтверждается.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что постановление администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1757 от 02 октября 2017 года об отмене постановления от 29 августа 2017 года № 1555, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы административного истца.

Кроме того, выводы суда противоречат разъяснениям, содержащимся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно которым суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным постановление и.о. главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1757 от 02 октября 2017 года.

Вместе с тем, административные исковые требования Подшиваловых в части обязания заключить с ними соглашение о перераспределении вышеуказанного земельного участка удовлетворению не подлежат ввиду следующего.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих, организаций, обладающих публичными полномочиями.

Суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных (публичных) полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, организаций и должностных лиц.

С учетом изложенного, нельзя согласиться с избранным административными истцами способом восстановления нарушенного права в виде возложения на административного ответчика обязанности заключить с ними соглашение о перераспределении вышеуказанного земельного участка, поскольку суд не вправе подменять собой компетенцию уполномоченного органа.

Руководствуясь статьями 308, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новоусманского районного суда Воронежской области от 28 августа 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать незаконным постановление и.о. главы администрации Новоусманского муниципального района Воронежской области № 1757 от 02 октября 2017 года.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Подшивалову Сергею Юрьевичу и Подшиваловой Татьяне Викторовне – отказать.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33а-413/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Подшивалов Сергей Юрьевич
Ответчики
администрация Новоусманского района
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Ясинская Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
22.07.2020Передача дела судье
22.07.2020Судебное заседание
22.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2020Передано в экспедицию
22.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее