УИД 22RS0015-01-2022-003111-90
Дело № 2а-2315/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 15.09.2022 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Барышникова Е.Н.,
при секретаре Кауль Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Татаринцевой З.А. к администрации Первомайского района Алтайского края, комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края о признании незаконным решения и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Татаринцева З.А. через представителя по доверенности Галандину Д.С. обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика от ДАТА НОМЕР об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по АДРЕС; возложить на административного ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка. В качестве основания административного иска указывает на формальный характер отказа и неподтвержденность обстоятельств, положенных в его основу.
К участию в административном деле привлечены: в качестве административного соответчика - администрация Первомайского района Алтайского края, в качестве заинтересованного лица – отдел по архитектуре и градостроительству администрации Первомайского района.
Татаринцева З.А., ее представитель Галандина Д.С. в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
В судебном заседании представитель администрации Первомайского района Алтайского края, комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Дударев А.В. просил в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав Дударева А.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.
Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено общее правило применительно к рассмотрению административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в соответствии с которым суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление, по общему правилу, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Оспариваемое решение принято ДАТА (из ходатайства о восстановлении срока следует, что в этот же день административному истцу стало известно о принятом решении и предположительно нарушенном праве). Административное исковое заявление направлено в суд ДАТА, т.е. с пропуском лишь на один день. Принимая во внимание данное обстоятельство, указание административным истцом на допущенную им ошибку в подсчете срока обжалования, суд усматривает уважительные причины для восстановления срока на обращение в суд с административным иском и восстанавливает его.
Организационно-правовые основы бесплатного предоставления земельных участков закреплены статьями 39.5, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (упомянуты пункт, в свою очередь, содержит, в частности, отсылку к требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации);
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из материалов административного дела следует, что Татаринцева З.А. через представителя по доверенности Полторыхина И.В. обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Первомайского района Алтайского края с заявлением от ДАТА о предварительном согласовании предоставления в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по АДРЕС, с приложением, в том числе, схемы расположения земельного участка.
Решением указанного комитета от ДАТА НОМЕР Татаринцевой З.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку отсутствует доступ к образуемому земельному участку. Данное решение признано незаконным вступившим в силу решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДАТА, на комитет возложена обязанность повторно рассмотреть в установленном порядке заявление Татаринцевой З.А.
Решением указанного комитета, формализованным в письме от ДАТА НОМЕР, Татаринцевой З.А. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка и в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение принято уполномоченным органом, в соответствии с его предметной компетенцией, определенной статьей 2 Положения о комитете, пунктами 1.1.2, 3.2-3.4 административного регламента «Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим лицам и гражданам» (утвержден постановлением администрации Первомайского района Алтайского края от ДАТА НОМЕР). В качестве причин принятого решения указаны пункты 4 и 6 статьи 11.9, пункт 16 статьи 11.10, пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами), пункт 26 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», подпункт 14 пункта 11 статьи 7 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (отсутствие доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку). При этом нормативному обоснованию принятого решения предшествует уточнение фактических обстоятельств применительно к испрашиваемому земельному участку: отсутствие к нему проезда (прохода), его вкрапление в середину земельного массива, где отсутствует возможность сформировать проезд к образуемому земельному участку.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из приведенных здесь оснований, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса. В частности, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Так, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Кроме этого. образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к земельному участку, в отношении которого представлено заявление и необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, или к иным земельным участкам не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (в случае осуществления государственного кадастрового учета) (пункт 26 части1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Как следует из приведенных норм в их взаимосвязи, при формировании земельного участка для цели его предоставления бесплатно без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства обязательным условием является наличие доступа к нему (прохода, проезда), который бы обеспечивал возможность использования участка для цели индивидуального жилищного строительства (последующего проживания в возведенном жилом доме).
В соответствии с пунктами 11-12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории, при этом к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Обозначенные в установленном порядке красными линиями проезды (проходы) к испрашиваемому земельному участку отсутствуют, проектом планировки территории они в месте расположения испрашиваемого земельного участка не предусмотрены.
Отсутствие проезда (прохода) к испрашиваемому земельному участку подтверждается также сведениями из публичной кадастровой карты, из которой видно его расположение в земельном массиве (позади ряда граничащих друг с другом и располагающихся в одну линию земельных участков) и отсутствие проезда к нему.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое решение базируется на нормах закона, является конкретизированным, обоснованным, прав административного истца не нарушает.
Ссылка в оспариваемом решении на подпункт 14 пункта 11 статьи 7 закона Алтайского края «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» не соответствует требованию пункта 31 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226 - 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.09.2022 ░░░░