Решение по делу № 2-544/2024 от 06.03.2024

Дело УИД №60RS0002-01-2024-000751-54

Производство № 2-544/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июля 2024 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тевс М.В.,

при секретаре Ильющенко Н.И.,

в ходе рассмотрения в открытом судебном заседании гражданского дела по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к Иванову ФИО10 о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки (далее КУМИ г.Великие Луки) обратился в суд с иском к Иванову ФИО11, которым просил признать объект недвижимого имущества самовольной постройкой и возложить на ответчика обязанность снести самовольную постройку.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что он в силу Положения является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Великие Луки, осуществляющим полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена.

15.03.2001 года между Администрацией города Великие Луки и ФИО6 был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 100 кв.м., в районе пересечения <адрес>, для эксплуатации и обслуживания торгового павильона. Право аренды указанного земельного участка неоднократно продлевалось ФИО6 вплоть до 12.01.2012 года, затем право аренды по соглашению перешло к Ивановой В.Е.

В 2004 году Великолукским филиалом ГП Псковской области «БТИ» была изготовлена техническая документация на торговый павильон, общей площадью 50,8 кв.м.

26.12.2013 года Ивановой В.Е. было получено разрешение на строительство здания магазина общей площадью 50,8 кв.м.

Однако, Иванова В.Е. к строительству магазина не приступила, а продолжила пользоваться уже возведенным объектом.

06.04.2015 года расположенный на земельном участке с объект был поставлен на кадастровый учет как здание магазина с присвоением ему КН 60:25:0090101:293, общей площадью 50,8 кв.м., 1993 года постройки, что следует из сведений ЕГРН. При этом, здание магазина было поставлено на кадастровый учет на основании технической документации, изготовленной в 2004 году.

Следовательно, на земельном участке с располагается объект недвижимости, возведенный в 1993 году, реконструированный в 2004 году, разрешение на строительство или реконструкцию которого не получалось в установленном законом порядке.

18.07.2023 года в адрес Ивановой В.Е. было направлено уведомление о расторжении договора аренды и освобождении земельного участка от расположенного на нем имущества.

В связи с чем, просит признать спорный объект самовольной постройкой и обязать ответчика осуществить снос самовольной постройки, так как она нарушает право истца на распоряжение земельным участком.

В судебном заседании ответчик Иванов А.В. и его представитель Шавлов А.В. заявили ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как КУМИ города Великие Луки не уполномочен Администрацией города Великие Луки подавать иск о признании объекта самовольной постройкой и о его сносе, что следует из Устава муниципального образования города Великие Луки, утвержденного Решение Великолукской городской Думы от 12.07.2005 № 57 и Положения КУМИ города Великие Луки, утвержденного Постановлением Администрации города Великие Луки от 06.05.2015 № 1237 (далее Положение).

Кроме того, представитель ответчика указал на то, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно давал разъяснения судам, о том, что при разрешении требования о сносе самовольной постройки, независимо от того заявлено требование о её сохранении или нет, суд должен поставить этот вопрос на разрешение. В настоящем деле разрешить вопрос о сохранении спорной постройки – признании на неё права собственности разрешен быть не может, так как такой иск следует предъявлять к Администрации города Великие Луки, а не к КУМИ города Великие Луки, о чем в прошлом судебном заседании указала представитель истца. То есть Иванов А.В. лишен права заявить встречный иск, и был вынужден обратиться с отдельным иском.

Представитель ответчиков Администрации города Великие Луки и КУМИ города Великие Луки Соловьёва Е.В., указала, что заявленное ходатайство является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку КУМИ города Великие Луки осуществляет полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время истец не может распоряжаться земельным участков с КН 60:25:0090101:15, так как на нем стоит спорный объект, а следовательно право истца нарушено.

Проверив материалы дела, суд считает, что имеются основания для оставления заявления без рассмотрения.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городских поселений, с 1 января 2017 года переданы органам местного самоуправления указанных поселений.

Согласно статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» с иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ.

В порядке подпункта 20 пункта 1 статьи 14 названного Закона администрация признается надлежащим истцом по требованию о сносе самовольных построек. Органы местного самоуправления обращаются в суд с иском о сносе самовольных строений, расположенных в границах муниципального образования, в силу полномочий по осуществлению земельного контроля и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости.

По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа, сельского поселения администрация при выявлении самовольно возведенной постройки вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки.

Виды деятельности КУМИ города Великие Луки перечислены в разделе 3 Положения, где пунктом 3.2 предусмотрены права и обязанности комитета в области управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории города Великие Луки.

Изучив пункт 3.2 Положения (л.д.9-13), суд соглашается с доводом стороны ответчика, о том, что правом на подачу иска о признании объекта недвижимости -самовольной постройкой, его сносе, КУМИ города Великие Луки не наделен.

Администрация имеет право на подачу иска о сносе самовольной постройки в силу закона. Как следует из вышеприведённых норм права, свои полномочия Администрация вправе делегировать, чего в данном случае не произошло. Следовательно, Администрация, как органы публичной власти, действующая в публичных интересах, оставила за собой право на обращение с иском о сносе самовольной постройки.

В данном случае требование о признании объекта недвижимости - самовольной постройкой, его сносе, не может рассматриваться в контексте иска об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 222 - 223, 225 ГПК РФ суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

оставить иск Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к Иванову ФИО12 о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку, без рассмотрения.

Разъяснить сторонам, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Судья: М.В. Тевс

Дело УИД №60RS0002-01-2024-000751-54

Производство № 2-544/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 июля 2024 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Тевс М.В.,

при секретаре Ильющенко Н.И.,

в ходе рассмотрения в открытом судебном заседании гражданского дела по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к Иванову ФИО10 о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки (далее КУМИ г.Великие Луки) обратился в суд с иском к Иванову ФИО11, которым просил признать объект недвижимого имущества самовольной постройкой и возложить на ответчика обязанность снести самовольную постройку.

В обоснование заявленных требований, истец указал, что он в силу Положения является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Великие Луки, осуществляющим полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена.

15.03.2001 года между Администрацией города Великие Луки и ФИО6 был заключен договор аренды земельного участка, общей площадью 100 кв.м., в районе пересечения <адрес>, для эксплуатации и обслуживания торгового павильона. Право аренды указанного земельного участка неоднократно продлевалось ФИО6 вплоть до 12.01.2012 года, затем право аренды по соглашению перешло к Ивановой В.Е.

В 2004 году Великолукским филиалом ГП Псковской области «БТИ» была изготовлена техническая документация на торговый павильон, общей площадью 50,8 кв.м.

26.12.2013 года Ивановой В.Е. было получено разрешение на строительство здания магазина общей площадью 50,8 кв.м.

Однако, Иванова В.Е. к строительству магазина не приступила, а продолжила пользоваться уже возведенным объектом.

06.04.2015 года расположенный на земельном участке с объект был поставлен на кадастровый учет как здание магазина с присвоением ему КН 60:25:0090101:293, общей площадью 50,8 кв.м., 1993 года постройки, что следует из сведений ЕГРН. При этом, здание магазина было поставлено на кадастровый учет на основании технической документации, изготовленной в 2004 году.

Следовательно, на земельном участке с располагается объект недвижимости, возведенный в 1993 году, реконструированный в 2004 году, разрешение на строительство или реконструкцию которого не получалось в установленном законом порядке.

18.07.2023 года в адрес Ивановой В.Е. было направлено уведомление о расторжении договора аренды и освобождении земельного участка от расположенного на нем имущества.

В связи с чем, просит признать спорный объект самовольной постройкой и обязать ответчика осуществить снос самовольной постройки, так как она нарушает право истца на распоряжение земельным участком.

В судебном заседании ответчик Иванов А.В. и его представитель Шавлов А.В. заявили ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения, так как КУМИ города Великие Луки не уполномочен Администрацией города Великие Луки подавать иск о признании объекта самовольной постройкой и о его сносе, что следует из Устава муниципального образования города Великие Луки, утвержденного Решение Великолукской городской Думы от 12.07.2005 № 57 и Положения КУМИ города Великие Луки, утвержденного Постановлением Администрации города Великие Луки от 06.05.2015 № 1237 (далее Положение).

Кроме того, представитель ответчика указал на то, что Верховный Суд Российской Федерации неоднократно давал разъяснения судам, о том, что при разрешении требования о сносе самовольной постройки, независимо от того заявлено требование о её сохранении или нет, суд должен поставить этот вопрос на разрешение. В настоящем деле разрешить вопрос о сохранении спорной постройки – признании на неё права собственности разрешен быть не может, так как такой иск следует предъявлять к Администрации города Великие Луки, а не к КУМИ города Великие Луки, о чем в прошлом судебном заседании указала представитель истца. То есть Иванов А.В. лишен права заявить встречный иск, и был вынужден обратиться с отдельным иском.

Представитель ответчиков Администрации города Великие Луки и КУМИ города Великие Луки Соловьёва Е.В., указала, что заявленное ходатайство является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку КУМИ города Великие Луки осуществляет полномочия Администрации города Великие Луки по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Город Великие Луки», включая земли и земельные участки на территории муниципального образования «Город Великие Луки», находящиеся в собственности муниципального образования «Город Великие Луки» и государственная собственность на которые не разграничена. В настоящее время истец не может распоряжаться земельным участков с КН 60:25:0090101:15, так как на нем стоит спорный объект, а следовательно право истца нарушено.

Проверив материалы дела, суд считает, что имеются основания для оставления заявления без рассмотрения.

В соответствии с абзацем четвертым статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с положениями статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городских поселений, с 1 января 2017 года переданы органам местного самоуправления указанных поселений.

Согласно статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.12.2023 № 44 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке» с иском о сносе самовольной постройки, о ее сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями вправе обратиться собственник земельного участка, обладатель иного вещного права на земельный участок, его законный владелец, иное лицо, чьи права и законные интересы нарушает сохранение самовольной постройки.

С иском о сносе самовольной постройки, о сносе или приведении ее в соответствие с установленными требованиями в публичных интересах вправе обратиться прокурор, уполномоченные органы публичной власти в пределах своей компетенции (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Право органа местного самоуправления в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения земель осуществлять контроль за размещением движимых и недвижимых объектов закреплено статьей 11 Земельного кодекса РФ, пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ.

В порядке подпункта 20 пункта 1 статьи 14 названного Закона администрация признается надлежащим истцом по требованию о сносе самовольных построек. Органы местного самоуправления обращаются в суд с иском о сносе самовольных строений, расположенных в границах муниципального образования, в силу полномочий по осуществлению земельного контроля и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости.

По смыслу названных норм в целях защиты интересов муниципального образования, населения городского округа, сельского поселения администрация при выявлении самовольно возведенной постройки вправе обратиться в суд с иском о сносе такой постройки.

Виды деятельности КУМИ города Великие Луки перечислены в разделе 3 Положения, где пунктом 3.2 предусмотрены права и обязанности комитета в области управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками на территории города Великие Луки.

Изучив пункт 3.2 Положения (л.д.9-13), суд соглашается с доводом стороны ответчика, о том, что правом на подачу иска о признании объекта недвижимости -самовольной постройкой, его сносе, КУМИ города Великие Луки не наделен.

Администрация имеет право на подачу иска о сносе самовольной постройки в силу закона. Как следует из вышеприведённых норм права, свои полномочия Администрация вправе делегировать, чего в данном случае не произошло. Следовательно, Администрация, как органы публичной власти, действующая в публичных интересах, оставила за собой право на обращение с иском о сносе самовольной постройки.

В данном случае требование о признании объекта недвижимости - самовольной постройкой, его сносе, не может рассматриваться в контексте иска об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 222 - 223, 225 ГПК РФ суд,

О П Р Е Д Е Л И Л:

оставить иск Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки к Иванову ФИО12 о признании объекта недвижимого имущества самовольной постройкой и о возложении обязанности снести самовольную постройку, без рассмотрения.

Разъяснить сторонам, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Судья: М.В. Тевс

2-544/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
КУМИ г. Великие Луки
Ответчики
Иванов Вячеслав Сергеевич
Иванов Андрей Вячеславович
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области
Администрация города Великие Луки
Суд
Великолукский городской суд Псковской области
Судья
Тевс Марина Викторовна
Дело на сайте суда
velikolukskygor.psk.sudrf.ru
06.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2024Передача материалов судье
14.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2024Предварительное судебное заседание
06.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
04.07.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее